Разграничение между Федерацией и субъектами предметов ведения
Федерация не может обладать безграничными полномочиями по управлению страной, поэтому она должна делиться полномочиями с субъектами, поэтому проблема определения компетенции федеральных органов власти является наиболее сложной в любом федеративном государстве. Субъекты РФ заинтересованы в наличии сильной федеральной власти, наделенной полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов, но в то же время субъекты не заинтересованы в потере или ослаблении самостоятельности в принятии решений, касающихся жизни своего населения. И это противоречие заставляет власти проводить разграничение компетенций государственных органов федерации и ее субъектов. В мировой практике существует следующая формула решения проблемы: . исключительная компетенция федеральных органов власти . совместная компетенция органов власти федерации и ее субъектов . исключительная компетенция субъектов федерации. Эта формула применяется в США, Германии, Австрии и др. федерациях. В Конституции Российской Федерации в ст.71 отражен перечень вопросов ведения федерации, а в ст.72 - перечень вопросов, находящихся в совместной ведении федерации и субъектов федерации, ст.73 закреплена компетенция субъектов федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и субъектов федерации возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров, касающихся этих вопросов. Положения ч.3 ст.11 Конституции РФ призваны воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов субъектами РФ. Отнесение Конституцией ряда вопросов к ведению федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания). Исключительной компетенцией этих органов является издание правовых актов по перечисленным вопросам, осуществление нормативного регулирования и текущего управления. В вопросы, находящиеся в ведении федерации не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов федерации. Предметы ведения и полномочия государственных органов Российской Федерации условно можно разделить на группы: . Вопросы государственного строительства. Ø Принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроль за их соблюдением; Ø Федеративное устройство и территория РФ; Ø Регулирование и защита прав и свобод граждан РФ, защита прав граждан национальных меньшинств; Ø Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти; Ø Федеральных органов государственной власти; Ø Федеральная государственная служба. 2. Вопросы регулирования экономики и социального развития: Ø Федеральная государственная собственность и управление ею; Ø Установление основ федеральной политик и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; Ø Установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; Ø Федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; Ø Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация, связь, исследование космоса; 3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономическая деятельность: Ø Внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира; Ø Внешнеэкономические отношения РФ. 4. Вопросы обороны и охраны границы. Ø Оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; Ø Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. 5. Вопросы, связанные с учреждением правоохранительных органов и создание правовой системы: Ø Судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; Ø Федеральное коллизионное право. 6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др., метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая схема и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет. . Государственные награды и почетные звания РФ. Из перечня вопросов, относящихся к компетенции РФ можно сделать вывод в отношении прерогатив Федерации: . только на федеральном уровне можно менять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др. . на территории субъектов могут располагаться объекты федеральной собственности; . только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, путей сообщения и деятельность в космосе; . только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир; . вооруженные силы едины для всей страны, ни один субъект не вправе создавать собственные вооруженные формирования; . судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять о помиловании и амнистии и др. К вопросам совместного ведения федерации и субъектов федерации относят вопросы в равной степени значимые как для федерации так и для субъекта. Следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты Президентов и глав администраций субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, они направлены на регулирование в определенной части со стороны федеральных органов. Предметы ведения и полномочия субъектов Федерации закреплены ст.72 Конституции РФ, их также можно разделить на несколько групп: . Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод граждан территории. Ø Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам. Ø Защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; Ø Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общин; Ø Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. 2. Вопросы регулирования экономики и социального развития: Ø Вопросы владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами, недрами, водными и природными ресурсами; Ø Разграничение государственной собственности; Ø Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников культуры и истории. Ø Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта; Ø Координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; Ø Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; Ø Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. 3. Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы: Ø Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; Ø Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат. 4. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Из представленного перечня вопросов видно, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое) регулируется Федерацией и субъектами совместно, а часть отраслей (Гражданское, уголовное - только Федерацией. Федерация совместно с субъектами регулирует социальную сферу жизни населения. В отношении создания системы органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за Федерацией закреплены только общие принципы. К предметам исключительного ведения субъекта Федерации в основном относят: . принятие устава, внесение в него изменений и дополнений, контроль за его соблюдением; . Установление системы органов государственной власти субъекта, порядок организации деятельности; . законодательство субъекта; . административно-территориальное устройство субъекта; . защите государственно-правового статуса субъекта; . государственная собственность субъекта и управление ею; . государственная служба в части, не отнесенной к ведению РФ; . правовое регулирование организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом; . областной бюджет, областные налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды; . экономическое и социальное развитие субъекта, совершенствование ее политической системы; . международные и внешнеэкономические связи субъекта; . программы жизнеобеспечения населения субъекта; Государственные награды, областные премии и почетные звания субъекта. Заключение
Рассматривая вопрос о правовом статусе субъектов в составе Российской Федерации, можно сказать, что субъекты в соответствии со своими конституциями, уставами располагают собственным правовым пространством. Поэтому проблема заключается в том, как оптимально совместить правовое поле субъекта федерации с общим правовым пространством Федерации, при этом разумно распределив полномочия. Современное состояние федерализма создает противоречие. В новых условиях национально-территориальные и территориальные субъекты Федерации с одной стороны равноправны в отношениях с федеральным центром и между собой, а с другой стороны - есть различие в политическом и государственно-правовом статусе. В этом случае развитие федерализма будет зависеть от эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других субъектов Федерации. Реализацию принципа равноправия субъектов федерации необходимо осуществлять при уважении прав республик на политический статус, который проявляется в наличии атрибутов (гимн, флаг, герб, конституция) и наличие второго языка наряду с общегосударственным. Асимметрия в построении и статусе субъектов не служит показателем недоработки в системе государственного устройства, но при равных прочих условиях конституционные возможности выравнивания государственного уровня субъектов не должны быть упущены в ходе эволюционного процесса развития. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия при участии Федерации, утверждаются такие изменения Советом Федерации. Субъекты самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, издают законы о местном самоуправлении и организуют его деятельность. Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы собственного ведения, вопросы совместного с Федерацией ведения, если они не урегулированы ею. В основе правовой системы республик находятся их конституции, др. субъектов - их уставы. В большинстве республик приняты и реализуются законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.п., но правовая система субъекта является частью федеральной системы и не может ей противоречить. Субъекты Федерации имеют собственную сферу вопросов ведения. За пределами исключительной компетенции РФ и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует норма федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ. Конституционно-правовой статус субъекта РФ предполагает две группы правообязанностей: статутные и реализуемые во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Итак, конституционно-правовая ответственность субъекта РФ выглядит как мера принуждения за виновно совершенное правонарушение в рамках федеративных отношений. На основании этого можно казать, что решить возникающие проблемы возможно путем совершенствования законодательной базы, определяющей основы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Необходимо четко определить границы участия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, конкретизировать полномочия РФ и субъектов РФ в вопросах совместного ведения. Без совершенствования конституционно-правого статуса субъектов РФ и устранения существующих противоречий и недоработок конституционных норм дальнейшее развитие федерализма будет весьма затруднительным.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |