Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации



2020-03-17 174 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Конституции Российской Федерации упоминание о статусе субъектов Российской Федерации содержится в ст. 66 и ст. 137 . В части 1 ст. 66 Основного Закона сказано, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. В ч. 2 ст. 66 Конституции России закреплено, что статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. А в части 5 зафиксировано, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Однако само определение понятия "статус субъекта Российской Федерации" в Конституции России и в иных правовых актах отсутствует. В ч. 1 ст. 137 Основного Закона Российской Федерации говорится лишь об изменениях в статью 65 Конституции Российской Федерации, которые должны вноситься, в том числе и на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

На законодательном уровне термин "статус субъекта Российской Федерации" не закреплен, хотя он содержится в статье 66 Конституции Российской Федерации. В науке обычно определяют указанный статус через признаки или права, обязанности и ответственность субъектов Российской Федерации.

С.Н. Чернов, учитывая положения конституций и уставов субъектов Российской Федерации, а также научные разработки, выделяет следующие группы элементов статуса субъекта Федерации:

) статическая составляющая статуса (статика субъекта Российской Федерации, которая выражает его положение как субъекта публичного права);

) функциональная составляющая статуса (предметы ведения и полномочия субъекта Российской Федерации и совокупность правовых актов, принимаемых по этим предметам ведения и в соответствии с их полномочиями органами государственной власти субъектов Российской Федерации);

) юрисдикционная составляющая статуса (характеризует подконтрольность деятельности субъекта Российской Федерации и его ответственность).

А.Н. Лебедев полагает, что конституционный статус (правовое положение) субъекта Российской Федерации - это совокупность, установленных нормами Конституции прав, гарантий их реализации, обязанностей, ответственности субъекта Российской Федерации во взаимоотношениях с Федерацией (федеральными органами государственной власти), другими субъектами Российской Федерации, с субъектами международного права, местным самоуправлением и гражданами.

А.А. Ливеровский выделяет статус субъекта Российской Федерации в узком смысле, совпадающим с титульным, определяемом ч. 1 ст. 65 Конституции России, и широком, определяемом Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, а также федеральными законами и договорами.

Субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область - равноправны. Республики вправе устанавливать для граждан РФ, постоянно проживающих на территории соответствующей республики, дополнительно гражданство данной республики. Республики вправе в дополнение к государственному языку РФ вводить свой государственный язык (на нем, в частности, может, наряду с государственным языком РФ, осуществляться судопроизводство в некоторых судах, расположенных на территории соответствующей республики).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему, основывающуюся на конституционном принципе разграничения предметов ведения и полномочий между ними (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ производится на основании федерального конституционного закона, по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта РФ.

Каждый субъект РФ имеет свою территорию, границы которой могут изменяться Советом Федерации с согласия соответствующего субъекта РФ.

Субъекты РФ участвуют в решении общефедеральных вопросов - органы государственной власти субъектов РФ направляют своих представителей в Совет Федерации, обладают правом законодательной инициативы и правом запроса в Конституционный Суд РФ, одобряют конституционные поправки и пр.. В исключительном ведении РФ находятся основные вопросы регулирования и защиты прав человека, государственного строительства, регулирования экономики и социального развития, внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона и охрана границ, создание правовой системы и системы правоохранительных органов, а также вопросы метеорологии, метрологии, бухгалтерского и статистического учета, государственных наград и почетных званий РФ.

По предметам исключительного ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные федеральные нормативные акты.. К вопросам совместного ведения относятся следующие:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

По вопросам совместного ведения, помимо федеральных актов, на их основе и в соответствии с ними могут приниматься законы и иные акты субъектов РФ.. Все иные вопросы находятся в исключительном ведении субъектов РФ, регулируются законами и иными актами субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ вправе заключать между собой договоры (соглашения) по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий на основе следующих принципов: конституционность, верховенство Конституции РФ и федеральных законов, равноправие субъектов РФ, недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ, согласование интересов РФ и субъектов РФ, добровольность и гласность заключения договоров и соглашений, обеспеченных ресурсами.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ заключается по предметам совместного ведения при прямом указании на то в соответствующем федеральном законе либо при отсутствии такового закона.

Помимо договоров, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ вправе заключать между собой соглашения о передаче части полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Заключение указанных договоров и соглашений не должно приводить к изменению конституционного статуса субъектов РФ, умалению (ограничению) конституционных прав и свобод человека и гражданина, нарушению целостности РФ и ее конституционного строя.

Федеральные законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ до назначения второго чтения рассылаются в субъекты РФ, которые в течение месяца могут высказать свои пожелания и замечания, получающие статус поправок, которые принимаются (отклоняются) во втором чтении. Если свои возражения по поводу законопроекта выскажет более трети субъектов РФ, создается согласительная комиссия.



2020-03-17 174 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)