ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА
и гуманитарных науках, в рамках которогопонимание рассматривается какусловие осмысления социального бытия. Задача герменевтики —доводить (тексты) до понимания. Современные науковедческие подходы связывают с герменевтикой как вопросы методологические (видят в ней методологию гуманитарных наук), так и философию в собственном смысле (М. Хай-деггер, Г. Г. Гадамер, П. Рикер). В рамках понимающей социологииинтерпретация рассматривается в качестве основы социального бытия. Повседневный (жизненный) мир представляется какинтерсубъективный мир культуры,смысловой универсум, который мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним. Иными словами, мы имеем дело не с миром самим по себе, а синтерпретированным миром, и необходимо понимать, как мы осуществляем интерпретацию, как мы можем понимать и сам мир, и друг друга в этом мире. С позиций герменевтики человек есть существо интерпретирующее. Юридическая герменевтика прошла в своем развитии несколько этапов. Первый этап был связан с формированием теориитолкования, и особую роль здесь сыграли уже средневековые глоссаторы. Второй этап связан с феноменологической философией. Например, М. Хайдеггер (1889-1976) разрабатывал герменевтическую феноменологию, основываясь на утверждении, чтопонимание составляет бытийную структуру человеческого существования и является первоначальной формой человеческой жизни.Г. Г. Гадамер (1900-2002) сумел показать роль традиции и языка как предпосылок понимания. Основную особенность понимания часто видят в том, что оно активно, т. е. не тождественно непосредственному отражению. Человеческому «я» свойственно привносить в рационально-логические модели исследуемых предметов свои собственные, сугубо индивидуальные штрихи и акценты. В результате на предмет познания накладывается печать не только интеллекта, но и эмоций, интуиции, социального опыта, всей личности субъекта, стремящегося к пониманию. Поэтому понимание любого фрагмента сущего и должного всегда имеетличност-но-экзистенциальный характер, «поскольку понять — значит установить связь между чужим и своим, включить то, что являлось до определенного момента внешним, в систему своих личностных смыслов, ценностных координат и собственного экзистенциального опыта. ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА менно это отличает философское понимание от научного познания...».46 В научной литературе подчеркивается обусловленность понимания не только психологическими способностями индивида, но и еговключенностью в различные коммуникативные системы человеческой жизнедеятельности. «Понимание развивается в процессах общения, ассимиляции культурно-исторического наследия, взаимодействия различных культур. Исходные донаучные виды понимания — освоение и понимание языка, понимание других людей (в сопереживании, диалоге), понимание социальных норм, знаков, символов, ценностей — складываются в непосредственном жизненном процессе и не опираются на явные правила и нормы».47 Понимание и интерпретация «...затрагивают... всеобщую соотнесенность людей друг с другом и с миром. В немецком языке это слово означает среди прочего "иметь относительно чего-либо согласие". Таким образом, возможность понимания — основополагающая способность человека, которая обеспечивает его совместную жизнь с другими людьми путем взаимного разговора...».48 Другими словами, понимание естьнеобходимый элемент коммуникации. И если знание представляет собой тот или иной текст, то понимание связано с рассмотрением (интерпретацией) текста в рамках определенного коммуникативногоконтекста. Любой человек формирует свое понимание социальной действительности на основе определенного предварительного мнения, предпонимания, которое вырастает из его повседневного опыта, воспитания, окружающей среды. С проблемой понимания и предпонимания связано понятие «герменевтического круга». Его смысл можно пояснить на примере предложения как наименьшей единицы текста. Чтобы понять значение предложения, необходимо знать значения отдельных слов, из которых оно состоит. С другой стороны, значение отдельных слов зависит, очевидно, от целого предложения. Возникает противоречие: знание Целого предполагает знание частей, а знание частей, в свою очередь, требует знания целого. Данное противоречие разрешается в процессе ^е более глубокого понимания. Чтобы понять слова предложения, 46 Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь.СПб.,2000. С. 234-235. 47 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 493. 48 Марков Б. В. Знаки бытия. СПб., 2001. С. 124. Раздел V
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |