Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательное и нормативно-правовое регулирование тарифной политики, предложения по совершенствованию



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Законодательное и нормативно-правовое регулирование тарифной политики, предложения по совершенствованию 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время регулирование цен и тарифов на товары (услуги) субъектов естественных монополий осуществляется преимущественно на ведомственном уровне.

Так, в Российской Федерации действует порядка 100 актов органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе примерно половина из них – документы Федеральной службы по тарифам, регулирующие цены и тарифы в различных отраслях экономики. На уровне федерального законодательства регулирование цен и тарифов осуществляется примерно 20 федеральными законами (полный перечень нормативных правовых актов прилагается).

В настоящее время по вопросам регулирования тарифов имеется значительное количество нормативных правовых актов различной юридической силы. К числу «основных» следует отнести: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147 ФЗ «О естественных монополиях»; Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35 ФЗ «Об электроэнергетике»;

Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г.

№221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»; Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и от 30 июня 2004 г. №332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам».

Действующие законы и подзаконные акты содержат различные по содержанию нормы, регулирующие тарифную и ценовую политику.

Приведем некоторые примеры.

Федеральный закон «О естественных монополиях» в ст. 4 определил, что настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным

трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой

связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных

путей.

Развитием положений, определяющих государственное регулирование цен (тарифов), явилось принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам».

В утвержденном Положении отмечено, что данная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. В частности, в п. 5.3.1 Положения закреплено право этой службы устанавливать (утверждать, регистрировать) тарифы на различные виды продукции, товаров и услуг.

Отметим, что положения вышеуказанных нормативных правовых актов в целом корреспондируются друг с другом, имея в качестве концептуальной задачи государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, определение которых дано в ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях».

Вместе с этим, следует отметить ряд существенных общих законодательных проблем в практической реализации тарифной политики:

1) Законодательство, регулирующее тарифную политику, нестабильно.

Начиная с 2003 г. в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» внесено около 10 изменений, в том числе в части полномочий по регулированию. В результате с 2003 по 2005 г. функция по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую муниципальными энергоснабжающими организациями, дважды переходила от муниципальных организаций к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что исключает системность и стабильность такого регулирования.

2) Подзаконные акты, призванные определить порядок и условия реализации федеральных законов, серьезно отстают по времени принятия.

Например, согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 г. №36ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»», деятельность по передаче электроэнергии подлежит отделению от покупки-продажи энергии всеми энергоснабжающими организациями, в том числе и промышленными предприятиями, на балансе которых имеются объекты сетевого хозяйства. До настоящего времени не определен порядок назначения гарантирующего поставщика, который обязан принять на обслуживание любого потребителя, ранее обслуживаемого электросетевой организацией.

В настоящее время тарифы на товары и услуги естественных монополий индексируются не в соответствии с законодательно-правовой базой, которая обеспечивает прогнозный уровень цен на среднесрочный период, а посредством установления их Правительством на год вперед, ставя тем самым другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, провоцируя повышение цен на их продукцию и раскручивая спираль инфляции.

Кроме того, размеры экономической ответственности за монополистические действия в сфере установления цен и тарифов надежно исключают возможность повторения нарушения установленных государством правил.

В этой связи необходимы поправки в законодательство, содержащие жесткие санкции за сговор участников рынка по установлению монопольных цен и тарифов на уровне 10% от доходов. Отметим, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, вносящий изменения в КоАП Российской Федерации в части установления указанных выше санкций в размере от 2 до 4%.

3) Следует законодательно утвердить обязательную периодическую независимую экспертизу деятельности всех субъектов рынка естественных монополий в сфере ценообразования.

4) Нужно законодательно устанавливать и прогнозировать тарифы на энергоносители на более длительный период, чем в настоящее время, так как это обстоятельство позволит организациям и индивидуальным предпринимателям составлять бизнес планы на большую перспективу.

5) Следует предусмотреть в налоговом законодательстве систему стимулов для предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии, оборудование, материалы, приборы.

6) В целях создания конкурентного рынка в сфере услуг естественных и локальных монополий следует ускорить принятие всех необходимых подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих действенные механизмы реализации федеральных законов «Об электроэнергетике», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

7) С точки зрения соблюдения интересов отечественного агропромышленного комплекса необходимо принять решение о компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на удорожание топлива. Также необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты и конкретные меры по государственному регулированию цен на ресурсы, потребляемые АПК.

8) Необходимо комплексно рассмотреть с учетом мнения предпринимательского сообщества правительственный проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих энергоснабжение».



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Законодательное и нормативно-правовое регулирование тарифной политики, предложения по совершенствованию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательное и нормативно-правовое регулирование тарифной политики, предложения по совершенствованию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)