Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таможенно-тарифная система регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь



2020-03-19 229 Обсуждений (0)
Таможенно-тарифная система регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.

В основе государственного регулирования - использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил.

Внешнеэкономическая деятельность рассматривается как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основная правовая форма сотрудничества - многосторонние договоры, двусторонние договоры. Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора.

Развитие внешнеэкономических связей и разнообразие форм внешнеэкономической деятельности ставит вопрос о мерах их регулирования.

К началу XXI в. достаточно прочное место заняли концепции, рассматривающие национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной на мировой рынок. Но и в наши дни торговая политика колеблется между либеральными и протекционистскими мерами. Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют как тарифные, так и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей [25].

Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство.

Государственное управление внешнеэкономической деятельностью охватывает меры контрольно-регулирующего, финансового и стимулирующего характера. В основе таможенно-тарифного метода лежит механизм применения таможенной пошлины.

Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической политики тесно взаимосвязаны и направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с конкретными экономическими и политическими условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства в ВЭД [29].

Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ТС/ЕЭП) и основано на унификации международных договоров, важнейшими из которых являются:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) ВТО <http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13>.

.   Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров <http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?id=1571087>(Заключена в Брюсселе 14.06.1983).

.   Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП <http://www.unece.org/fileadmin/DAM/tir/handbook/russian/newtirhand/TIR-6Rev9_Ru.pdf>.

.   Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

)   таможенный тариф;

2) таможенное декларирование товаров <http://www.tsouz.ru/Docs/Kodeks3/razdel5/Pages/tkgl27.aspx>, перемещаемых через таможенную границу;

)   таможенные процедуры <http://www.tsouz.ru/Docs/Kodeks3/razdel6/Pages/default.aspx>;

)   Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности <http://www.tsouz.ru/db/ettr/ettwto/Pages/default.aspx> [31].

В связи с началом функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 января 2010 года на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяются единые меры таможенно-тарифного регулирования.

Полномочия по принятию решений в сфере таможенно-тарифного регулирования в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии <http://tsouz.ru/MGS/18-11-11/Documents/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D0%BE%20%D0%95%D0%AD%D0%9A.pdf> (далее - Договор) переданы наднациональному органу - Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК). Решения ЕЭК входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов ТС/ЕЭП.

Решения ЕЭК и Высшего Евразийского экономического совета публикуются на официальном интернет-сайте Евразийской экономической комиссии <http://www.tsouz.ru/> - официальном источнике опубликования решений и материалов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В Республике Беларусь таможенно-тарифное регулирование осуществляется на основании соответствующей нормативно-правовой базы Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Тарифное регулирование при ввозе товаров осуществляется в соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 года, которым предусмотрено установление единого таможенного тарифа (далее - ЕТТ) и применение его странами Таможенного союза.

ЕТТ - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Порядок применения ставок ЕТТ в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза определяется законодательством стран Таможенного Союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании и решениями КТС [30].

Суммы уплаченных ввозных таможенных пошлин распределяются согласно нормативам, утвержденным Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года:

·   Республика Беларусь - 4,70 %;

·   Республика Казахстан - 7,33 %;

·   Российская Федерация - 87,97 %.

Так, с 1 января 2010 года в рамках Таможенного союза применяются -единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза <http://www.tsouz.ru/db/ettr/tnved/Pages/default.aspx> (далее - ЕТТ ТС), утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18.

С 23 августа 2012 года вступила в силу новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, сформированного с учетом обязательств Российской Федерации по присоединению к Всемирной торговой организации.

Основными целями ЕТТ ТС являются:

·   рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств - членов ТС/ЕЭП;

·   поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов ТС/ЕЭП;

·   создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;

·   защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

·   обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

В государствах - членах ТС/ЕЭП, как и в большинстве других стран мира, ЕТТ ТС строится в соответствии с принципами эскалации тарифа и эффективной тарифной защиты. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких - на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки [26].

Таким образом, создаются стимулы для ввоза в Беларусь, Россию и Казахстан в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри государств - членов ТС/ЕЭП.

В ЕТТ ТС применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

·   адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости ввозимых товаров;

·   специфические, начисляемые за единицу ввозимых товаров;

·   комбинированные, сочетающие оба указанных вида.

Ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию государств-членов ТС/ЕЭП и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли [28].

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов ТС/ЕЭП при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

Полномочия по принятию решений в сфере таможенно-тарифного регулирования переданы Евразийской экономической комиссии.

Комиссия принимает решения и рекомендации по таможенно-тарифному регулированию консенсусом или квалифицированным большинством в две трети голосов. В отношении чувствительных товаров <http://www.tsouz.ru/eek/RVSEEK/MGS-17/Documents/Chyvstv2012.pdf>, перечень которых утвержден Высшим органом Таможенного союза на уровне глав государств, Комиссия принимает решения только консенсусом.

Для предварительного рассмотрения и согласования позиций государств-членов ТС/ЕЭП по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при Комиссии создан Консультативный комитет по торговле, заседания которого проходят ежемесячно.

При осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов ТС/ЕЭП сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся на единой таможенной территории.

К указанным сельскохозяйственным товарам, ввозимым на единую таможенную территорию свыше установленного количества, применяются ввозные таможенные пошлины в соответствии с ЕТТ ТС (Статья 2 Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года <http://www.tsouz.ru/MGS/mgs-gp3-12-12-2008/Documents/Sogl-e%20ob%20usl-yah%20i%20meh-me%20prim%20tarif%20kvot.doc>).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. № 865 <http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_865.aspx> установлены тарифные квоты на ввоз мясосырья в Республику Беларусь в 2012 году, а также определены объемы тарифных квот на ввоз свинины и свиного тримминга в объеме 60 тыс. тонн, мяса домашней птицы - 15 тыс. тонн, мяса крупного рогатого скота - 5 тыс. тонн [24].

Случаи предоставления тарифных льгот и тарифных преференций в Республике Беларусь определены Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» <http://tsouz.ru/KTS/meeting11/Pages/130-2.aspx>, а также иными отдельными решениями КТС.

В частности, от ввозной таможенной пошлины могут освобождаться:

·   товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза;

·   товары, являющиеся вкладом учредителя (как иностранного, так и отечественного) в уставный фонд;

·   технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства-члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства-члена Таможенного союза [22].

Также в рамках ТС/ЕЭП действует система тарифных преференций в отношении развивающихся <http://www.tsouz.ru/db/ettr/Pages/RazvivStrani.aspx> и наименее развитых стран <http://www.tsouz.ru/db/ettr/Pages/NaimRazvStrani.aspx> по установленному перечню <http://www.tsouz.ru/db/ettr/Pages/tovRSiNRS2012.aspx> товаров.

В Республике Беларусь инициирование изменения ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС осуществляется в соответствии с Порядком подготовки и внесения на рассмотрение Евразийской экономической комиссии инициативных предложений Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2010 г.

Согласно данному порядку инициативные предложения, формируются в рамках своей компетенции республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, реализующими государственную политику в сфере, регулируемой проектом решения Комиссии (далее - регулирующий орган). Регулирующими органами являются отраслевые министерства и концерны, а также областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет. При необходимости, инициативные предложения могут формироваться регулирующим органом совместно с заинтересованными организациями Республики Беларусь или по их предложениям, вносимым в регулирующий орган.

Инициативные предложения должны включать:

·   проект решения Комиссии по предлагаемому вопросу;

·   проект обоснования с изложением сути вопроса <http://tsouz.ru/KTS/KTS17/Pages/P_308_P3.aspx>, предлагаемого к решению в рамках Комиссии;

·   статистическую информацию согласно форме утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза № 553 <http://tsouz.ru/KTS/KTS24/Pages/R_553.aspx>;

·   при необходимости иные дополнительные материалы.

Подготовка инициативных предложений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин должна осуществляться с учетом обязательств Российской Федерации перед ВТО <http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=28771>.

Инициативные предложения направляются регулирующим органом на согласование заинтересованным республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, а также подлежат обязательному согласованию с Министерством иностранных дел, Министерством экономики, Министерством финансов.

Согласованные с заинтересованными инициативные предложения не позднее тридцати пяти дней до даты заседания Комиссии направляются регулирующим органом в Совет Министров Республики Беларусь.

В случае одобрения проекта решения Комиссии пакет документов, содержащий инициативные предложения, передается членом Комиссии от Республики Беларусь в Министерство иностранных дел для последующего препровождения в ЕЭК.

ЕЭК направляет вышеуказанные предложения на рассмотрение российской и казахстанской сторонам. Предметное рассмотрение инициативных предложений всех государств-членов ТС/ЕЭП осуществляется экспертами от каждой стороны на заседаниях Консультативного комитета по торговле ЕЭК.

Окончательное решение по инициативному предложению принимается Коллегией или Советом ЕЭК в соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии <http://tsouz.ru/MGS/18-11-11/Documents/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%95%D0%AD%D0%9A.pdf> и Договором о Евразийской экономической комиссии <http://tsouz.ru/MGS/18-11-11/Documents/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D0%BE%20%D0%95%D0%AD%D0%9A.pdf> [23].

Таким образом, Республика Беларусь, как и любая другая Сторона Таможенного союза, не может самостоятельно изменять ставки ввозных таможенных пошлин. Решение по изменению ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС принимается наднациональным органом ТС - Евразийской экономической комиссией и оформляется соответствующим решением Коллегии и Совета ЕЭК.

Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране.

За годы развития экономики Беларуси в целом завершено формирование на государственном уровне системы стимулирования и поддержки экспорта, основанной на эффективной международной практике. Эта система постоянно развивается и совершенствуется, создаются условия для введения новых эффективных механизмов.

Внешняя торговля Республики Беларусь подверглась определенной структурной трансформации в посткризисный период развития мировой торговли. Сегодня взят курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации поставок на новые рынки.

Республика Беларусь традиционно реализует многовекторную внешнеэкономическую политику, поддерживает внешнеторговые контакты с большинством зарубежных стран, активно участвует в международных интеграционных процессах.

Важнейшими событиями, которые существенно влияют на условия осуществления экспортной деятельности, являются фундаментальные изменения во внешней торговле, связанные с участием Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном, формированием общего единого экономического пространства, предстоящим вступлением в ВТО.

Структура белорусской экономики является экспортоориентированной. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) традиционно составляет более 50 процентов [30].

Стоимостной объем экспорта Беларуси вырос с 7 млрд. долларов США в 1998 году до 40 млрд. долларов в 2011 году (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А,Б).

Экспортная продукция Беларуси разнообразна и насчитывает свыше 1 000 наименований. Среди крупнейших экспортируемых товаров - нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат и металлокорд, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники и морозильники, химические волокна и нити, капролактам, шины, древесина и изделия из нее, мебель, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.

В стране выпускается широкая гамма сложно-технической продукции, имеющей устойчивый спрос на внешних рынках: сельскохозяйственная техника, троллейбусы и трамваи, дорожно-строительная техника, технологическое и электротехническое оборудование, газовые плиты, стиральные машины, продукция микроэлектроники и оптические приборы.

Устойчиво растет доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Беларуси, как по объему, так и по товарной номенклатуре. Экспорт молочной продукции в 2011 году составил 1,7 млрд. долларов.

В Республике Беларусь созданы необходимая законодательная база и институциональная основа функционирования системы поддержки экспорта. Работают аналоги зарубежных институтов поддержки экспортеров: ОАО «Белэксимгарант» <http://www.eximgarant.by/>, ОАО «Промагролизинг» <http://www.pal.by/>, ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» <http://www.icetrade.by/>, Белорусская торгово-промышленная палата <http://www.cci.by/>.

Основополагающим является Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» <http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P30600534>. Согласно белорусскому законодательству <http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20801209> экспортный кредит может выдать любой банк и соответственно получить от государства компенсацию потерь при условии страхования кредита в БРУПЭИС «Белэксимгарант». Решения о выплате банкам компенсаций принимаются Правительством Республики Беларусь либо Министерством финансов.

Работа по формированию дополнительных условий стимулирования экспорта ведется на постоянной основе. В целях совершенствования механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2012 г. № 126 «О внесении дополнений и изменений в Указ № 534» <http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31200126>, которым предусмотрено:

·   предоставление экспортных кредитов в белорусских рублях;

·   отмена необходимости получения разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции на период ожидания и выплаты страхового возмещения по договору страхования экспортных рисков с поддержкой государства;

·   расширение направлений использования экспортного страхования на операции факторинга и др.

Указом № 126 также предусмотрена отмена необходимости принятия отдельных решений Правительства при размере компенсации потерь банкам от предоставления экспортных кредитов, не превышающей 500 тыс. долларов США. Механизм предоставления таких кредитов предполагает принятие соответствующего решения Министерства финансов Республики Беларусь.

В рамках Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» <http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P30900466> продолжает реализовываться механизм стимулирования российских потребителей белорусской продукции с использованием ресурсной и клиентской базы ОАО «Сбербанк России».

В целях обеспечения комплексной информационно-маркетинговой поддержки внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий и организаций ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» <http://ncmps.by/> осуществляется представление в сети Интернет и в международных информационно-торговых сетях экспортного потенциала Республики Беларусь. Для этих целей создан портал Export.by <http://export.by/> - комплексная виртуальная выставка белорусских субъектов хозяйствования.

В 2012 году:

·   проведено 64 мероприятия по установлению контактов и обмену информацией по внешнеэкономической деятельности с представителями стран СНГ, Европы, Азии и Америки;

·   заключено 15 соглашений с зарубежными партнерами в сфере обмена торгово-экономической информацией;

·   осуществлялась работа по сбору, систематизации и доведению до заинтересованных информации о проводимых за рубежом тендерах (за 2012 год размещена информация о 264 451 тендере, в том числе 232 060 - по странам СНГ, 32 391 - по странам дальнего зарубежья);

·   проведены 14 международных семинаров с участием представителей иностранного бизнеса, специализирующихся в сфере маркетинга, логистики, ВЭД и нормативно-правового обеспечения финансово-хозяйственной деятельности на экономическом пространстве Западной Европы и СНГ (общее количество участников составило 382 человека);

·   организован международный семинар «Нормативные документы и требования, предъявляемые к участникам тендерных закупок по линии ООН».

Работа по стимулированию экспорта будет продолжена в рамках системных мер, предусмотренных в Программе социально-экономического развития до 2015 года, Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы <http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100656>, а также Плане совместных действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, исполнению бюджета и реализации.

Экспорт продукции представлен широкой номенклатурой. К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар.

Основу импорта составляют, энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.

Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира.

Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 28% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция.

Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье - Казахстан.

Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке - Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе - Китаем, Индией, Вьетнамом.

Более 55% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь.

К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги.

Основными торговыми партнёрами Беларуси в сфере услуг являются ЕС (около половины от объема экспорта) и Россия (четверть экспорта).

В отношении регулирования экспортных тарифов, до принятия соответствующего соглашения в рамках Таможенного союза, каждая из Сторон Таможенного союза имеет право принимать такие решения в соответствии с национальным законодательством [24].

В соответствии с п.6 ст. 84 Таможенного Кодекса Таможенного союза порядок уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется отдельным международным договором государства-членов Таможенного союза (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).

На сегодняшний день такой международный договор между тремя государствами пока на подписан, однако в отношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией действует Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти от 09.12.2010 года. В соответствии с данным соглашением Республика Беларусь и Российская Федерация не применяют во взаимной торговле нефтью сырой и нефтепродуктами вывозные таможенные пошлины. Вывозные таможенные пошлины в отношении данных товаров при их вывозе за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь уплачиваются по ставкам, равным действующим в Российской Федерации на день регистрации декларации на вывозимые товары таможенным органом Республики Беларусь. Данное соглашение действует до вступления в силу трехстороннего соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин.

Также, в Республике Беларусь экспортные тарифы на некоторые виды товаров регулируются следующими нормативными правовыми актами:

·   Указ Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2009 года № 525 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения»;

·   Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2010 года № 522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы»;

·   Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2011 года № 40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье»;

·   Указ Президента Республики Беларусь от 31декабря 2010 года № 716 «О ставках вывозных таможенных пошлин»;

·   Указ Президента Республики Беларусь от 21мая 2010 года № 272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса» [20, c. 44].

Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения. Объективная оценка последствий предполагаемого изменения тарифов требует комплексного системного подхода к данной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД, отечественного производства и потребителей продукции, а также государственного бюджета.

 


 

З аключение

В данной работе были изучены и проанализированы основные методы таможенного регулирования внешней торговли Республики Беларусь, исследованы цели, функции и экономическое значение таможенного тарифа, виды таможенных тарифов в зависимости от характера происхождения, направлений, количества ставок, метода исчисления, времени действия. В работе также исследована система межгосударственного регулирования внешней торговли в соответствии с правилами ВТО, которыми сегодня регулируется примерно 95% мировой торговли. Раскрыты основные изменения в таможенной сфере связанные с созданием Таможенного союза.

Основными целями совершенствования модернизации системы таможенно-тарифного регулирования Беларуси являются: стимулирование интеграции белорусской экономики в систему мировых хозяйственных связей; содействие структурной перестройке экономики Беларуси и обеспечение эффективной реализации фискальной функции таможенных пошлин; поэтапная унификация и снижение ставок таможенных пошлин; ликвидация таможенных и налоговых льгот и т.п.

Реализация указанных целей подразумевает собой переход на качественно новый уровень таможенного регулирования внешнеторговых отношений, в том числе: создания условий для успешной работы в Республике Беларусь зарубежных инвесторов; координация и регулирование внешнеторговой деятельности участников ВЭД; совершенствование импортного таможенного тарифа; информационная поддержка государства при интеграции белорусских товаров на международный рынок; формирование прогрессивной структуры экспорта.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

·   определение страны происхождения товара;

·   определение таможенной стоимости товара;

·   определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам Республики Беларусь, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Таможенно-тарифная система призвана всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

Основными целями совершенствования модернизации системы таможенно-тарифного регулирования Беларуси являются: стимулирование интеграции белорусской экономики в систему мировых хозяйственных связей; содействие структурной перестройке экономики Беларуси и обеспечение эффективной реализации фискальной функции таможенных пошлин; поэтапная унификация и снижение ставок таможенных пошлин; ликвидация таможенных и налоговых льгот и т.п.

Реализация указанных целей подразумевает собой переход на качественно новый уровень таможенного регулирования внешнеторговых отношений, в том числе: создания условий для успешной работы в Республике Беларусь зарубежных инвесторов; координация и регулирование внешнеторговой деятельности участников ВЭД; совершенствование импортного таможенного тарифа; информационная поддержка государства при интеграции белорусских товаров на международный рынок; формирование прогрессивной структуры экспорта.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

 




2020-03-19 229 Обсуждений (0)
Таможенно-тарифная система регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таможенно-тарифная система регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)