Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела



2020-03-17 331 Обсуждений (0)
Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

Введение

Глава 1. Таможенная система Российской Федерации

1.1 Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела

1.2 Цели, функции и органы таможенной системы РФ

Глава 2. Специализация таможенных органов

2.1 Структура, функции и специализация таможенных органов

2.2 Перспективы развития таможенной службы

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение


Введение

 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в реализации поставленных Правительством РФ масштабных задач значительная роль отводится дальнейшему развитию внешне-экономической деятельности.

Целью внешнеэкономической политики государства в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Одним из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, является таможенное регулирование, с помощью которого решается целый комплекс проблем: наполнение доходной части бюджета, поддержка отечественных товаропроизводителей, насыщение внутреннего рынка определенными товарами, создание благоприятных условия для экспорта отечественной продукции и целый ряд других.

Российское законодательство о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса, Закона РФ "О таможенном тарифе", множества иных нормативных актов, которые подвержены регулярным корректировкам.

Применение указанных нормативных актов порождает много вопросов и проблем на практике. Большое внимание вызывает структура и функции таможенных органов РФ.

Поэтому специализация в таможенном деле, вызывает постоянный, неослабевающий интерес, как со стороны теоретиков, так и участников внешнеторговой деятельности.

В имеющихся публикациях содержатся неоднозначные оценки существующей практики таможенного дела и его специализации, нередко, исключающие друг друга рекомендации.

В этой связи представляется актуальным исследование специализации в таможенном деле.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать существующую практику специлизации таможенного дела, выявить проблемы, а также выработать рекомендации по совершенствованию указанного вида деятельности.

В ходе исследования решаются следующие задачи:

рассмотреть таможенную систему РФ;

изучить основные цели, функции и органы таможенной системы РФ;

проанализировать особенности специализации таможенных органов;

рассмотреть основные перспективы таможенной службы.

Предметом исследования является специализация в таможенном деле.

Объект исследования - субъекты отношений, возникающих при специализации в таможенном деле.

Методологическую основуработы составили концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных специалистов в области таможенного регулирования.

В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, прежде всего, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, а также специальные - историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа, которые позволили рассмотреть явления в их взаимосвязи, сделать выводы и обобщения.

Источниками настоящего исследования послужили положения Конституции РФ, Таможенного, Гражданского кодексов РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих железнодорожные перевозки и таможенное оформление грузов, информационные материалы официального сайта Федеральной таможенной службы.


Глава 1. Таможенная система Российской Федерации

 

Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации .

Таможенное регулирование тесно связано с такими понятиями, как таможенное дело и таможенное законодательство.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу .

Другими словами таможенное дело - своего рода способ реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Если говорить о развитии таможенного дела в России, то Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой .

В качестве основного инструмента таможенного регулирования со стороны государства выступает таможенное право.

Государство с помощью права определяет положения, подлежащие выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через таможенную границу, а также применяет обширный арсенал средств и методов в целях обеспечения соблюдения норм таможенного права.

Государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем применения таможенных пошлин и налогов (или предоставления льгот по ним) при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", Налоговым кодексом Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, законодательством об особых экономических зонах в Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Согласно ч.1 ст.1 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Анализ указанной статьи показывает наличие двух самостоятельных предметов государственного регулирования в области таможенного дела:

) общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования;

) общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения запретов и ограничений внешнеторгового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу.

После вступления Таможенного кодекса РФ в силу, когда уже сформировалась определенная практика его применения, эксперты отмечали: "Казалось бы, продолжительные и многочисленные дискуссии, предшествующие принятию этого закона, позади. Закон принят, действует, его положения взяты за основу для программ развития таможенной системы Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

Однако приходится констатировать, что споры вокруг таможенного законодательства по-прежнему продолжаются. Имеются многочисленные инициативы о проведении ревизии норм Таможенного кодекса, пересмотре установленных правил. Противоречива судебная практика рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства. Можно определенно говорить о том, что устойчивого, общепринятого и единообразно применяемого на всей территории нашей страны толкования таможенного законодательства пока еще не сложилось".

Высказывается и более резкая оценка состояния таможенного законодательства и его регулирующего воздействия: "В России одно из самых сложных и детализированных таможенных законодательств, мы вроде как тонко регулируем рынки. Только все это бессмысленно. С таким инструментом, как наша таможня, ни эффективно закрыть (поддерживая собственного производителя), ни эффективно открыть рынки (в тех случаях, когда нам это выгодно) просто невозможно. Нашу границу пройти непросто, но рынки при этом распахнуты. Но проблема не только в том, что мы часто не можем провести государственную политику. Результат порой получается хуже, чем, если бы таможни вообще не было. Таможенные нравы убивают тот бизнес и тот экономический рост, который мог бы у нас быть, выживают лишь те, кто может приспособиться к диким условиям работы".

С учетом приведенных оценок можно сделать вывод, что действующее законодательство далеко от совершенства, а российское таможенное право находится только в стадии своего формирования.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены следующие направления совершенствования таможенного регулирования.

В целях содействия экспорту Концепция предусматривает достижение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, на основе создания в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализации производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов.

В сфере импорта положения Концепции значительно более детализированы.

Смысл намечаемых мер сводится к рационализации импорта и его ориентации на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства.

Достижение указанной цели планируется на основе решения следующих задач:

реализации принципа эскалации таможенного тарифа на основе дифференцированных ставок в целях снижения издержек производителей и стимулирования организации производства конкурентоспособной готовой продукции на территории России;

постепенного уменьшения значения фискальной функции таможенного тарифа;

применения на временной основе нетарифных мер и инструментов защиты внутреннего рынка;

обеспечения конкурентных условий путем применения специальных защитных антидемпинговых или компенсационных мер в случаях импорта, осуществляемого на недобросовестных конкурентных условиях;

обеспечения стабильности и транспарентности в применении правил внешнеэкономического регулирования;

снижения издержек бизнеса, в том числе путем обеспечения прозрачности и упрощения таможенных процедур и внедрения новых прогрессивных технологий таможенного администрирования.

Процессы экономической интеграции, происходящие во всем мире, не оставляют Российской Федерации шансов искать и устанавливать свои собственные, национальные правила таможенного регулирования, которые бы существенно отличались от правил в сопредельных странах.

Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что формируется новая философия таможенного регулирования, основанная на признании объективной необходимости унификации таможенных процедур в различных странах путем включения в существующие или формирования новых таможенных союзов.

Таможенное законодательство все в большей степени интегрируется с экономическим правом.

Результатом становится, например, появление новых экономических таможенных режимов - переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, таможенный склад, временный ввоз.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области укрепления внешнеэкономических позиций России предусматривает:

формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;

расширение сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;

развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;

завершение процесса присоединения к Всемирной торговой организации и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой организации, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития.

В отношении Содружества Независимых Государств (СНГ) Концепция предусматривает продолжение работы по следующим направлениям:

реализация экономического потенциала Содружества Независимых Государств как региональной организации;

создание экономических условий для эффективного строительства Союзного государства;

дальнейшее укрепление Евразийского экономического сообщества как ядра экономической интеграции, создание таможенного союза и Единого экономического пространства в формате "тройки" (Белоруссия, Казахстан и Россия) с подключением к этой работе других государств по мере их готовности.

Анализ приведенных положений Концепции свидетельствует о том, что приоритетным направлением интеграции таможенного регулирования на обозримую перспективу является укрепление и развитие таможенного союза со странами ЕврАзЭС.

С позиции таможенного регулирования необходимо отметить, что в рамках ЕврАзЭС:

создана зона свободной торговли;

формируется единый таможенный тариф;

определены единые меры нетарифного регулирования;

установлен единый порядок взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения";

установлен единый порядок введения и применения вывозных таможенных пошлин;

принят единый порядок применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства - участники соглашений о Таможенном союзе;

определены основные меры, обеспечивающие взаимодействие национальных валютно-финансовых систем в целях создания благоприятных условий для развития взаимной торговли;

принята общая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС;

принят единый порядок экспортного контроля и механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников.

Для упрощения и унификации процедур таможенного контроля товаров и транспортных средств в Сообществе приняты:

Унифицированные правила таможенного оформления товаров, обращающихся во взаимной торговле государств - членов ЕврАзЭС;

Протокол о таможенном оформлении товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;

Протокол о таможенном сопровождении между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;

Соглашение об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза;

Протокол о таможенных перевозчиках государств - участников Таможенного союза;

Протокол о таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;

Протокол о таможенном контроле за реэкспортом товаров, происходящих с территории государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве;

Единая методика управления рисками.

Все эти механизмы оказывают безусловное влияние на упрощение процедуры торговли стран Евразийского экономического сообщества.

В тоже время ряд авторов отмечают определенные расхождения между российским таможенным законодательством и теми обязательствами, которые Российская Федерация приняла на себя в рамках Сообщества.

Статья 15 Конституции Российской Федерации содержит норму о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

Пункт 2 статьи 8 Таможенного кодекса связан с процитированной статьей и воспроизводит юридический приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством, а в статье 1 установлено, что "Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой".

Однако практика показывает, что перечисленных правовых гарантий недостаточно для того, чтобы нормы международного права непосредственно применялись в практике таможенного регулирования.

Так, по оценке специалистов, реализация Астанского договора предполагает перераспределение компетенции между государствами-членами и Сообществом, которая потребует внесения изменений в конституции стран ЕврАзЭС .

Необходимо также отметить, что все государства - члены ЕврАзЭС одновременно являются участниками Содружества Независимых Государств, а значит, на них распространяется действие соответствующих соглашений и договоренностей. В частности, Договора о создании Экономического союза, Соглашения о зоне свободной торговли и ряда других. В настоящее время они практически не учитываются, т.е. имеет место параллельное регулирование в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Кроме того, отдельные члены ЕврАзЭС участвуют и в других межгосударственных объединениях, что накладывает на них определенные обязательства.

Такое разнообразие международных обязательств делает весьма затруднительным определение того, какой из норм российского законодательства либо международного права следует руководствоваться в конкретном случае.

Один из вариантов решения указанной проблемы предлагает С.В. Бахин: необходимо установить четкую иерархию между правом России, интеграционным правом (ЕврАзЭС и Союза России и Беларуси) и входящей в правовую систему России частью международного права.

Важную роль в совершенствовании таможенных процедур могло бы сыграть присоединение России к Киотской конвенции.

Конвенция направлена на упрощение и ускорение процедур таможенного оформления и таможенного контроля, но так, чтобы таможенные администрации могли решать стоящие перед ними задачи путем перехода на применение средств контроля на основе аудита и управления рисками. Конвенция призывает государства устанавливать таможенные правила таким образом, чтобы они были выгодны как государству, так и бизнесу. Этот подход, по оценке специалистов, пока с трудом пробивает себе дорогу в нашей стране.

Обязательным условием присоединения к Киотской конвенции выступает принятие ее основного текста и Генерального приложения. Принятие Специальных приложений Конвенции, а также одной или более их глав осуществляется по усмотрению заинтересованной стороны.

Согласно Стандартному правилу 1.2 Генерального приложения к Киотской конвенции условия и порядок применения таможенных правил и процедур Генерального приложения, а также специальных приложений определяются национальным законодательством. Соответственно, положения действующего ТК РФ не потребуют немедленных изменений.

Сопоставление положений Генерального приложения и норм ТК РФ показывает, что концептуальных расхождений между ними нет.

Положения Киотской конвенции не касаются запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю. Соответственно, это не затронет законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Кроме того, к объектам регулирования Киотской конвенции не относится таможенно-тарифное регулирование.

В целом можно говорить о том, что уже сегодня имеется достаточная законодательная и частично подзаконная нормативная база для присоединения к Киотской конвенции без ущерба национальным интересам и целям таможенного регулирования.

Однако Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года вопрос о вступлении РФ в Киотское соглашение даже не рассматривается.

таможенная система служба российская




2020-03-17 331 Обсуждений (0)
Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)