Органы законодательной (представительной) власти
Законодательные (представительные) органы в субъекте РФ представляют народное представительство и выполняют законодательные функции (утверждение уставов, принятие законов, нормативно-правовых актов, утверждение бюджета. Наиболее распространенные наименования представительных органов республик - Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Некоторые республики используют национальную терминологию - Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал - Парламент в Тыве, Народное Собрание - Парламент в Ингушетии, Курултай - Парламент в Башкортостане) Конституции закрепляют их как высшие законодательные и представительные органы государственной власти, а решения органов государственной власти наделяют высшей юридической силой, несмотря на провозглашение конституционным строем верховенства Конституции РФ на всей территории страны. Представительный орган в республике избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Парламента, как правило, составляет 4-5 лет. Депутатом может быть избран гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах, проживающий на территории данного государства определенное количество лет. В республиках представительные органы в основном являются однопалатными. Двухпалатные существуют в Башкортостане (палата Представителей и Законодательная Палата), в Карелии - Палата Республики и Палата Представителей, в Кабардино-Балкарии - Совет Республики и Совет Представителей, в республике Саха (Якутия) - Палата Республики и Палата Представителей. Разделение полномочий между двумя палатами происходит по принципу "Сенат - нижняя палата", причем верхняя палата (Сенат) работает на непостоянной основе, а нижняя на постоянной. Республики самостоятельно утверждают структуру парламента. Так в Татарстане в структуре Верхнего Совета учреждено постоянно действующее Законодательное Собрание, осуществляющее законодательные и контрольные функции. В республике Тыва Верховный Хурал выполняет обычные парламентские функции, а Великий Хурал обладает исключительным правом вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики. Численность парламентов определяется конституцией и законами республик на основе норм представительства. Парламент Ингушетии состоит из 27 депутатов, парламент Татарстана из 250 депутатов, Башкортостана - из 196 депутатов, Марий Эл - из 52 депутатов. Работают парламенты в соответствии с регламентом на основе проведения сессий, не реже двух раз в год. На первом заседании избирается членами председатель, его заместители или другие лица (постоянный секретарь палаты - республика Саха (Якутия). В некоторых республиках избирается президиум парламента, который включает председателя, его заместителя, председателей комитетов парламента. Из числа депутатов формируются постоянные комитеты, рассматривающие законопроекты, осуществляющие контроль за исполнением законов, бюджета и других решений парламента. В Дагестане, например, учреждена счетная палата, осуществляющая контроль за исполнением бюджета. В конституциях республик подробно закреплена процедура законотворческого процесса. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, главе государства, Правительству, прокурору, высшим судебным органам и Конституционному суду республики, а также органам местного самоуправления. Также этим правом обладают Советы профсоюзов (Мордовия, Карачаево-Черкессия, Татарстан), партии, Общественные объединения (Кабардино-Балкария), общественные организации (Карелия), съезд (Коми). Законы проходят несколько стадий обсуждения, на комитетах, комиссиях, принимаются парламентом простым большинством голосов, затем проект направляется главе республики (президенту) на подписание, а далее на опубликование. Глава республики обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов членов парламента. В течение срока своих полномочий депутат обладает неприкосновенностью: он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, не может быть подвергнут личному досмотру. Лишение депутата неприкосновенности возможно с согласия членов парламента. Компетенция парламента разнообразна и широка. В некоторых республиках парламенты наделены полномочиями не соответствующими Конституции РФ. Например, в Ингушетии и Республике Саха (Якутия) парламент вправе ратифицировать федеральные законы по вопросам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъекта РФ. В Башкортостане, Тыве, республике Саха (Якутия) действие Конституции РФ приостанавливается на территории республик в силу полномочий, определенных Конституциями республик. Представительная система краев, областей и других субъектов принципиально не отличается от республиканских. Функции законодательных органов государственной власти, взаимоотношения с главой администрации, исполнительной властью, порядок работы также аналогичны республиканским. Наименования законодательных органов различны: Государственная Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, Совет депутатов, Законодательное собрание и т.п. Большинство законодательных органов субъектов однопалатны. Но есть и двухпалатные системы - Свердловская область, выбор в одну палату проводится на основе пропорционального представительства, а в другую на основе мажоритарной системы относительного большинства. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на срок 4 года. Вопросы, рассматриваемые законодательными (представительными) органами субъекта Федерации можно разделить на три группы: . Вопросы организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления. 2. Вопросы обеспечения экономического и социального развития. . Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Члены законодательных органов краев избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на срок 2 года в соответствии с Указом Президента России от 27 октября 1993 г. Численный состав не может превышать 50 депутатов (представителей). Из состава избирается председатель, который руководит работой и внутренним распорядком, избирается заместитель председателя, который исполняет обязанности председателя в случае его отсутствия и невозможности осуществления своих обязанностей. Также формируются комитеты (комиссии), где избирается председатель и заместители. Изданные законодательные акты обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |