Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Деталировка архитектурных ордеров





Нижняя несущая часть ордера стилобат - представляет собой сплошную плиту, выложенную из плоских тесаных камней, кото­рая служит основанием всего здания и, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера - колонна -один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе развитую несомую часть ордера - антаблемент. В каж­дом ордере своя художественная трактовка колонн и антаблемента.

Антаблемент.

Антаблемент (рис.1), покоящийся на колоннах, также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз. Архитрав (рис.2)- пояс, состыкованный из балок и объединяющий все колонны, опирается непосредственно на капитель. По архитраву развивается деко­ративная тема фриза. Завершает конструктивную и декоративную композицию ордера нависающий карниз, который бросает прозрачную тень на фриз, подчеркивая рельеф и богатство декора всего антаблемента.

Рис.1 Антаблемент

Структура построения художественной композиции антаблемента всех ордеров единая, а ионический и коринфский антаблементы близки даже по деталировке.

Различие ионического и дорического антаблементов начинается с архитрава (рис.2). Ионический архитрав трехступенчатый. Каждый вышележащий ярус незначительно нависает над нижним, образуя так называемые фасции. Верхняя фасция обычно завершается профилем, состоящим из двух-трех обломов (например, валик, каблучок и полочка), покрытых порезками. Дорический архитрав - это балка с гладкой поверхностью.

Рис.2 Разница в архитравах дорического и ионического ордеров.

 

Совершенно обратная картина в композиции фриза. Ионический фриз предельно прост, без структурной деталировки, может быть покрыт орнаментом, а может быть гладким.

Дорический фриз образует тектонический структурный декор, состоящий из элементов, которые в деревянных конструкциях име­ли чисто техническое назначение, - чередующихся триглифов и метопов. Триглиф (рис.3)- прямоугольник, вытянутый по вертикали и разделенный желобками на три рельефных зубца со снятыми фасками, который изображает торец деревянной балки перекрытия, сплоченной из трех пластин со снятыми фасками на торцах. Фаски предохраняли деревянные торцы от расщепления. Метоп (рис.3)- квадратная плита, заполняющая проемы между триглифами. Она обычно заглублена по отношению к плоскости архитрава и триглифов и часто бывает украшена сюжетным рельефом или орнаментом.



 

Рис.3 Дорический фриз: триглиф - 1, метоп – 2

Познакомившись с разнообразием деталей ордеров, можно отметить, что одни из них усиливают впечатление конструктивного назначения архитектурного элемента, другие маскируют места сочленений, а третьи усиливают контрастность архитектурных форм. Например, сочетание обломов базы, энтазис колонн, кривизна эхина подчеркивают своей формой упругость детали, несущей на себе груз вышележащих конструкций.

Профили антаблемента, создаваемые различными комбинациями обломов, подчеркивают или прикрывают своими формами места примыкания элементов друг к другу; порезки, нанесенные на обломы, усиливают зрительное восприятие профилей обломов, то есть несут чисто орнаментальные функции, усиливающие психологическое воздействие, и скрывают швы.

Подводя итог античному периоду развития архитектурного декора Греции, можно сделать заключение, что за это время были созданы художественные приемы конструирования структурных элементов, декоративные способы обработки конструктивных стыков, орнаментальные формы декора в целях усиления объемно-пространственного впечатления и психологического воздействия архитектурных произведений. Все эти средства и приемы были направлены на создание архитектуры, соразмерной с деятельностью человека и масштабами окружающей природы.

Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов -архитектурных деталей. В общей композиции любого ордера, как правило, декоративное богатство деталей нарастает снизу вверх. Стилобат, например, имеет самое простое построение, чаще всего выраженное тремя или более обычными крупными ступенями.

Колонна в наиболее развитом варианте компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя - база (рис.4)-опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат.

Рис.4 База

 

Из базы как бы вырастает фуст (рис.5)-ствол колонны, который обычно утоняется кверху не по прямой линии, а по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом (приложение 1).

Рис.5 Фуст – ствол колонны

И, наконец, капитель (рис.6) - деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. В форме и композиции капи­тели наиболее ярко и образно отражено художественное различие греческих ордеров.

Рис.6 Капитель

Оценить богатство декора греческих ордеров возможно только, познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образцы архитектурных форм предстоит воссоздавать лепщику при выполнении реставрационных работ.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (907)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)