Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования



2020-03-19 219 Обсуждений (0)
Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




В ведение

Республика Беларусь как суверенное государство активно вырабатывает и осуществляет свою внешнеэкономическую политику, вступает в мировое экономическое сообщество. В результате экономических реформ предприятия, учреждения и организации любой формы собственности получили право выхода на внешний рынок.

Мировой опыт свидетельствует, что для эффективного осуществления ВЭД и в то же время обеспечения экономической безопасности страны существует объективная необходимость в ее государственном регулировании. Поэтому первостепенное значение для Республики Беларусь приобрела задача создания эффективного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, равно как и составной его части - таможенного регулирования, совместимого со сложившейся мировой практикой и особенностями развития национальной экономики.

Для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо производить унификацию методов государственного регулирования ВЭД. А это означает, что рано или поздно необходимо будет либерализовать внешнеторговый режим, что в свою очередь может повлечь ухудшение финансового состояния отечественной промышленности, торговли и сферы услуг и даже вытеснения низкорентабельных предприятий из важных секторов экономики, а также скачкообразный рост безработицы [24].

Введение режима свободной конкуренции товаров и услуг может привести и к ухудшению структуры экспортно-импортных потоков, снижению эффективности экспорта, ухудшению показателя внешнеторгового баланса.

Объектом исследования работы является структура и механизмы таможенно-тарифной системы в Республике Беларусь.

Предмет исследования - таможенные пошлины как система принципов, методов и инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Целью данной работы является определение сущности, характеристик и инструментов таможенно-тарифной системы Республики Беларусь, особенностей, правовых основ и методов таможенного регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.   Определить сущность таможенного регулирования ВЭД, его роль в системе методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

.   Провести анализ системы таможенного регулирования в Республике Беларусь.

.   Проанализировать процесс трансформации системы таможенного регулирования ВЭД Республики Беларусь.

.   Проанализировать изменения таможенной системы, вносимые созданием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

При написании работы изучены основные нормативно-правовые акты в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, методическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме, использовались источники глобальной компьютерной сети Интернет.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах-участницах Всемирной торговой организации составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь Всемирной торговой организации. Деятельность Всемирной торговой организации направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Методологической основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем.

 


Таможенно-тарифная система как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь регулирует все формы внешнеэкономических связей и определяет режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает систему мер, устанавливаемых государством в целях осуществления политики, основанной на использовании экономических и административных методов.

Эти меры определяют ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической безопасности страны: квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, обложения товаров таможенными пошлинами, налогами, сборами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь [26].

Система регулирования внешнеэкономической деятельности условно включает тарифные, нетарифные методы; валютное, таможенное, налоговое регулирование, а также поддержку отечественного товаропроизводителя [1, с. 36].Тарифное регулирование в различных государствах базируется на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международных торговых отношений. Это стало результатом деятельности международных организаций: Всемирной Таможенной Организации, Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), Европейской Экономической Комиссии ООН, Конференции ООН по торговле и развитию, а также ряда международных соглашений[14].

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Тарифное регулирование - это порядок формирования и применения таможенного тарифа, правила обложения товаров таможенными пошлинами (налогами, сборами) при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.

Основой тарифного регулирования является Закон «О таможенном тарифе», который определяет такие понятия, как таможенный тариф, пошлина, ставка.

В основе мер тарифного регулирования ВЭД лежит таможенный тариф как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком. При этом, помимо функций регулирования внешнеторгового оборота (рационализация товарной структуры, поддержание оптимального соотношения валютных доходов и расходов государства), таможенный тариф тесно связан с налоговой системой как инструмент формирования доходов государства (фискальная функция) [9, c. 12].

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь [23]. Под таможенной границей понимается граница таможенной территории, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины [3, c. 29].

Классическими функциями таможенного тарифа являются протекционизм (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение госбюджета). С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Кроме того, функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

Таможенные тарифы могут быть:

1) импортные;

)   экспортные;

)   простые;

)   сложные.

Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и параллельно с внутренней налоговой системой оказывают влияние, прежде всего на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры импорта, обеспечивают экономическую безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранной конкуренции. Процесс построения импортного тарифа требует не только определения позиции номенклатуры товара в таможенном тарифе, по отношению к которой установлена ставка, но и тесно увязан с такими методами, как определение таможенной стоимости или страны происхождения ввозимых товаров, порядком введения, изменения, отмены и взимания пошлин. Активной частью импортного таможенного тарифа служат ставки таможенных пошлин.

Экспортный таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами природного сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках [18, c. 57].

В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспортной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Однако попытки регламентирования с помощью экспортных тарифов объема и структуры экспорта чреваты подрывом экспортного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и т.д. [1, c. 46]

Развитие таможенных тарифов у большинства стран осуществляется двумя способами:

)   увеличением номенклатуры товаров;

)   установлением нескольких видов ставок по одним и тем же товарам.

Первый способ известен как простой таможенный тариф, который предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхождения.

Второй называют сложным таможенным тарифом. Он предполагает установление двух или более ставок по каждому товару, в зависимости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной, предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договора и соглашения.

Более низкая - конвенционная или минимальная ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее - РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установленные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран-членов ВТО, а также из стран, подписавших ЕС соглашение о данном режиме. Их размер составляет 25-70% от автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.

В системе таможенно-тарифного регулирования существует такой элемент, как тарифные преференции: сложные таможенные тарифы предусматривают наличие особо льготных (преференциальных) пошлин для конкретных стран, обычно при формировании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также в отношении развивающихся стран.

Преференциальные ставки пошлин имеют по существу нулевое значение, т.е. означают беспошлинный ввоз.

В частности, в странах ЕС имеют место шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (далее - ОСП), предоставляемых развивающимся странам.

Сложные таможенные тарифы предусматривают также возможность введения дополнительных антидемпинговых и компенсационных пошлин, уровень которых может значительно превышать уровень максимальных ставок тарифа. Наиболее сложные тарифы в Конго, Венесуэле, Мали (от 5 до 17 колонок).

Во внешнеторговом регулировании ЕС применяется интегрированный тариф, содержащий одиннадцать колонок. В нем приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других средствах внешнеторгового регламентирования. Например, в седьмой колонке этого тарифа представлены используемые ставки пошлин, которые фактически имеют место в процессе таможенного оформления: ставки РНБ или автономные, размер импортных сборов в совокупности с таможенной ввозной пошлиной или вместо нее. Кроме того, здесь указаны ставки пошлин к товарам, ввозимым в пределах тарифных квот.

Тарифная квота означает количество товара, в пределах которого он может быть вывезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины. Товар, который ввозится сверх квоты, облагается при этом в полном размере величины пошлины.

Важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, во многом определяют их экономическую эффективность.

Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Она представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т.е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров, и, прежде всего таких его характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого он изготовлен, значимость в системе мировой торговли. ГС отвечает потребностям таможенных и статистических органов и предпринимательской деятельности, что позволяет одинаково успешно использовать ее в классификационных целях в международной торговле, таможенном деле, в процессах производства, транспортно-экспедиторских операциях, в национальной и международной статистике.

Принцип построения ГС базируется на цифровых кодах и описании товаров в составе групп, подгрупп и других детализированных позиций.

Объектом классификации в ГС являются товары, обращающиеся в международной торговле, которые сгруппированы в составе шести подразделений: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций.

Конвенция ГС содержит обязательства развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей. Развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную систему четырехзначным уровнем, т.е. группой и товарной позицией. Система ГС допускает также возможность дальнейшей товарной классификации в пределах субпозиций в случае, если это требуется в интересах национальной практики [4, c. 135].

Таким образом, описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Однако международная практика свидетельствует, что ГС значительно ускорила время на таможенное оформление, позволила не только использовать компьютерные системы в таможенном контроле и обработке данных, повышая их достоверность и оперативность информации об экспортно-импортных потоках в системе международной торговли, но и обеспечила также возможность обработки систем дифференцированных технологий в международной реализации продукции и услуг в зависимости от категории товара, меры принадлежности перемещающим его лицам (поставщикам, декларантам) и уровня унификации процедур таможенного оформления и технической обработки в рамках отдельных стран.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме.

Чаще всего таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций [7, c. 256].

Таможенный тариф является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка Республики Беларусь при его взаимодействии с мировым рынком.

С практической точки зрения таможенный тариф определяет закономерность экономического развития государства. Чем выше уровень экономического развития, тем ниже ставки импортных пошлин в таможенном тарифе, поскольку стране, имеющей конкурентоспособную промышленность, не требуется дополнительной защиты с помощью пошлин. Так, например, средневзвешенная ставка таможенного тарифа в Европейском Союзе составляет менее 4%.

В современном тарифном регулировании происходит постепенное сокращение номенклатуры товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и уменьшение уровня ставок таких пошлин[14].

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вторых, - по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходящих из разных стран.

Группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой сложную торгово-политическую задачу. Выделяя определенные товары в отдельные товарные позиции, таможенные органы могут более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. Иными словами, чем более дробной является структура таможенного тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях. Из торгово-политической практики известно много случаев, когда изменение структуры таможенных тарифов резко повышало уровень таможенной защиты тех или иных отраслей. Это свидетельствует о том, что создание товарной номенклатуры таможенного тарифа является задачей скорее торгово-политической, чем технической [2, с. 66].

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

)   рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

)   поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

)   защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

)   создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

)   пополнение доходов государства;

)   обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран [10, c. 93].

В современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части государственного бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности [19, c. 34].

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается, прежде всего, в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.

 


 



2020-03-19 219 Обсуждений (0)
Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)