Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Понятие морали



2020-03-19 372 Обсуждений (0)
Глава 2. Понятие морали 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Многие ученые, занимающиеся проблемами первобытного общества, указывают на использование и большую значимость моральных норм для регулирования жизни древних людей. Она играла, играет и будет играть особую роль в регулировании жизни и поведения социума во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях.

Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Иными словами в литературе по этике понятие морали определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей целях сохранения и развития общества как целого. Стоит отметить мнение Р.Г. Апресяна в своей статье: "Мораль сама по себе понималась в русле исторического материализма как сугубо общественный феномен, а в сильных версиях - как один из инструментов общественной самоорганизации"

По поводу происхождения морали имеется ряд точек зрения. Однако в одном факте все уверены - мораль появилась уже в первобытном обществе и регулировала даже самые простейшие взаимодействия между людьми (главенство в семье, кто пойдет на охоту и т.д.). Существует четыре основных точек зрения о происхождении морали:

натуралистический подход (утверждается, что мораль присуща человеку от природы и является своего рода результатом его биологического (эволюционного) развития).

Данный подход был сформулирован английским философом Гербертом Спенсером. Но основные идеи подхода были высказаны английским ученым-биологом Чарльзом Дарвином, специально посвятившим проблемам морали и ее возникновения две главы своего фундаментального труда "Происхождения человека".

В своей работе Ч. Дарвин сформировал существенные постулаты биологического подхода к объяснению предпосылок и происхождения морали - это природная основа, высокое (по сравнению с животными) развитие психики и интеллектуальных функций, способность к членораздельной и развитой речи и подкрепительная роль социальных механизмов, к которым следует отнести и способности к обучению и воспроизведению.

Религиозный (теологический) подход (мораль дарована человеку Богом).

Указывая на данный подход, на мой взгляд, можно обратиться к мнению Канта, который однажды заметил, что "моральный закон, таящийся в моей личности, открывает мне жизнь, независимую от моей живой природы и даже всего чувственно воспринимаемого мира". Вероятно, подобные представления были присущи людям еще с древнейших времен, когда правила и каноны взаимоотношения между людьми рассматривались в качестве установления высшими, порой выдуманными, существами (духами, позже богами). Последние, как свидетельствуют многие сохранившиеся источники, поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки.

Проблема взаимодействия морали и религии занимала умы различных мыслителей с глубокой древности. Одни высказывали мнение о неразрывном существовании этих двух социальных регуляторов, другие, напротив, утверждали, что каждый из них является самостоятельным социальным явлением. Однако все же религиозная трактовка происхождения морали имеет ряд преимуществ, так как перед моралью, как и перед Богом, все равны - и богатый, и бедный, и царь, и крестьянин.

И мораль, и религия принадлежат к миру ценностей, к тому миру, в котором действует не только и не столько разум и рациональность, сколько человеческие чувства, вера в будущее и лучшее, склонности индивида и привязанности, не сухие "канцелярские" понятия, а образы.

Социологический подход (заключается в том, что мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей).

Внутри данного подхода существует так же две различные точки зрения. Одни ученые утверждают, что возникновение морали было опосредованно и предопределенно разложением первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирование первых общественных институтов. Другие отмечают, что мораль возникла далеко в недрах первобытной и даже раннепервобытной общины. И в одном, и во втором случае авторы идей связывают появление морали с развитием общественных отношений и, на мой взгляд, это является определяющим фактором.

Культурологический подход (заключается в том, что мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека, а ее сущность не сводится к социально-экономическим и политическим интересам общества).

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления (в т. ч. "не лги", "не кради", "почитай старших", а также моральные качества и т.д.) принимают различные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него, а значит выполяет определенные функции в обществе. К таким функциям можно отнести:

Регулятивная (подразумевает под собой регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни)

Ценностно-ориентировочная (утверждение "человеческого начала" в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию)

Координационная (заключается в обеспечении единства и согласованности взаимодействия людей при самых разнообразных обстоятельствах)

Соблюдение людьми единых всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни общества.

Конститутивная (утверждает значимость общественных принципов нравственности, которые являются высшими, главенствующими над другими формами регулирования поведения людей).

Принимая во внимание все условия формирования морали и ее функции, которые она выполняет на протяжении всего существования человечества, можно понять, какую важную роль выполняют представления о добре и зле в обществе, выступая как центральные этические и моральные понятия. Они указывают на то, что в жизни есть что-то ценное помимо приятного и полезного. Это и симпатия, и любовь, и забота, и честность. Мораль является своего рода продуктом исторического развития человека, который имеет свое начало еще в первобытном обществе. В ней выражены всевозможные общественные представления людей о добре и зле, справедливости и чести, милосердии и человеколюбии. Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, "соединение" личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.




2020-03-19 372 Обсуждений (0)
Глава 2. Понятие морали 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Понятие морали

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)