Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к определению демократизации. Современное состояние демократии в мире.



2020-03-19 776 Обсуждений (0)
Подходы к определению демократизации. Современное состояние демократии в мире. 0.00 из 5.00 0 оценок




Типичным для нашего времени является выделение ценностного и эмпирического подходов в исследованиях систем народовластия. Классическая теория демократии не знала этого противопоставления, и до 40-х годов XX в не существовало разделения на нормативную и эмпирическую теории демократии.

Нормативная теория имеет дело с идеалами и ценностями, пытаясь применять их к реальности; то есть, она исходит из того, как должно быть, а не того, что есть на самом деле. Эмпирическая теория, напротив, обращается к фактам и пытается из них делать обобщения: как действительно функционирует политическая система, и что она на деле представляет собой.

Идеальная демократия в современном нормативном его понимании представляет собой, по мнению известного американского политолога Роберта Даля, органическое единство пяти основных принципов:

1. Эффективное участие. В процессе подготовки принятия коллективного решения, включая стадию вынесения вопроса в повестку дня, каждый гражданин должен иметь равные и адекватные возможности для выражения своих взглядов по существу этого решения.

2. Равенство при голосовании. При принятии коллективного решения всем гражданам должны быть предоставлены равные и реальные возможности для голосования, причем позиция каждого гражданина (граждане коллективно составляют «демос») должна учитываться равным образом при вынесении окончательного решения.

3. Хорошо осведомленное понимание. За время, отпущенное на подготовку и принятие решения, каждый гражданин должен получить равные и адекватные возможности для ознакомления с политическими альтернативами и их вероятными последствиями, чтобы сформировать обоснованное суждение по существу решения.

4. Решающий контроль над повесткой дня. Сообщество граждан («демос») должно иметь исключительную власть в определении того, какие вопросы и каком порядке подлежат обсуждению посредством демократических процедур, предусмотренных тремя предшествующими критериями. В случае если «демос» не обеспечивает свой решающий контроль над повесткой дня, он может делегировать власть другим, которые будут принимать решения с помощью недемократических процедур.

5. Инклюзивность (включенность). «Демос» должен включать всех совершеннолетних субъектов, за исключением временно проживающих лиц.

Реальную демократию, действующую в развитых индустриальных странах, которую Даль назвал «полиархией», или многовластием, можно описать с помощью строгих научных понятий. Эта политическая система характеризуется представительным характером правительства, отсутствием монополии на власть в руках определенной группы общества, множественностью центров принятия решений, а также высоким уровнем контроля со стороны граждан за избираемыми должностными лицами и бюрократией, который реализуется через хорошо функционирующие механизмы ответственности.

Минимально необходимыми условиями и критериями полиархии, позволяющими различать демократические и недемократические режимы, Даль считает следующее сочетание институтов, процедур и прав, выделенных на основе эмпирического подхода:

1. Выборность должностных лиц. Конституционный контроль за решениями правительства осуществляется благодаря тому, что должностные лица избираются гражданами.

2. Свободные, честные, часто проводимые выборы. Должностные лица избираются с помощью частых и честно организованных выборов, нарушение процедуры которых представляет собой нехарактерное явление.

3. Свобода выражения. Граждане имеют право выражать свое мнение, включая критику должностных лиц, правительства, политического режима, социально-экономического строя и господствующей идеологии, не опасаясь сурового наказания по политическим мотивам.

4. Доступ к альтернативным источникам информации. Граждане имеют право на доступ к альтернативным и независимым источникам информации, которые находятся под эффективной защитой закона.

5. Автономия ассоциаций. Граждане для защиты своих разнообразных прав, включая перечисленные выше, имеют также право объединяться в относительно независимые ассоциации или организации, включая независимые политические партии и группы интересов.

6. Всеобщие гражданские права. Практически все взрослое население должно обладать всеми правами, необходимыми для пяти вышеперечисленных политических институтов и процедур.

Помимо выделения нормативного и эмпирического подходов, широкое распространение в политической науке получило разграничение процедурного и субстантивного подходов к определению демократии.

Согласно процедурному подходу, демократия не идеал, к которому следует стремиться, не противоречивое воплощение этого идеала в повседневной политической практике, а простой набор процедур, определенных правил управления государством и обществом.

Процедурный подход рассматривает демократию как одну из форм правления и акцентирует внимание на ответах на вопросы: кто участвует в принятии политических решений, равны ли голоса участников, сколько необходимо голосов для принятия решений. Согласно процедурной теории, демократическое устройство предполагает, что каждый полноправный гражданин того или иного политического сообщества имеет право участвовать в его управлении (принцип всеобщего участия). Все голоса имеют одинаковый вес (принцип политического равенства). Решения принимаются в соответствии с волей большинства (мажоритарный принцип, или принцип правления большинства).

Субстантивный подход, акцентирует внимание на сущности государственной политики: насколько она находится в соответствии с демократическим идеалом, то есть со сложившимися представлениями о народовластии. Большинство субстантивных теорий демократии соглашается с тем, что государственная политика должна гарантировать основные права и свободы граждан. Разногласия связаны с различным пониманием сущности этих прав и свобод.

На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю мировую историю. Более половины населения мира живёт в странах, где периодически проводятся выборы. Народ повсеместно провозглашается источником политической власти, и даже диктатуры обычно подают свои действия от имени народа. Выборы, даже когда они сфальсифицированы, стали существенным ритуалом легитимизации власти. По мнению политологов, на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимыми с институтами старейших демократий].

Право на участие в процессе принятия политических решений отражено во многих международных документах. Например, Всеобщая декларация прав человека (статья 21) провозглашает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей, что каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе, что воля народа должны быть основой власти правительства и что свобода голосования должна обеспечиваться путём всеобщего и равного избирательного права.



2020-03-19 776 Обсуждений (0)
Подходы к определению демократизации. Современное состояние демократии в мире. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к определению демократизации. Современное состояние демократии в мире.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)