Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика советского государственно-правового



2020-03-19 235 Обсуждений (0)
Общая характеристика советского государственно-правового 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовые формы организационной деятельности

Содержание

 

Введение 3
1. Общая характеристика советского государственно-правового аппарата периода НЭПа   6
2. Судебная реформа 1922 г. 11
3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. 19
4. Реформа уголовно-процессуального права 22
Заключение 26
Список литературы 29

 


Введение

 

Актуальность темы курсового исследования определяется следующими положениями.

Состояние и развитие государственности в современном мире представляет собой сложный и противоречивый процесс. Институт государства в XX в. начал играть ведущую роль в человеческой жизни, стал движущей силой всех важнейших событий. Государственное регулирование помогло успешно осуществить огромные социальные, экономические и научно-технические преобразования. Однако, несомненно и другое: неоправданное расширение сферы государственного вмешательства сопровождалось обострением целого ряда проблем, привело к трагичным деформациям и издержкам в жизни многих стран.

Глубокие общественные преобразования, проводимые в России уже более 10 лет, свидетельствуют о коренной реформе государственности и становлении принципиально новой государственной системы. Они связаны с возвратом государства в русло общемирового развития и обнаруживают органическую взаимосвязь с реформами 22-23 гг. Этот процесс привел к возрождению некоторых тенденций и институциональных форм революционного прошлого, восприятию мирового опыта строительства правовых демократических государств.

В то же время приходится констатировать, что Россия вошла в новый период своих реформ без выверенных задач, без учета всей совокупности исторических факторов. Это привело к утере многих ранее завоеванных позиций, возрастанию социальной незащищенности граждан, правовому произволу и криминализации общества.

Государственная власть сегодня не имеет права действовать спонтанно, методом проб и ошибок, ставить эксперименты на собственном населении. Это, наконец осознано новой плеядой государственных деятелей, пришедших к власти на исходе XX в.

Сейчас Россия вынуждена вновь ставить и решать задачи более чем вековой давности: достичь экономического и общественного процветания, обеспечить правовой порядок в обществе, занять достойное место в мировом геополитическом пространстве, как и подобает стране с огромными природными ресурсами, высоким образовательным и интеллектуальным потенциалом населения.

Реформы 22-23 гг., как и нынешние, обусловили глубокие сдвиги во всех сферах жизни страны. Негативной стороной реформаторства стало усиление преступности, которая, как показывает исторический опыт, является зловещим спутником всех российских реформ.

Реформы суда, начавшиеся в 1922 г., проводимые в контексте других преобразований в государственном устройстве России, в конечном счете, имели целью движение к правовому государству. В этой связи изучение мероприятий государственной власти России того времени, направленных на преодоление негативного влияния преступности на экономику и политическую обстановку, приобретает особую актуальность. Требуется комплексное изучение реформ суда и государственного устройства. Это позволит расширить представления об основных принципах государственной политики по охране общества от преступных посягательств, показать значение деятельности важнейших государственных структур в период смены общественно-экономических укладов.

Двадцатые годы XX в. были для России эпохой ликвидации (хотя и далеко не полной) исторически отжившего буржуазного строя, вовлечения огромной страны в орбиту нового «антихристианского» развития.

Окончание гражданской войны, переход к мирной жизни и выдвижение на первый план задач восстановления разрушенного хозяйства, создание передовой промышленности, способной удовлетворить потребности населения в промышленных товарах, развитие сельского хозяйства – все это требовало дальнейшего развития советского государства его основных компонентов.

Главные направления этого процесса выражались в поиске оптимальных путей управления государственными предприятиями, организации жесткого контроля за частнопредпринимательской деятельностью, расширении прав местных советов в решении региональных вопросов. В этот период на первый план вышли проблемы укрепления законности и правопорядка, создания эффективно действующей системы правоохранительных органов и правосудия, а также реформирования Красной Армии сообразно условиям мирного времени и потребностям в защите страны от внешних врагов.

В рассматриваемый период структура органов государственной власти и управления сохраняется в основном неизменной, но методы их деятельности и полномочия модифицируются по двум причинам: вследствие образования Союза ССР и в связи с переходом управления промышленностью на начала централизованного планового руководства одновременно с децентрализацией непосредственного управления предприятиями.

После вступления Российской Федерации в СССР высшие органы государственной власти и управления РСФСР ограничили предмет своей законотворческой деятельности кругом вопросов, отнесенных Конституцией СССР к ведению союзных республик. В частности, они не могли принимать нормативно-правовые предписания, закрепляющие общие начала землеустройства и землепользования, основы законов о труде, общие начала в области народного просвещения и здравоохранения. В составе Правительства РСФСР не могли образовываться наркоматы по иностранным, военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Все государственные органы РСФСР должны были неукоснительно руководствоваться в своей деятельности Конституцией СССР, общесоюзными законами и иными нормативно-правовыми актами.

В курсовой работе рассмотрены судебные реформы, которые проходили в молодом советском государстве на протяжении 1922-1923 годов и имели огромное значение для всей жизни страны.


Общая характеристика советского государственно-правового

Аппарата периода НЭПа

 

Став собственником заводов и фабрик, банков, средств производства, земли, природных ресурсов, советское государство вынуждено было за достаточно короткий срок найти оптимальные способы рационального управления своим имуществом и создания мощной экономики. Первый опыт централизованного управления имуществом, предприятиями в период политики военного коммунизма показал его полную несостоятельность. И государству пришлось отложить до лучших времен процесс внедрения коммунистических принципов производства и распределения материальных благ. В период НЭПа оно реализует новый подход включающий в себя три взаимосвязанные меры: 1) создание органа, призванного осуществлять координацию деятельности различных наркоматов, отделов исполкомов, иных органов на уровне РСФСР, области, губернии, уезда, волости, 2) составление единого государственного хозяйственного плана, 3) перевод промышленных предприятий, заводов и фабрик на хозяйственный расчет.[1]

Координацию деятельности наркоматов VIII Всероссийский съезд Советов возложил на СТО – Совет труда и обороны. Координация работы различных отделов, предприятий, учреждений на уровне области, губернии, уезда и волости была возложена на экономическое совещание (ЭКОСО), действующее под руководством СТО и проводящее в жизнь его распоряжения.

Предпринимаются первые шаги по разработке единых народнохозяйственных государственных планов. Декретом СНК от 22 февраля 1921 г. при СТО была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан), которой поручалось на основе плана ГОЭЛРО разработать единый государственный хозяйственный план, а также рассматривать и согласовывать с общегосударственным планом программы и планы отдельных ведомств и региональных хозяйственных организаций.

IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921г.), определяя основные направления новой экономической политики, признавал, что в основу управления всей государственной промышленностью должны быть положены хозяйственный расчет и общегосударственный план, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и всех вместе взятых. Государственным предприятиям и их объединениям, перешедшим на хозяйственный расчет, гарантировалась широкая самостоятельность в области распоряжения предоставленным им государством ресурсами с целью обеспечения предприятий сырьем, топливом и другими материалами, а также право реализации определенной части продукции для пополнения недостающих ресурсов.[2]

Благодаря хозяйственному расчету центральные органы управления освобождались от мелочной опеки над предприятиями и могли сосредоточить свое внимание на вопросах, имеющих принципиальное значение как для деятельности конкретных предприятий, так и для совершенствования хозяйственного механизма в пределах отдельного района, отрасли и государства в целом.

Предоставляя широкие экономические права гражданам, призывая их активно участвовать в деле укрепления и развития народного хозяйства, высшие органы государства прекрасно понимали, что многие из этих прав могут, остаться на бумаге, будут торпедироваться местными органами власти. Чтобы преодолеть достаточно распространенную практику неисполнения местными советами законов и иных нормативно-правовых актов, особенно в части прав, предоставляемых гражданам и иным лицам, советское государство принимает действенные и конкретные меры по укреплению законности и правопорядка.

Во-первых, 26 января 1922 г. ВЦИК принял четыре Положения: о советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа; об уездных съездах, советах и их исполкомах; о волостных съездах, советах и их исполкомах; о сельских советах. Впервые деятельность местных советов была введена в законный режим, что позволило установить единообразный порядок организации и деятельности их органов и членов исполкомов. Одновременно граждане получили надлежащую правовую базу для защиты своих прав от произвола местных советов и их должностных лиц.[3]

Во-вторых, советское государство воссоздало прокуратуру, наделив ее правом осуществлять надзор за законностью в деятельности наркоматов РСФСР и исполкомов местных советов, должностных лиц и принимать незамедлительные меры по устранению выявленных правонарушений, вплоть до привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

В-третьих, в ходе судебной реформы 1922 г. устанавливается единая система судебных учреждений в РСФСР, на новых, более демократичных началах создается адвокатура. Одновременно упраздняются органы, осуществлявшие террор в годы гражданской войны – ВЧК и губернские трибуналы и Верховный трибунал при ВЦИК. Созданный режим законности и система правоохранительных органов и судебных учреждений значительно ограничивали произвол государственных органов и должностных лиц в пользу прав граждан, закрепленных действующими законами РСФСР и иными нормативно-правовыми актами.[4]

В условиях мирного строительства отпадает потребность в 6,5-миллионной Красной Армии и ее реформа является одним из важнейших мероприятий, проведенных советским государством в период НЭПа.

Таким образом, к 1925 г. после семи лет реорганизаций и творческих поисков оптимального варианта и механизма советского государства система государственных органов в основном была создана и просуществовала без каких-либо реформ более десяти лет. С помощью этих органов удалось заложить основы социалистического общества и принять новую Конституцию СССР.

К 1925 г. система государственных органов СССР и РСФСР выглядела следующим образом:[5]

1. Общесоюзный уровень – съезд Советов СССР, двухпалатный ЦИК СССР, Президиум ЦИК СССР, СНК СССР, СТО СССР, наркоматы СССР, Верховный Суд СССР, ОГПУ, Красная Армия.

2. Федеральные органы РСФСР: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК, СНК РСФСР, Экономическое совещание РСФСР, наркоматы РСФСР, Верховный Суд РСФСР, прокуратура РСФСР на правах отдела Наркомата юстиции РСФСР.

3. Государственные органы автономной республики: съезд Советов автономной республики, ЦИК автономной республики, СНК автономной республики, наркоматы автономной республики, Экономическое совещание, отделение Верховного Суда РСФСР либо главный суд на правах губернского суда, прокурор автономной республики.

4. Государственные органы области: областной съезд советов, областной исполком, экономическое совещание области.

5. Государственные органы губернии: губернский съезд советов, губернский исполком, экономическое совещание губернии, губернский суд, губернский прокурор.

6. Государственные органы уезда: уездный съезд советов, уездный исполком, экономическое совещание уезда, народный суд, помощник губернского прокурора.

7. Государственные органы волости: съезд советов волости, исполнительный комитет, экономическое совещание волости.

8. Государственные органы города, села: совет депутатов, исполком совета, городское (сельское) экономическое совещание. В больших городах действовали народные суды.

 




2020-03-19 235 Обсуждений (0)
Общая характеристика советского государственно-правового 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика советского государственно-правового

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)