Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний



2015-11-07 2319 Обсуждений (0)
Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний 4.50 из 5.00 4 оценки




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Уральский государственный педагогический универсиТет»

Экономический факультет

Кафедра экономики и финансов

 

 

КОРРУПЦИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ:

Содержательные и правовые характеристики

 

 

Курсовая работа

 

  Исполнитель: Нургалиева Гульнара Финаровна студентка 201 группы экономического факультета очного отделения
   
  Научный руководитель: Морозов Геннадий Борисович канд. эк. наук

 

 

Екатеринбург 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Социально-экономическое содержание понятия «коррупция»………………………………………………………………………………..5

 

1.1. Сущность, причины и социально-экономические последствия коррупционных деяний………………………………………..…………...……….5

1.2. Исторические аспекты существования коррупции в государствах

разных типов…………………………………………………………………....20

1.3. Правовые характеристики коррупционных отношений в сфере образования в Российской Федерации……………………...………………….28

ГЛАВА 2. Специфика коррупционных деяний в системе российского образования……………………………………………..………….............…...43

 

2.1. Негативные последствия «по содержанию сходных с коррупционными» деяний в системе образования ………….…..….................................43

2.2. Оценка наличия правомерных действий, по содержанию схожих с коррупционными деяниями,в сфере образования..................................……..46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……........................... 59

Приложение 1. ……………………………………………………………...62

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема коррупции и взяточничества в сфере образования в России в последнее время занимает очень важное место. Как заявляют многие интернет-издания, сегодня можно купить практически все: поступление в высшее учебное заведение, оценку за экзамен, диплом. По мнению многих ученых, в рейтинге коррупционных деяний третье место занимает сфера образования: 12% осужденных за взятки в стране - работники этой сферы [3.1].

На наш взгляд, эти данные явно преувеличены и искажены. Это может происходить по двум причинам. Во-первых, потому, что кому-то хочется объявить работников образования «великими» коррупционерами, которые вместо того, чтобы давать знания занимаются взяточничеством. Во–вторых, потому, что эти данные «заказали» настоящие коррупционеры для того, чтобы о работниках образования и медицины сформировать во мнении общества образ типичного российского коррупционера с целью отведения удара от реальных коррупционеров в сфере государственного и муниципального управления страной, которые проворачивают огромные финансовые средства. Поэтому необходимо установить, действительно ли работники образования являются коррупционерами.

Несмотря на то, что данной проблемой занимаются многие ученые, предлагая свои методы по борьбе с коррупцией в образовании, понимая, что данная проблема приносит вред всему обществу, российское государство ни на шаг не продвинулось по пути реальной борьбы с ее проявлениями, даже несмотря на принятие в 2008г. специального Федерального закона «О противодействии коррупции».

Именно коррупционные отношения, с одной стороны, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс, «разогревая» далее напряженную социально-экономическую обстановку в стране.

Целью работы является выявление недостатков и «пробелов» в российском законодательстве о противодействии коррупции применительно к сфере российского образования.

Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) исследовать теоретические аспекты проблемы, проанализировав толкования понятия «коррупция в образовании»;

2) выявить причины и последствия осуществления коррупционных деяний и исторические аспекты существования коррупции;

3) дать оценку нормативной правовой базы регулирования отношений, порождающих действия, по содержанию схожих с коррупционными деяниями в образовании и выявить недостатки этого законодательства;

4) исследовать влияние коррупционных деяний на систему российского образования.

5) выявить негативные последствия «по содержанию сходных с коррупционными» деяний в системе образования.

Предмет исследования – образовательныеотношения, связанные с возникновением действий, сходных с коррупционными деяниями.

Объект исследования - деятельность государства, направленная на противодействие коррупции в сфере образования в России.

В процессе подготовки было проанализировано определенное количество различных источников по выбранной теме. К сожалению, ее совсем немного, а если есть, то в основном это различные научные статьи. В законодательных актах изложены правовые основы противодействия коррупции.

В соответствии с поставленными задачами определена и структура работы. В первой главе исследованы: сущность, причины и последствия коррупционных деяний; исторические аспекты коррупции в государствах разных типов; правовые характеристики коррупционных отношений в сфере образования в России. Во второй главе проанализирована специфика коррупционных деяний в системе российского образования.

При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез; дедукция и индукция; сравнений и аналогий.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОРРУПЦИЯ»

Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний

В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью не обходится без упоминания коррупции. Однако само понятие «коррупция» не имеет единственного определения и используется с разным содержанием. Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова corruptio, означающего «порча, подкуп». Именно эти два слова и определяют понимание коррупции.

Существует множество определений коррупции. Вот наиболее распространенные из них.

Коррупция – это преступная деятельность, связанная с продажностью государственного чиновника, умышленным принятием лично, через доверенных лиц или посредников материальных и нематериальных благ и преимуществ, не предусмотренных законом [2.1].

Коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [2.2].

А.И.Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [2.3].

В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог В.Ф. Кузнецова [3.2].

Яркую образную характеристику коррупции дает А.И.Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» [2.4].

«Коррупция - …социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего должностного положения для личного обогащения» [2.5].

Исходя из проанализированных определений, представляется, что коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус, авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Таким образом, видно, что полного и точного определения понятию «коррупции» никто не дает. В большинстве случаев авторы определений просто перечисляют деяния имущественного характера, которые осуществляются государственными или муниципальными служащими. Понять, кто же является коррупционером – невозможно.

Коррупция существовала во все времена. Ш.Монтескье писал: «…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела» [2.6]. Размеры коррупции в разное время и в разных странах далеко не одинаковы, то определяется рядом обстоятельств. Как правило, уровень коррупции выше в развивающихся странах, но и в странах с развитой экономикой это явление - распространенное явление.

Феномен «коррупции» носит глобальных характер. Она стала привычным явлением во многих ведущих государствах мира, устойчивое положение, традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией различным сферам жизнедеятельности общества.

Общественная опасность коррупции как социального явления чрезвычайно велика. Коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет власти, разрушает принцип справедливости.

Американский профессор В.М.Райсмен выделяет три основных распространенных типа взяток [3.3]:

1) «деловая взятка» - сводится к платежу государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей;

2) «тормозящая взятка» - ее смысл заключается в приостановке действия нормы или неприменении ее в деле, где она должна быть применена;

3) «прямой подкуп» - «покупка», «приобретение» должностного лица для того, чтобы оно, оставаясь на работе в организации, реализовывала корыстные цели взяткодателя.

Как социальное явление коррупция конкретно проявляется в совершении коррупционных деяний, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном порядке. По мнению многих авторов, коррупционная деятельность – это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды.

Решительная борьба с коррупцией как социальным и правовым злом – яркая примета современного общества. Предупреждение коррупционных деяний и устранение порождающих их причин – одно из важных условий укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

Ядро коррупционной преступности, как известно, составляет взяточничество. В теории уголовного права под взяточничеством подразумевается правовое понятие, охватывающее два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки. Взяточничество как социальное явление – наиболее объективный показатель коррумпированности общества и рассматривается как серьезное преступление.

Под взяточничеством обычно понимают единое преступление, объединяющее собой получение и дачу взятки [2, 7].[1] Но, несмотря на то, что между получением и дачей взятки существует тесная связь, они являются самостоятельными преступлениями. В частности, следует отметить лишь факт отличия по субъекту преступления, который является столь существенным, что не позволяет рассматривать указанные явления как единое преступление. Это находит подтверждение в действующем уголовном законе, который предусматривает ответственность за эти посягательства в отдельных нормах, считая их, тем самым, самостоятельными преступлениями.

Рассматриваемые преступления характеризуются высокой общественной опасностью и негативными последствиями. Но об этом - позднее.

Одним из важных обстоятельств, которое сле­дует учитывать при анализе сущности коррупции, причем, как в качестве социального явления, так и объекта правового воз­действия, являются количественные характеристики деяния. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (верхушечной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимо­связь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, организационного или социально-психологического характера.

Низовая коррупция, существуя на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей, фактически ста­ла нормой жизни, пронизывает самые различные слои обще­ства. Однако это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявле­ний разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощреннее выглядит верхушечная коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покрови­тельственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров. Не случайно был издан Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, занимающие государственные должности РФ или заменяющие государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления сведений о доходах и имуществе».

Общеизвестно, что коррупционные действия властной элиты, как правило, совершаются в очень сложных и конфи­денциальных видах государственной деятельности, куда профессионалов борьбы с ее проявлениями практически не допускают, а непрофессионалу разобраться трудно. Этот вид коррупции обладает высочайшей адаптивностью: она непрерывно видоизменяется, совершенствует­ся, выстраивается в целостную систему с высокой степенью самозащиты, включающей лоббирование законодательных актов, увод от ответственности виновных и, напротив, пре­следование в различных формах лиц, вскрывающих коррупционную деятельность. Верхушечная коррупция, обладая скры­тым и согласительным характером, взаимовыгодна как берущим, так и дающим субъектам. Если мелкая коррупция повсе­дневно посягает на материальное благосостояние населения, то верхушечная коррупция поглощает огромные куски государ­ственной и частной экономики.

Таблица 1.



2015-11-07 2319 Обсуждений (0)
Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)