Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III . Особенности российского законодательства о предотвращении загрязнения морской среды



2020-03-19 338 Обсуждений (0)
III . Особенности российского законодательства о предотвращении загрязнения морской среды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Данному направлению с каждым годом уделяется всё большее внимание со стороны международных и национальных законодателей. Причины этого, с одной стороны, заключаются в экологическом значении Мирового океана и глобальном характере угроз, связанных с изменением его уровня, ухудшением качества морских вод, снижением биоразнообразия, ростом экологических катастроф и бедствий на море и т.п. С другой стороны, возрастает роль живых и минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны (морской район, включающий водную толщу, морское дно и недра, находящиеся за пределами территориального моря, и прилегающий к нему) в обеспечении жизненных потребностей людей. Достаточно привести одну цифру: в настоящее время в России 94% рыбной продукции добывается не во внутренних водоемах, а в водах исключительной экономической зоны.

Поэтому использование и охрану континентального шельфа и исключительной экономической зоны регулируют многочисленные акты: федеральные законы «О континентальном шельфе РФ» № 187-ФЗ от 30.11.1995 г.; «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» № 155-ФЗ от 31.07.1998 г.; «Об исключительной экономической зоне РФ» № 191-ФЗ от 17.12.1998 г.; «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г.; «О животном мире» № 52-ФЗ от 24.04.1995 г.; Закон РФ № 2395-1 «О недрах» от 03.03.1995 г., Водный кодекс РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006 г.; постановления Правительства РФ по вопросам охраны водных биоресурсов, например, «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков» № 746 от 05.12.2006, Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море РФ № 44 от 19.01.2000 г. Существенную роль играют акты международного морского и экологического права, Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения. Это далеко не полный перечень источников права.

Их действие распространяется на имеющие различную объективную форму существования, экологическую и экономическую ценность, правовой статус и режимы охраны объекта. Число таких объектов велико, а структура достаточно сложна. Во-первых, это морская среда, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, взятые как бы сами по себе. Во-вторых, это их живые и неживые ресурсы. В-третьих, это интересы РФ и предметно выраженные виды деятельности, например прокладка подводных кабелей. В-четвертых, это различные правомерные виды пользования, например, добыча нефти на шельфе, которые представляют опасность для окружающей среды.

Кроме того, правовое регулирование осложняется различиями статусов отдельных частей (компонентов) этих объектов и необходимостью введения разных режимов их охраны, например открытого моря, внутреннего моря, территориального моря, прилежащей зоны. Понятия, статусы, режимы охраны, дозволения, ограничения и запреты в использовании устанавливаются нормами международного и национального морского и экологического права.

Основные задачи правовой охраны состоят в предотвращении загрязнения морской среды вредными для живых ресурсов моря и правомерных видов пользования (судоходство, туризм, промысел живых ресурсов и т.п.) путем регулирования порядка захоронения отходов, сброса в морские воды сточных вод с объектов, расположенных на берегу, или с морских либо воздушных судов, платформ и других искусственных сооружений; обеспечение безопасной с экологической точки зрения деятельности по добыче минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны; неистощительной добычи морских биоресурсов. Эти и другие задачи решаются с помощью таких средств как мониторинг морского пространства, установление особого порядка регистрации капитанами морских и иных судов операций с вредными веществами и отходами, особого порядка оповещения в случае аварии, например, при утечке нефти, установление квот и ОДУ (общедопустимых уловов) на добычу живых ресурсов моря, а также организацией морских заповедников, проведением мер контроля, обязательным проведением государственной экологической экспертизы по проектам разработки минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, введением запретов на добычу отдельных видов рыб и морских млекопитающих и т. п., наконец, установлением мер юридической ответственности (ст. 8.16-8.20 КоАП РФ, ст. 252, 253 УК РФ).

Все перечисленные средства широко представлены в российском законодательстве и поскольку большинство из них было принято во исполнение международных обязательств РФ (СССР), уровень соответствия международным требованиям и стандартам достаточно высок.

Государственное регулирование защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

В целях установления предельно допустимых норм воздействия на морскую среду и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря производится нормирование качества морской воды. Оно должно обеспечивать и гарантировать: экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда; защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Поддержание морской среды внутренних морских и территориальных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых воздействий на морскую среду и природные ресурсы.

Все виды хозяйственной или иной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для предупреждения, выявления и устранения нарушений законодательства Российской Федерации и международных норм по защите морской среды осуществляется государственный экологический контроль во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе.

Уполномоченными органами государственной власти осуществляется государственный экологический мониторинг состояния внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, представляющий собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений по физическим, химическим, гидробиологическим и микробиологическим показателям, а также оценку и прогноз их изменений под влиянием природных и антропогенных факторов.

Захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.

Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Захоронение отходов на континентальном шельфе допускается только после проведения государственной экологической экспертизы и на основании разрешения, выданного уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, и органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение.

Требования российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды.

В территориальных морских водах РФ слив в море смесей, содержащей нефть, допускается только в случаях, если содержание нефти без предварительного разбавления не превышает 15 долей на миллион и при этом танкер имеет ход. Если нефтесодержащие смеси не могут быть сброшены за борт на этих условиях, то их надлежит хранить на борту судна и сдавать на приемные сооружения.

Чистый и изолированный балласт разрешается сливать без ограничений в любых точках Мирового океана, включая внутренние и территориальные воды РФ. Такой слив возможен и в особых районах.

По специальному разрешению допускается сброс отходов, содержащих значительное количество мышьяка, свинца, меди, цинка и их соединений, борной кислоты, магния, нитрата аммония, а также кремнийорганических соединений, фторидов, пестицидов.

Законодательство допускает захоронение контейнеров, металлолома и прочих твердых неупакованных отходов, потопление которых не может серьезно препятствовать рыболовству и судоходству.

Законодательство разрешает сбрасывать в территориальных водах России хозяйственно-фекальные воды с судов, где численность экипажа и пассажиров не превышает 6 человек.

Государственный орган по охране природы выдает общие и специальные разрешения на сброс в целях захоронения в море отходов и других материалов. Он ведет регистрацию характеристик и количества отходов и других материалов, допущенных к сбросу, места, времени и метода сброса.

В морях Северного Ледовитого океана, Охотском море, а также прилегающих к северному побережью России морских районах запрещается сброс не очищенных до установленных норм сточных вод, а также отходов, материалов и предметов. Их захоронение может осуществляться только с разрешения и под контролем компетентных органов.

Владельцы водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений, а также другие предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения и засорения прибрежных вод вследствие потери нефти, древесины, химических, нефтяных и иных продуктов.

В целях защиты рекреационных интересов в морских районах запрещается сброс в прибрежных водах морей каких-либо производственных, бытовых и других отходов.

Морские порты обязаны обеспечить приём всех видов скопившихся на судне загрязненных вод и бытовых отходов.

Твердые отсепарированные остатки нефтепродуктов, промасленная ветошь, мусор, мелкая тара, технические, пищевые и прочие бытовые отходы вывозятся с судна по заявке в предоставляемой портом специальной таре.

На судне, стоящем в порту у причала, отливные шпигаты охлаждающей воды следует закрывать специальными щитами, а выводимый за борт отработанный пар направлять по добавочным трубам в воду.

Организацией готовности технических средств к борьбе с аварийными разливами нефти на акватории порта и прилегающей к порту морской акватории занимаются портовые службы борьбы с аварийными разливами нефти.

Ответственность за выполнение на судне комплекса мероприятий по предотвращению загрязнения моря возлагается на капитана судна.

Капитаны судов должны немедленно сообщать в инспекцию государственного портового надзора и дежурному диспетчеру порта захода о случаях сброса любых вредных веществ в территориальных и внутренних водах РФ, а также в открытом море, как со своего судна, так и с любого другого судна, равно как и о замеченных загрязнениях.

Уполномоченные должностные лица в пределах внутренних морских вод и территориального моря России вправе останавливать, посещать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и обстоятельств произведенного сброса или потерь вредных веществ, а также проверку правильности регистрации в судовых документах операций с такими веществами и смесями.

 


Заключение

 

Проведённый анализ собранного материала для настоящей дипломной работы показал, что актуальность данного исследования заключается в получении новых данных о правовой природе и содержании правового регулирования предотвращения загрязнения морской среды. В связи с этим, можно резюмировать следующие результаты проделанной работы:

) был выяснен концептуальный механизм реализации правового регулирования предотвращения загрязнения морской среды;

) рассмотрена природа и содержание правового регулирования предотвращения загрязнения морской среды;

) систематизированы основные аспекты проблемы правового регулирования предотвращения загрязнения морской среды с позиции суверенитета государств и международных договоренностей и т.п.

На основании проведенного исследования были сделаны определенные выводы и внесены предложения относительно совершенствования международного и в частности российского законодательств, регулирующих вопросы, связанные с предотвращением загрязнения морской среды.

В международных конвенциях подробно рассматриваются вопросы обеспечения выполнения применимых международных норм и стандартов, осуществляемого государством флага, государством порта и прибрежным государством.

В частности государство флага обеспечивает соблюдение судами, плавающими под его флагом или зарегистрированными в нём, применимых международных норм и стандартов и своих законов и правил, а также принимает законы, правила и другие необходимые меры по их осуществлению.

Международное законодательство восприняло и развило концепцию юрисдикции государства порта. Эта концепция означает, что государство порта может осуществлять свою юрисдикцию над иностранными судами в отношении нарушений международных норм и стандартов, даже если они совершены за пределами его внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны. Данное положение закрепляет неотвратимость ответственности за нарушения международных норм и стандартов в той полноте, которая необходима для принятия мер по устранению последствий от нарушений и применению санкций к нарушителю.

По просьбе государства, во внутренних водах, территориальном море или исключительной экономической зоне которого произошло нарушение, или причинен ущерб, или существует угроза причинения ущерба, государство порта осуществляет, насколько это практически возможно, расследование и передает материалы такого расследования государству флага или прибрежному государству. Однако любое разбирательство, начатое государством порта на основании такого расследования, может быть приостановлено по просьбе того государства, во внутренних морских водах, территориальном море или исключительной экономической зоне которого совершено нарушение. Сама по себе ответственность в данном случае является рекомендательной и на фоне обнародованных фактов нарушения, передается на рассмотрение потерпевшего государства, соблюдая принцип суверенитета.

Когда судно добровольно находится в порту или у прибрежного терминала прибрежного государства, в территориальном море или исключительной экономической зоне которого допущены нарушения его законов и правил или международных норм и стандартов в отношении загрязнения, это государство может возбудить соответствующее разбирательство.

Государства несут ответственность за ущерб и убытки, когда принятые меры являются незаконными или выходят за рамки разумно необходимых в свете имеющейся информации. При осуществлении своих прав и выполнении обязанностей государства не должны допускать никакой дискриминации по форме или по существу против судов любого другого государства.

В отношении профилактических мероприятий международное законодательство в частности пошло по пути инспектирования, освидетельствования и контроля за состоянием судов выходящих в плавание, установив стандарты технических характеристик.

Так, если назначенный инспектор или признанная организация устанавливают, что состояние судна или его оборудование существенно не соответствуют данным свидетельства или что их состояние таково, что судно не подготовлено к выходу в море без чрезмерной угрозы морской среде, то они немедленно обеспечивают принятие мер по устранению недостатков и уведомляют об этом государство флага. Если меры по устранению недостатков не выполняются, то свидетельство изымается с немедленным уведомлением государства флага. Если же судно находится в порту другой стороны, то государство порта принимает меры, обеспечивающие, чтобы судно не выходило до тех пор, пока оно не сможет выйти в море или покинуть порт для следования на ближайшую судоремонтную верфь (если не представляет чрезмерной угрозы морской среде).

Свидетельство составляется на официальном языке выдающей его страны по форме, соответствующей образцу. Срок, на который выдается свидетельство, не может превышать пять лет.

Договаривающиеся государства обязуются предусматривать на нефтеналивных терминалах, в ремонтных портах и других портах, в которых суда должны сдавать нефтяные остатки, сооружения для приема таких остатков и нефтесодержащих смесей, достаточные для удовлетворения потребностей пользующихся ими судов.

Существующие танкеры дедвейтом (т.е. полная грузоподъемность судна) 20 тыс. т и более для перевозки сырой нефти и танкеры дедвейтом 30 тыс. т и более для перевозки нефтепродуктов подлежат усиленной программе проверок в соответствии с руководством, разработанным ИМО.

Для более четкого понимания норм международного морского права, страны участницы выработали понятийный аппарат, обозначающий объект и предмет правонарушения.

В частности, согласно правилу 1 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ 73/78), мусор означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению. Положения Приложения применяются ко всем судам. Запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора.

п. 1, подп. 4, ст. I Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. определяет загрязнение морской среды: это «привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду ... , которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха».

Однако в процессе антропогенной деятельности пока неизбежно образуются вредоносные загрязняющие вещества, которые в прошлом неконтролируемо сбрасывали в морские глубины, загрязняя тем самым морские пространства. Поэтому международное сообщество разрабатывает комплекс норм регулирующих захоронение отходов.

В соответствии с принципами международного права, относящимися к ответственности государства за ущерб, причиняемый окружающей среде другого государства в результате сброса отходов и иных материалов, стороны должны разработать процедуры для установления ответственности и урегулирования споров, относящихся к захоронению.

В соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно государства должны принимать все совместимые с международными конвенциями меры, которые необходимы для предотвращения и сокращения загрязнения морской среды осуществляя контроль из любого источника находящегося на суше или вызываемого деятельностью на морском дне и/или иной деятельностью на морских пространствах (в результате захоронения отходов; загрязнения с судов; загрязнения из атмосферы или через неё). Для данной цели должны использоваться наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении. Государства обязаны стремиться согласовывать свою политику в этом отношении. Меры, которые принимаются государствами, должны быть направлены, в частности, на уменьшение в максимально возможной степени загрязнения с судов (предотвращение аварий и ликвидацию чрезвычайных ситуаций), загрязнения с установок и устройств, используемых при разведке и разработке природных ресурсов морского дна, загрязнения с других установок и устройств, эксплуатирующихся в морской среде.

Государства должны сотрудничать на всемирной и региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур для защиты и сохранения морской среды.

Государства непосредственно или через компетентные международные организации должны оказывать научную и техническую помощь развивающимся государствам в области науки, образования, техники, а также в других областях в целях защиты и сохранения морской среды и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.

Реализация права государства на установление норм и стандартов в различных морских пространствах, должны, по меньшей мере, быть столь же эффективны, как и международные. Особые правила могут устанавливаться для захода во внутренние воды и порты (к терминалам). Они должны публиковаться должным образом и своевременно сообщаться компетентной международной организации.

В территориальном море государство может принимать в порядке осуществления своего суверенитета и более строгие правила, однако они не должны препятствовать мирному проходу иностранных судов.

И самое главное, что необходимо предпринять всем государствам, это ужесточение национального уголовного и административного наказания в этой области, а также усиление профилактических агитационных мероприятий для формирования юридически ответственных граждан.

Т.Г. Калиниченко говорит что, «международное право играет важную роль в решении водных проблем, возникающих в мире. Рост населения, разработка природных ресурсов, индустриальное развитие, истощение водных запасов на национальном и региональном уровнях приводит к тому, что водные ресурсы быстро становятся ещё более ценным природным ресурсом, чем нефть. На всевозрастающий дефицит воды указывает тот факт, что примерно 300 млн. человек в 26 странах страдают от недостатка воды. По данным П. Уотерс, «можно заметить элементы надвигающегося «глобального водного кризиса». И с этими утверждениями трудно не согласиться, так как эти процессы заставляют государства развивать международное сотрудничество в области использования и охраны международной морской среды и её водных ресурсов соблюдая при этом принципы суверенности и национального интереса государств.

Изученная тема крайне актуальна, но рассмотреть её более глубоко и многогранно не представляется возможным в рамках настоящей работы, поэтому исследуемый вопрос остаётся открытым и требует дальнейшего изучения.

 


Список использованной литературы



2020-03-19 338 Обсуждений (0)
III . Особенности российского законодательства о предотвращении загрязнения морской среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III . Особенности российского законодательства о предотвращении загрязнения морской среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)