Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лица, совершившие нарушения прав



2020-03-17 216 Обсуждений (0)
Лица, совершившие нарушения прав 0.00 из 5.00 0 оценок




72. Из сообщений, направленных Специальным представителем правительствам, складывается весьма тревожная картина относительно того, кем являются виновные в нарушении прав человека, совершаемых против правозащитников.

73. Из общего числа в 161 сообщение в 53 речь шла о прямой ответственности полицейских за нарушение прав правозащитников.

74. Полиция прибегает к произвольным арестам правозащитников, не подкрепленным ордерами на арест, вторжению в их офисы и дома, конфискации их оборудования и документов, налетам на их дома, словесным оскорблениям, угрозам, запугиванию, травле, применяет физическое насилие против правозащитников в виде побоев, ударов руками и ногами, а также задерживает мирных демонстрантов. Полицейские из отрядов подавления массовых беспорядков разгоняют мирные демонстрации, применяя чрезмерную силу.

75. По всему миру полиция отказывается принимать меры по жалобам о нападениях на правозащитников или хотя бы регистрировать их, не говоря уже о проведении эффективного расследования, и не обеспечивает надлежащей защиты тех правозащитников, которые находятся под угрозой. Полицейские вымогают у правозащитников деньги в обмен на освобождение их коллег или родственников.

76. Под надуманным предлогом полиция разместила вооруженный кордон перед офисом одной НПО с целью запугать посетителей и клиентов, тем самым лишая правозащитников возможности работать.

77. Налицо тенденция к укоренению таких явлений, как попустительство, пособничество и сговор в среде полиции различных стран в связи с совершением грубых нарушений прав человека в отношении правозащитников, включая убийство защищающих их адвокатов.

78. Особую озабоченность Специального представителя вызвала при этом вырисовывающаяся тенденция к нарушению прав правозащитников военизированными группами, связанными с властями и действующими с их одобрения. Члены вооруженных военизированных групп убивают правозащитников с ведома или при попустительстве властей.

E/CN.4/2002/106 page 28

79. Это порождает серьезную проблему безнаказанности при нарушениях прав человека, совершаемых в отношении правозащитников - особенно в том, что касается нарушений, совершаемых негосударственными субъектами. Эти негосударственные субъекты, включая вооруженные группы, военизированные формирования, группы из секретных служб и добровольческие отряды, вооружаемые государством, действуют либо непосредственно по указке властей либо при их попустительстве; по этой причине власти не заинтересованы в проведении серьезных, беспристрастных и независимых расследований с целью привлечения виновных к суду.

В. Правозащитницы

80. В период после представления своего первого доклада Специальный представитель получала информацию из различных источников относительно положения правозащитниц в различных странах мира. Если говорить о случаях, по которым Специальным представителем были приняты меры, то 70 из 161 сообщения, направленного ею правительствам, касались правозащитниц или женских организаций. О 15 случаях, касавшихся правозащитниц, говорилось и в докладах других тематических механизмов, представленных ими Комиссии по правам человека на ее пятьдесят седьмой сессии, и они были с должным вниманием учтены Специальным представителем в качестве источника информации о положении правозащитниц в различных странах мира. В следующих пунктах обозначены некоторые из тенденций, которые Специальному представителю удалось вычленить, исходя из этой информации.

81. По всему миру правозащитницы невзирая на трудности ведут неустанную работу по поощрению и защите прав всех людей. В этой связи необходимо подчеркнуть все богатство опыта, разносторонность и сам объем проводимой ими правозащитной работы. Впрочем, учитывая разнообразие и широту охвата решаемых правозащитниками задач, перечислить все их невозможно. Изложенные далее соображения следует рассматривать как пример или иллюстрацию, но ни в коей мере не как исчерпывающее описание.

82. В рассматриваемый период правозащитницы, выступая в профессиональной роли или в качестве матерей, сестер, дочерей, жен, партнеров и коллег, были в первых рядах борцов за прекращение "исчезновений". Они вели неустанную кампанию за обеспечение гуманных условий содержания заключенных, фиксировали и предавали гласности факты нарушения прав человека. Правозащитницы боролись за утверждение прав, в частности, этнических и религиозных меньшинств и протестовали против повсеместной безнаказанности за насильственные действия в отношении женщин; они оказывали помощь бесчисленным жертвам нарушения прав человека и их родственникам в поисках правосудия; они возглавляли работу по осуществлению проектов, ставящих целью

E/CN.4/2002/106 page 29

добиться оказания правовой помощи другим женщинам, ставшим жертвами сексуального насилия. Выступая со свой стороны в качестве жертв нарушения прав человека, они выступали в ходе разбирательства со свидетельскими показаниями против тех, кто подозревался в их совершении. В качестве профсоюзных активисток они отстаивали права рабочих, в качестве юристов они активно добивались оказания правовой помощи жертвам нарушений прав человека и вели активную борьбу против безнаказанности; и наконец, они организовывали и проводили кампании в защиту прав правозащитников. То, что перечень можно бесконечно продолжить, лишь доказывает их отвагу и подтверждает их достижения.

83. Вместе с тем необходимо четко указать, что по всему миру правозащитницам приходится сполна расплачиваться за свою работу по поощрению и защите прав других людей. К сожалению, столь же невероятно длинным был бы перечень тех нарушений прав человека, с которыми приходится сталкиваться или которым фактически подвергаются правозащитницы всего лишь за отстаивание прав человека. Борясь за права человека и вступаясь за жертвы их нарушения - будь то за мигрантов, беженцев, просителей убежища, активистов политических движений или просто за людей, которые не по своей воле оказались на обочине жизни общества, таких, как бывшие правонарушители и члены сексуальных меньшинств, правозащитницы рискуют подвергнуться запугиванию, травле, необоснованному увольнению, угрозам убийства, пыткам, жестокому обращению и даже ликвидации.

84. В лучшем случае травля, которую приходилось выносить правозащитницам, оканчивалась для них тем, что им приходилось доказывать свою невиновность в ходе отнимающего массу времени, сил и денег разбирательства по делам, возбуждаемым в отношении них коррумпированными органами прокуратуры и подконтрольными судами с целью решительно покончить с их правозащитной деятельностью. В худшем же случае правозащитницы становились жертвами нарушения некоторых из самых основных прав, включая право на жизнь, психическую и физическую неприкосновенность, свободу и безопасность личности, на свободу выражения своего мнения и ассоциацию, на неприкосновенность частной и семейной жизни.

85. В отчетный период правозащитницы становились жертвами преднамеренных убийств. Некоторые были похищены или исчезли, другие подверглись изнасилованию или другим формам сексуальных издевательств. Их подвергали произвольным арестам и задержаниям без предъявления или с предъявлением сфабрикованных обвинений; они становились объектом уголовного преследования по различным вымышленным обвинениям, включая шпионаж, подрывную деятельность, антигосударственную деятельность, угрозу национальной безопасности и передачу секретов иностранным

E/CN.4/2002/106 page 30

организациям, каждое из которых чревато длительным тюремным заключением. Кое-кто из правозащитниц, опасаясь за свою жизнь, вынужден был бежать из дома и страны. Некоторые стали жертвами покушений на их жизнь. Одни подверглись словесным нападкам или физическому нападению либо стали объектом угроз насилием или смертью, например, только за то, что протестовали против жутких условий содержания заключенных. Других принудительно помещали на лечение в психолечебницы на основании сфабрикованного диагноза о психическом расстройстве. Жертвами угроз становились и члены их семей, в отношении которых тоже применялись травля, запугивание, избиения, словесные нападки, произвольные аресты и задержания.

86. Офисы и дома правозащитниц становились объектом обысков, вторжений, налетов, их имущество конфисковывалось, уничтожалось или приводилось в негодность. Против них использовали клевету в попытке дискредитировать и унизить их и подорвать их авторитет в обществе.

87. Порою власти в попытке заставить правозащитниц отказаться от дальнейшей деятельности по отстаиванию прав человека прибегали к коварным приемам. Против них выдвигали обвинения в нарушении финансовых правил и даже в махинациях, за ними устанавливали постоянную полицейскую слежку в расчете запугать их.

88. Нередко, вопреки неоднократным просьбам, правозащитницам отказывали в охране или предлагали безнадежно слабые меры охраны, предоставляя им защищаться от угроз самостоятельно. Такие отказы или вялость реакции со стороны властей еще более повышают вероятность того, что правозащитницы сами окажутся жертвами нарушения прав человека, особенно со стороны негосударственных субъектов, которые воспринимают это бездействие как "добро" на нарушения.

89. Основываясь на поступившей информации, Специальный представитель пришла к следующему заключению: хотя правозащитницы ведут такую же неустанную работу по отстаиванию прав человека и прав жертв нарушений прав человека, как и их соратники-мужчины, есть некоторые особенности, которые свойственны их положению как женщин, борющихся за права человека. Нижеследующие пункты включены с целью осветить некоторые особенности, характерные для положения правозащитниц в различных странах мира.

90. Правозащитницы наравне со своими соратниками-мужчинами находятся на передовом крае борьбы за поощрение и защиту прав человека. Но при этом они как женщины подвергаются, в дополнение к тем опасностям, которые грозят мужчинам, еще и опасностям, специфичным для их пола.

E/CN.4/2002/106 page 31

91. Прежде, будучи женщинами, они больше выделяются. Другими словами, правозащитницы могут возбуждать в людях большую враждебность, чем их коллеги- мужчины, поскольку в роли правозащитниц они, возможно, выходят за грань культурных, религиозных и социальных представлений о месте и роли женщин в той или иной стране или в том или ином обществе. Соответственно, они могут стать жертвами нарушения прав человека не только в силу своей правозащитной деятельности, но и еще в большей степени из-за своего пола и того, что их деятельность может не укладываться в бытующие в обществе стереотипы относительно женской покорности или противоречить бытующим в обществе представлениям о месте женщины. Во-вторых, вовсе не исключена вероятность того, что и самим проявлениям враждебности, травле и репрессивным мерам против правозащитниц будет придана специфически гендерная форма - от, скажем, словесных оскорблений, направленных только против женщин по причине их пола, до сексуальных домогательств и изнасилования.

92. При этом, чтобы дискредитировать женщину и подорвать ее авторитет на работе и в обществе, могут использоваться такие применяемые сугубо в отношении женщин приемы, как, например, пресловутое высказывание под тем или иным предлогом сомнений в их добропорядочности - в тех случаях, например, когда женщины добиваются своего права на сексуальное и репродуктивное здоровье или на равноправие с мужчинами, в том числе на жизнь, свободную от дискриминации и насилия. Кроме того, против правозащитниц, например, возбуждалось судебное преследование на основании законов, относящих к числу уголовных преступлений действия, фактически означающие законное осуществление прав, охраняемых нормами международного права, по сфабрикованным обвинениям, которые на деле были мотивированы неприятием взглядов правозащитниц и их деятельности по защите прав женщин.

93. В-третьих, нарушения прав человека, совершаемые в отношении правозащитниц, в свою очередь могут приводить к последствиям, по своему характеру специфическим для женского пола. Например, сексуальное насилие в отношении правозащитницы во время содержания под стражей и ее изнасилование могут стать причиной беременности или вызвать заболевание, передающееся половым путем, включая СПИД.

94. Работа по поощрению и защите некоторых специфически женских прав ведется почти исключительно правозащитниками женского пола. Поощрение и защита прав женщин могут быть сопряжены с дополнительным риском, поскольку борьба за определенные права рассматривается как угроза патриархальному укладу и подрыв культурных, религиозных и других принятых в обществе моральных ценностей.

В некоторых странах отстаивание права женщин на жизнь и свободу кончалось

E/CN.4/2002/106 page 32

нарушением права на жизнь и свободу самих правозащитниц. А в случае одной видной правозащитницы ее протест против дискриминационной практики стал причиной судебного преследования по обвинению в измене.

С. Последствия терактов 11 сентября для правозащитников

95. В качестве вводного замечания к нижеследующим положениям Специальный представитель хотела бы подчеркнуть, что, принимая во внимание террористические удары по Соединенным Штатам, совершенные 11 сентября 2001 года, она в полной мере понимает и признает, что международное сообщество и правительства всех стран мира стоят перед необходимостью и даже обязаны принять меры по восстановлению и поддержанию среди населения уверенности в том, что безопасность людей как на национальном, так и на международном уровне обеспечена. Наряду с этим Специальный представитель хотела бы также обратить внимание на не менее важное, на ее взгляд, требование, а именно о соблюдении государствами принципов, касающихся прав человека, и норм, зафиксированных в правовых актах и нормативных документах в этой области. Виновные в совершении терактов должны быть найдены и переданы в руки правосудия - но только в соответствии с международными нормами, касающимися справедливого судебного разбирательства, так чтобы задачи обеспечения мира и безопасности решались в увязке с выполнением обязательства относительно отправления правосудия и уважения прав человека и основных свобод.

96. Хотя настоящий доклад подготовлен в основном на основе сообщений, поступивших до трагических событий 11 сентября 2001 года, после этой даты Специальному представителю стала поступать информация, давшая ей основания для вывода о наличии реальной опасности того, что под воздействием терактов 11 сентября 2001 года некоторые правительства, возможно, используют глобальную войну против терроризма в качестве предлога для ущемления прав человека и подавления правозащитников. Неправительственные организации в различных регионах мира, в частности, поделились со Специальным представителем своей обеспокоенностью возрастанием опасности для правозащитников в условиях, которые после 11 сентября 2001 года становятся, на их взгляд, все более грозными.

97. Повсюду в мире существует опасность того, что под прикрытием борьбы с терроризмом некоторые правительства могут активизировать свои усилия по подавлению мирного инакомыслия и оппозиции. В нынешней ситуации те, кто ставят под сомнение законность некоторых из так называемых контртеррористических мер, принятых после

E/CN.4/2002/106 page 33

11 сентября, или просто те, кто в социальном отношении выходят за обычные рамки, - будь то мигранты, беженцы, просители убежища, члены религиозных или иных меньшинств или просто люди, отброшенные на обочину общества, - могут быть названы террористами и в конечном счете могут попасть в жернова репрессий и насилия.

98. В свете вышеуказанного Специальный представитель пришла к выводу о серьезном изменении контекста и обстановки, в которых она выполняет свой мандат по поощрению и защите прав правозащитников, под воздействием трагических событий в Соединенных Штатах, имевших место 11 сентября 2001 года.

99. К сожалению, меры, ставящие целью подавить мирное инакомыслие и заставить замолчать законную оппозицию, во многих случаях были той реальностью, с которой правозащитникам приходилось иметь дело задолго до терактов 11 сентября. Однако порожденное терактами всепроникающее чувство незащищенности и страха, возникшее как в международном сообществе, так и в самих странах, по всей видимости, дало толчок формированию климата, в котором законодательные органы, суды и широкая общественность проявляют все меньше бдительности в отношении действий или бездействия исполнительной власти в своих странах.

100. Правительства некоторых стран фактически присвоили себе "карт-бланш" в отношении строгости и охвата мер, принимаемых ими якобы в порядке реакции на события 11 сентября 2001 года. В Соединенных Штатах, например, о чем уже с прискорбием сообщалось Специальным докладчиком по вопросу о независимости судей и адвокатов 16 ноября 2001 года, исполнительные органы могут отныне дать распоряжение о передаче дел о лицах, не являющихся гражданами США, на рассмотрение в военные комиссии, формируемые в порядке, дающем основание говорить о серьезном нарушении прав человека и верховенства закона. В Соединенном Королевстве иностранцы теперь могут быть задержаны на неопределенный срок без суда. В ряде других стран, включая Австралию, Канаду, Индию, Непал, Пакистан, Россию, Таиланд и Южно-Африканскую Республику, в последнее время в законодательном порядке были приняты или рассматриваются на предмет принятия новые контртеррористические меры. Высказывались опасения, что во многих отношениях эти меры будут представлять собой прямое нарушение прав человека или вести к созданию климата, в котором вероятность нарушения прав человека возрастает.

101. Невзирая на тот факт, что международным сообществом все еще не согласовано общее определение терроризма, некоторые правительства видят выгоду в том, чтобы, подыгрывая друг другу, принимать на веру отнесение отнюдь не носящих насильственного характера проявлений инакомыслия к разряду подрывных действий и

E/CN.4/2002/106 page 34

актов терроризма. В этой связи, выступая в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи 6 ноября 2001 года, Верховный комиссар предостерегла, что в условиях, сложившихся после терактов 11 сентября, мирные действия приравниваются к терроризму; законное осуществление права на невмешательство в частную и семейную жизнь, на справедливое судебное разбирательство, на убежище, на участие в политической жизни, свободы выражения мнений и мирных собраний подрывается, ограничивается или вообще отрицается. Однако, согласно правовым нормам, регулирующим права человека, некоторые ключевые права являются настолько фундаментальными, что они не допускают отступления от них даже в условиях чрезвычайного положения. В статье 4 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится о правах, отступление от которых не допускается ни при каких обстоятельствах; к их числу относятся право на жизнь, запрет на пытки или жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания, свобода мысли, совести и религии, а также тот принцип, что нормы уголовного права не имеют обратной силы, за исключением тех случаев, когда последующим законом устанавливается более легкое наказание.

102. Глобальный политический климат, сложившийся после 11 сентября, чреват особенными опасностями для тех, кто выступает за одно из самых основных прав, а именно право всех народов на самоопределение. Неотъемлемое право народов на самоопределение является фундаментом, краеугольным камнем правовых рамок, регулирующих права человека, а также принадлежит к числу тех основополагающих принципов, которые определяют одну из главных целей Организации Объединенных Наций, а именно "развивать дружественные отношения между нациями" (пункт 2 статьи 1 Устава Организации Объединенных Наций). Термин "самоопределение" фигурирует не только в статье 1 Устава, но и в первой статье обоих международных пактов. В Замечании общего порядка 12, принятом Комитетом по правам человека в 1984 году, реализация неотъемлемого права всех народов на самоопределение названа "важнейшим условием для эффективной гарантии и соблюдения прав человека отдельных лиц, а также для расширения и укрепления этих прав". В условиях, сложившихся после 11 сентября 2001 года, когда правозащитники, участвующие в мирной кампании или выступающие за реализацию права всех народов на самоопределение, непрестанно подвергаются все новым нападкам во всем мире, представляется особенно уместным сослаться еще на одно Замечание общего порядка, принятое Комитетом по правам человека, а именно Замечание 11, касающееся статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая запрещает пропаганду войны и подстрекательство к национальной, расовой или религиозной ненависти. В этом Замечании общего порядка, принятом в 1983 году, Комитет по правам человека указал, что "положения пункта 1 статьи 20 не запрещают поддержку права народов на самоопределение или независимость в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций".

E/CN.4/2002/106 page 35

103. В сложившихся условиях отстаивание прав человека и основных свобод изображается в ряде стран в качестве угрозы национальной и международной безопасности. Перед лицом этой суровой реальности правозащитники чувствуют себя как бы в осаде. Мирно настроенных активистов, выступающих за независимость, изображают как распространителей пропаганды, могущей нанести вред государству, как людей, представляющих угрозу национальной безопасности, пытающихся свергнуть правительство или являющихся подручными или пособниками террористов. Хотя надуманное приравнивание законных и мирных выступлений в защиту права на самоопределение к терроризму, независимо от его определения, нельзя назвать новым явлением, оно, вне всяких сомнений, получает все большее распространение, и правозащитники, добивающиеся удовлетворения стремления народов к самоопределению, переживают один из сложнейших периодов.

104. Правительствам нетрудно сеять подозрения, провоцировать беспокойство в обществе и направлять острие враждебности на правозащитников. Правозащитники апеллируют к группам, которые и без того находятся в социально уязвимом, маргинальном положении, таким, как этнические меньшинства, люди с судимостью, сексуальные меньшинства, просители убежища, беженцы и рабочие-мигранты.

В условиях, сложившихся после 11 сентября, правительствам и другим субъектам легче изображать любого, кто проявляет несогласие или выступает с любого рода критикой в качестве диссидента или подрывного элемента либо даже подручного или пособника "иностранных террористов".

105. Правозащитники, отстаивающие допустимость мирного инакомыслия и законного осуществления права на свободу ассоциации и собраний, становятся объектом репрессий со стороны правительства; на них навешивают ярлык подрывных, чуждых нации элементов и врагов государства.

106. Правозащитники во многих случаях являются первой инстанцией, куда обращаются жертвы нарушений прав человека. После терактов 11 сентября правозащитники сталкиваются с большими трудностями в работе по поощрению и защите прав всех людей. Поэтому в условиях, когда правительствами принимаются все более драконовские, несоразмерные меры якобы в интересах борьбы с терроризмом, правозащитники сохраняют бдительность и продолжают наблюдать за положением в области прав человека во всем мире.

E/CN.4/2002/106 page 36

107. Однако, как было указано группой в составе приблизительно 17 независимых экспертов Комиссии по правам человека в заявлении от 10 декабря 2001 года по случаю Дня прав человека, правозащитники наряду с активистами других групп явились главной мишенью и стали жертвами нарушений прав человека в связи с принятием или планируемым принятием законодательных мер в области борьбы с терроризмом и национальной безопасности и других мер, могущих ущемлять права человека и основные свободы. Следовательно, государствам, как никогда, необходимо в своих мерах реагирования на теракты 11 сентября 2001 года ограничиться строго тем, что диктуется требованиями момента, и найти оптимальный баланс между задачами обеспечения национальной и международной безопасности и гарантиями прав человека.

IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

108. Повсюду в мире правозащитники по-прежнему сталкиваются с серьезными нарушениями своих прав. На основе сообщений, полученных Специальным представителем, ею был сделан вывод о том, что права правозащитников нарушаются в государствах самими различными политическими системами и административным устройством. Вместе с тем имеется ряд факторов, повышающих незащищенность правозащитников и вероятность нарушения их прав.

109. Политическая напряженность и вооруженные конфликты повышают риск, которому подвергаются правозащитники, особенно в плане физической безопасности. В таких условиях стороны в конфликте - независимо от того, являются ли они государственными или негосударственными субъектами, - могут попытаться дискредитировать правозащитников и посеять сомнения относительно правомерности их деятельности по поощрению и защите прав человека, с тем чтобы оправдать свои упредительные или ответные действия.

110. Уровень уважения правозащитных норм и значение, придаваемое государством деятельности правозащитников, в немалой степени зависят от того, сколь демократичной является практика правительств. Там, где приверженность правительства демократическим методам отсутствует или носит слабовыраженный характер, независимость государственных институтов и их способность обеспечивать защиту от нарушений прав человека и поддержку правозащитной деятельности наблюдается в весьма урезанном виде.

111. Ситуации, ставшие предметом внимания Специального представителя, и поступившая к ней информация, дают основание с большой долей вероятности сделать вывод о прямой связи между тяжестью нарушений прав человека и степенью

E/CN.4/2002/106 page 37

милитаризованности государства, выражающейся в военном правлении или решении проблем безопасности военными методами и средствами. В таких ситуациях особенно строго ограничивается свобода передвижения и собраний и доступ к информации. Помимо ограничения или исключения возможностей для правозащитной деятельности; жестким репрессиям подвергаются и сами правозащитники. Специальный представитель выразила озабоченность на этот счет в своем докладе Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят шестой сессии (А/56/341).

112. Специальный представитель чрезвычайно обеспокоена развитием событий после терактов в Соединенных Штатах 11 сентября 2001 года, свидетельствующим о возможности отступления от установленных норм и стандартов в сфере прав человека. Она хотела бы напомнить государствам, что снижение планки правозащитных норм не может быть оправдано никакими обстоятельствами или условиями; при этом она ссылается на пятый параграф преамбулы Декларации, гласящий: "признавая взаимосвязь между международным миром и безопасностью и осуществлением прав человека и основных свобод и сознавая, что отсутствие международного мира и безопасности не является оправданием их несоблюдения".

113. Там, где правительства рассматривают правозащитников скорее как противников, между государством и гражданским обществом возникла напряженность. Такого рода отношения сужают возможности для объединенных усилий по созданию климата, благоприятного для поощрения и защиты прав человека, в котором правозащитники могли бы вести свою деятельность в условиях безопасности.

114. Принимаемые государством меры по подавлению правозащитной деятельности приводят к снижению транспаретности и открытости в работе правозащитников. Такое положение чревато повышенным риском для правозащитников и подрывом доверия к их деятельности.

115. Правозащитники, отстаивающие политические, гражданские, экономические, социальные или культурные права маргинализированных групп и лиц, встречают более жесткое сопротивление в своей работе, находятся в более уязвимом положении и поэтому более открыты для возможных угроз. К их числу относятся лидеры групп коренного населения и других меньшинств, лидеры движений обездоленных групп и защитники прав женщин, сексуальных меньшинств, перемещенных лиц, мигрантов и беженцев. Активисты экологического и антиглобалистского движения, добивающиеся правовой защиты от нарушений социальных и экономических прав по-прежнему являются объектом диффамации и мишенью для насилия.

E/CN.4/2002/106 page 38

116. Методы, используемые для подавления протеста, или репрессивные меры против тех, кто добивается осуществления или защиты прав человека, представляют собой прямое нарушение гражданских и политических прав, равно как и экономических, социальных и культурных прав.

117. Национальное законодательство во многих странах не обеспечивает надлежащей правовой основы, обеспечивающей безопасные условия для правозащитной деятельности. В ряде стран продолжают действовать и используются для судебного преследования правозащитников законы, ставящие целью или допускающие криминализацию правозащитной деятельности. Законы, ограничивающие свободу ассоциации или налагающие необоснованные ограничения на передачу НПО или использование ими финансовых средств для ведения правозащитной деятельности, используются для запугивания и травли правозащитников. Такие законы не преследуют никакой полезной цели и не имеют никакого отношения к защите законных интересов государства.

118. Лицами, ответственными за нарушения прав правозащитников, в значительном большинстве случаев являются сотрудники полиции, вооруженных сил и прочих сил безопасности, а также государственных спецслужб. Члены военизированных групп, действующие либо независимо от правительств, либо с их ведома, фигурировали в качестве исполнителей актов, нарушающих права правозащитников, в значительном числе случаев, к которым было привлечено внимание Специального представителя. К числу негосударственных субъектов, ответственных за нарушение прав правозащитников, относятся группы боевиков и другие оппозиционные группы. Что касается правозащитниц, то они прежде всего становятся мишенью различных объединений и частных лиц, таких, как религиозные группы и институты, старейшины общин и племен и даже члены их собственных семей, - особенно в тех случаях, когда правозащитницы выступают в защиту прав женщин.

119. Одной из наиболее серьезных проблем в сфере прав человека, которая непосредственно затрагивает безопасность правозащитников, стала безнаказанность, с которой совершаются нарушения прав человека. Как уже было сказано, одних только законодательных норм или административных процедур недостаточно для решения этой проблемы. Необходимым дополнением законодательных и процедурных мер должно быть наличие сильной политической воли бороться с безнаказанностью. Специальный представитель обращает внимание на свой доклад Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят шестой сессии (А/56/341), в котором содержится раздел с детальным освещением этого вопроса.

E/CN.4/2002/106 page 39

120. На основании вышеуказанных выводов Специальным представителем сформулированы следующие рекомендации.

121. Правительствам рекомендуется обратить особое внимание на тенденции, обозначенные в настоящем докладе, и заняться решением существующих в их странах проблем в отношении законодательства, политики и практики, препятствующих поощрению, защите и осуществлению прав человека или приводящих к возникновению угрозы для правозащитников. Специальный представитель имеет в виду провести исследование по вопросу о пределах свободы ассоциации в контексте деятельности по поощрению и защите прав человека; о репрессивном законодательстве, ограничивающем правозащитную деятельность или приводящем к возникновению угрозы для правозащитников в связи с такой деятельностью; и о репрессивных мерах против правозащитников, особенно в связи с осуществлением ими своих прав, зафиксированных в статье 6 и пункте 4 статьи 9 Декларации.

122. Правительствам необходимо более терпимо относиться к критике и проявлять большую готовность к устранению недостатков в сфере управления, которые названы в числе затрудняющих работу правозащитников. В этой связи ключевое значение для решительных мер по устранению препятствий в работе по поощрению и защите прав человека приобретает более тесное сотрудничество с правозащитными группами. Правительства должны активно поощрять и создавать условия для консультаций между институтами гражданского общества и ключевыми правительственными ведомствами, особенно отвечающими за вопросы правоприменения и безопасности. Правительствам следует принимать меры, призванные довести до сознания государственных чиновников тезис о законности и важности правоохранительной деятельности. Это может делаться в форме распространения информации о нормах в области прав человека и о деятельности международных, региональных и национальных правозащитных механизмов.

123. Там, где созданы национальные институты по защите прав человека, должна быть обеспечена их политическая и финансовая самостоятельность. Необходимо укрепить потенциал этих институтов, с тем чтобы сделать их способными адекватно и эффективно реагировать на жалобы о нарушении прав человека. Следует организационно оформить роль правозащитников в качестве источника информации для этих институтов и в качестве механизма оказания помощи в правовой защите от нарушений. Такие меры могли бы упростить доступ к национальным правозащитным институтам и поставить деятельность правозащитников на более прочную правовую базу. В мандат этих институтов необходимо включить прямо сформулированное положение о защите правозащитников.

E/CN.4/2002/106 page 40

124. Правительства должны осознать необходимость покончить с безнаказанностью за нарушения прав человека. Вне всяких сомнений, насущно необходимы более совершенные системы ответственности за нарушение прав человека. Возможность разоблачения нарушений прав человека и доступ к правовой помощи в случае их совершения в немалой степени зависят от того, насколько безопасными и свободными являются условия, в которых могут действовать активисты и наблюдатели правозащитного движения. Поэтому ключевым элементом в деятельности по поощрению и защите прав человека является решение проблемы безнаказанности за нарушения прав правозащитников. Необходимо проводить расследование по всем сигналам о нападениях, угрозах, травле или запугивании правозащитников с вынесением соответствующего наказания. Проведение таких расследований может быть отнесено к функциям наделенных специальными полномочиями должностных лиц старшего звена, а сами расследования для должной убедительности необходимо вести в условиях полной транспарентности.

125. Государства обязаны принимать все необходимые меры по созданию социальных, экономических, политических и иных условий, гарантирующих реальное осуществление прав человека и пользование свободами. Группы и частные лица, как вооруженные, так и невооруженные, обязаны уважать права, зафиксированные в Декларации. Чтобы гарантировать это уважение, государствами, в чьей юрисдикции действуют эти группы, могут быть приняты необходимые правовые и административные меры. К задачам, возлагаемым на Специального представителя ее мандатом, относится налаживание сотрудничества и ведение диалога с правительствами и другими заинтересованными сторонами относительно эффективного осуществления Декларации. Специальный представитель считает неотложно небходимым принудительное обеспечение соблюдения негосударственными субъектами, участвующими в вооруженном конфликте, международных норм в сфере прав человека и международных гуманитарных норм в качестве одной из мер ограждения гражданских лиц и право<



2020-03-17 216 Обсуждений (0)
Лица, совершившие нарушения прав 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лица, совершившие нарушения прав

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)