Особенности федеративного устройства России
Содержание
Введение Основная часть 1. Федеративное устройство России. Правовой статус субъектов РФ Особенности федеративного устройства России 1.2 Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации . Правовые основы образования новых субъектов Федерации в России Образование новых субъектов Российской Федерации Особенности судебного конституционного контроля при принятии в состав России нового субъекта Российской Федерации Заключение Глоссарий Список использованных источников
Введение
Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности - федерализм - не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен. «Федерализм в классическом его понимании - принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях» Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи. Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ. В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации». Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации. В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации. Именно этим и обусловливается актуальность выбранной темы. Теоретическую основу исследования составили труды известных российских ученых - С.С. Алексеева, М.В. Баглая, О.Е. Кутафина, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др. Объектом исследования являются федеративные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных норм, регулирующих правовой статус субъектов Российской Федерации. Предмет исследования являются конституционно-правовые принципы и нормы права, регулирующие порядок правового статуса субъектов РФ. Цель данной работы - выявить и проанализировать в ходе исследования конституционно-правовой статус субъектов РФ. Достижение цели требует выполнение следующих задач: проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России; выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ; рассмотреть правовые основы образования новых субъектов Федерации в России. Основная часть Федеративное устройство России. Правовой статус субъектов РФ Особенности федеративного устройства России
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, территория РФ включает в себя территории всех субъектов РФ, а также внутренние воды (реки, озера, иные водоемы, все берега которых занимает территория РФ) и территориальное море (в пределах 12-мильной зоны, если иное не установлено международным договором РФ, например, о делимитации Государственной границы РФ на море, в частности, с Норвегией, Украиной, США и Японией). Помимо этого, к территории РФ относится воздушный столб (воздушное пространство) над наземной и водной территорией РФ. Причем верхняя граница этого столба четко не определена (космическое пространство не относится к территории ни одного из государств). Хотя континентальный шельф и морская исключительная экономическая зона РФ и не являются в собственном смысле этого слова территорией РФ, наша страна, в соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции РФ, обладает там суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законодательством и международно-правовыми нормами. Суверенитет России распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию (ст. 4 Конституции РФ). Гарантом государственной целостности РФ является глава государства - Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Федерализм - способ организации системы органов государственной власти, соответствующий федеративной форме государственного устройства. Цель федерации - оптимальное сочетание большого и малого в едином. Принципы федерализма, закрепленные в ст. 5 и гл. 3 Конституции РФ, Федеративном договоре и некоторых других актах, можно структурировать следующим образом. . Россия - сложная федерация, субъекты РФ сформированы как по территориальному (края, области, города федерального значения), так и по национальному (республики, автономные округа, автономная область) признакам, более того, некоторые субъекты РФ входят в состав других субъектов РФ (автономные округа в составе краев и областей). . Россия - открытая и динамичная федерация, существуют возможности изменения границ и конституционно-правового статуса субъектов РФ, образования новых субъектов РФ в составе РФ, принятия в состав РФ новых субъектов РФ. . Равноправие субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти и между собой. . Государственная целостность РФ. . Единство системы государственной власти (по вопросам исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ). . Равноправие и самоопределение субъектов РФ. . Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |