Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие права и морали



2020-03-19 335 Обсуждений (0)
Взаимодействие права и морали 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Взаимодействие этих двух социальных регуляторов всегда представляло собой одну из наиболее важных научных проблем. Она остается весьма злободневной и в наше время. В современной литературе справедливо отметили, что для нынешней юридической науки "характерен процесс углубления нравственных начал, сближения права и морали демократического общества".

Право и мораль уникальные явления. Помимо того, что они взаимосвязаны друг с другом, они еще и взаимопроникновенны. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

Из тесной взаимосвязи указанных социальных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Как заметил однажды Ю.А. Агешин в своей работе: "… право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений".

В настоящее время повышается нравственная ценность позитивного права, взаимодействие объективного и субъективного права приобретает особое значение в связи с признанием российской юридической наукой идей естественного права.

декабря 1948 года была принята Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в которой провозглашалось: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст.1); "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность" (ст. З) .

Указанный документ закрепил также всеобщее равенство людей перед законом, право каждого владеть имуществом, право на свободу мысли, совести и религии, право на труд и т.д. Логически заключением приведенных данных было бы указание того, что все эти положения имеют не сколько юридическое, сколько большое нравственное значение.

После принятия Всеобщей Декларации человека отдельные государства, которые хотели иметь статус правовых и демократических, закрепили в своих конституциях и законах положения о гарантированности и неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые в значительной мере носят, как отмечено выше, нравственный характер.

К концу 80-х годов минувшего столетия стали наблюдаться в явной форме тенденции гуманизации права, постепенного признания и закрепления общепризнанных демократических ценностей, ориентации права на личность, ее достоинство, потребности, интересы. Происходило и происходит постепенное сближение права и общечеловеческой нравственности.

На мой взгляд, взаимосвязь права и морали определяют в первую очередь их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

) право и мораль помогают друг другу в формировании у людей определенной правовой и нравственной культуры, а также в упорядочении взаимоотношений, возникающих в обществе при определенных обстоятельствах;

) правовые и нравственные требования к субъектам общественных отношений во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, как правило, осуждаются и поощряются и моралью;

) право официально обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль, только действуя на подсознательном уровне;

) данные социальные регуляторы используют общие методы, что помогает им поддерживать друг друга в достижении общих целей;

) право является своего рода проводником морали, фиксирует и защищает моральные ценности, а мораль в свою очередь выступает в качестве ценностного критерия права.

Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких действий право и мораль едины. "Мораль требует, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения" - утверждал в своих работах Гегель.

Как правило, всякое противоправное поведение является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях ныне действующей Конституции, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и не удивительно - ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным.

Не случайно право нередко рассматривают, как юридически оформленную нравственность, в совокупности ее норм и принципов. Право есть "кристаллизовавшаяся в закон нравственность. Нравственность же - это как бы покоящееся еще в фактических социальных отношениях народа и стремящееся к своему выражению право". Такие заповеди христианской морали, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй", берутся под защиту правом, которое карает определенными санкциями за их нарушение. Как видим, взаимодействие этих важнейших социальных регуляторов нередко выражается в прямом совпадении их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Еще Цицерон указывал, что "законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели".

В процессе осуществления своих фундаментальных функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей и задач, используя для этого свойственные им методы. Русский правовед П.И. Новгородцев писал: "Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением".

Задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно более гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены.

Сегодня основополагающие моральные принципы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений - важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России. С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юридические и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общества.

Право и мораль плодотворно "сотрудничают" в судебной сфере, в частности в отправлении правосудия и деятельности органов правопорядка и юстиции. Находит свое отражение это и при разрешении определенных дел, и анализе всевозможных жизненных ситуаций. Фактически любые обстоятельства многих дел в любом случае рассматриваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев. К таким делам можно отнести дела о выселении, о расторжении брака и решении вопроса о детях.

"Правосудие, - писал выдающийся русский юрист Д.Ф. Кони, - не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона". Римские юристы называли право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.

Стоит отметить закономерность современного бытия, которая заключается в том, что нельзя нарушить правовые нормы, не нарушив моральных. Поэтому при разрешении любого дела судья основывает не только на нормах правового кодекса, но и на нормах общественного "нравственного кодекса". И они не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга. По своей сути и с учетом гуманизации современного общества правовой кодекс всецело должен основываться на моральном. И.А. Ильин отмечал, что когда человек имеет дело с нормами, выражающими правовое и нравственное сознание человека, то он получает возможность повиноваться им не только за страх, но и за совесть.

Как следовало заметить, право и мораль объективно необходимы друг другу, и их взаимодействие выражается в нескольких аспектах. Во-первых, во влиянии морали на формирование права. Во-вторых, во влиянии права на формирование нравственных норм. В-третьих, в охране правом норм морали. В-четвертых, в использовании нравственных норм при применении права.

Право и мораль - дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно творческий, конструктивный характер. В реальности право и мораль неделимые понятия. Они функционируют в единстве с учетом своих различий, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает инновационное явление современного общества - морально-правовое воздействие. Право и мораль, которые являются составными элементами в морально-правовом воздействии, не теряют своих индивидуальных качеств, а, наоборот, образуют весьма сложный конструктивный "массив", имеющий весьма значительное положение среди остальных социальных регуляторов общественных отношений.

 


Заключение

 

Право и мораль всегда находились, находятся и будут находиться в тесном единстве и взаимодействии друг с другом. Соблюдение норм права входит в содержание нравственной культуры каждого гражданина того или иного государства.

Мораль, на мой взгляд, является одним из наиболее важных компонентов общества. Без морали нет культуры, без культуры нет нации, без нации нет государства. Право играет такую же важную роль, как и мораль, способствуя становлению государственной власти, то есть сильной опоры для всего социума определенного государства.

К сожалению, полностью показать все аспекты природы взаимодействия и сущности права и морали объём курсовой работы не позволяет. Однако, опираясь на поставленные в начале задачи и общенаучные знания, мне удалось раскрыть природу каждого из вышеупомянутых понятий, и рассмотреть подробно вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различии и взаимодействии. Также я постаралась выявить основные противоречия в процессе взаимодействия права и морали и выдвинуть свои предложения по поводу их разрешения.

Изначально были раскрыты базовые вещи, включающие описание общих понятий о праве и морали, подходах к происхождению и об их функциях, как самостоятельных социальных элементов. На базе полученных знаний были выявлены сходства и различия между правом и моралью, а также определены обстоятельства взаимодействия этих двух понятий. Для завершения полной картины мною был раскрыт вопрос о проблемах соотношения права и морали, то есть об их противоречиях в процессе взаимодействия.

Методологическую основу данной курсовой работы составили общенаучные методы, в частности сравнение, анализ, синтез, обобщение информации, а также частнонаучный метод - исторический.

В теологическую основу легли труды многих философов, ученых-юристов, а также учебная литература.

В заключение своей работы хотелось бы поделиться выводом, сделанным после глубокого изучения таких понятий, как право и мораль. Эти два социальных регулятора составляют крепчайшую основу современного общества. Мы должны стараться усиливать взаимодействие правовых и моральных факторов. Чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем успешнее будет движение общества по пути прогресса. В наших силах ликвидировать все противоречия между этими двумя явлениями с целью нормализации и стабилизации жизни общества в государстве.


Список литературы

 

1. Всеобщая Декларация прав человека, 1948 // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М., 1996

2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)

.   Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. - М., 1982

.   Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1 - М., 1981

.   Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. №5 - 2006

.   Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. №1 - 1999

.   Баранов П.А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.Ш. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М., 2013

.   Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человеком. - М., 1984

.   Гегель Г. Работы разных лет. Т.2. - М., 1973

.   Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М., 1997.

.   Лейст О.А. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М., 2002

.   Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. - М., 2004

.   Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2005

.   Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. - М., 1960

.   Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - 2-е изд. - М., 2001

.   Соловьев B. C. Сочинения. Т.1. - М., 1988

.   Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 1997

.   Основные сочинения И.А. Ильина: Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 годов. В 2 т. - Μ., 1992

.   Сайт www.znanija.com.



2020-03-19 335 Обсуждений (0)
Взаимодействие права и морали 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие права и морали

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)