Почва в природе и жизни человека
Почвоведение учебно-методическое пособие длясамостоятельного изучения дисциплины студентам заочникам направления 35.03.05 (110500) - «Садоводство»
Екатеринбург 2015 Почвоведениеучебно-методическое пособие длясамостоятельного изучения дисциплины студентам заочникам направления 35.03.05 (110500) - «Садоводство».- Екатеринбург, УрГАУ, 2015, 21с.
Обсуждено и рекомендовано к применению на заседании кафедры агрохимии, почвоведения и агроэкологии
Протокол №от201 г. Зав. кафедрой ___________
Рекомендована методической комиссией факультета
Протокол № от 201г. Председатель ___________
Составитель: к.с.-х.н., профессор УрГАУ Байкин Ю.Л.
Рецензент: к.б.н., доцент Гусев А.С..
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа студентов (СРС) – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Способы самостоятельной работы студентов специальностей 110201- «Агрономия» и 110202 – «Плодоовощеводство и виноградарство» установлены рабочей программой учебной дисциплины, входящей в профессиональную образовательную программу. Указания по СРС студентов отражены в рабочей программе учебной дисциплины в виде отдельного раздела. Конкретные способы реализации самостоятельной работы выбираются студентом, а в необходимых случаях – по согласованию с преподавателем (преподавателями) в пределах условий (ограничений), устанавливаемых действующими нормативными документами и рабочей программой. Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Почвоведение с основами геологии», предназначены для студентов специальностей 110201- «Агрономия» и 110202 – «Плодоовощеводство и виноградарство»» заочного обучения. Дисциплина «Почвоведение с основами геологии» рассматривает почву как важнейшую часть биосферы, плодородие почвы является интегрирующим системным показателем. Изучение дисциплины позволяет получить современное научное представление о схеме почвообразовательного процесса, о почвенных горизонтах, профилях, о факторах почвообразования, методах мелиорации почв, классификации почв, закономерностях распределения почв; даёт возможность познакомиться с методическими основами систематики почв, с картографированием почв, изучить особенности бонитировки почв. Основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами знаний о составе и свойствах почв, почвообразовательных процессах, факторах почвообразования и эрозии почв, о биосферных функциях почвенного покрова. В результате изучения дисциплины студент должен знать основные типы почв Уральского региона и России и формирующие их процессы; знать состав работ, необходимых для составления почвенных, карт и картограмм; иметь представление о почвенно-экологическом мониторинге и экспертизе, о почвозащитных и мелиоративных мероприятиях. Студент должен уметь: – квалифицированно использовать результаты изучения элементного и вещественного состава, физических, химических, биологических свойств почв с целью решения агрономических и природоохранных задач; – распознавать типы почв в природной обстановке, самостоятельно проводить несложные исследования почв и почвенного покрова; – грамотно использовать стандарты, в том числе на методы исследования и анализа почв, и другие нормативно-технические документы, а также научную информацию о почвах. В процессе изучения курса «Почвоведение с основами геологии» студенты обязаны овладеть теоретическими знаниями и приобрести практические навыки для самостоятельного определения главнейших типов почв, для оценки плодородия. Этому способствует самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов над учебным материалом включает: изучение вопросов, включенных в программу, по учебникам и учебным пособиям; выполнение контрольных заданий; выполнение контрольного практикума; индивидуальные консультации; посещение лекций; сдачу экзамена по всему курсу. По важнейшим разделам курса читаются лекции и проводятся практические занятия в соответствии с учебным планом и расписанием. Изучать курс рекомендуется в последовательности, указанной в данном пособии, по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе. При первом чтении не задерживайтесь на деталях, а старайтесь получить общее представление о предмете изучения, акцентируйте внимание на основополагающих понятиях, терминах, законах, отмечайте трудные или неясные места. При повторном изучении тем необходимо усвоить все необходимые теоретические положения. Не старайтесь запомнить отдельные факты или явления, а вникайте в сущность изучаемого вопроса. Старайтесь не переходить к изучению следующей темы, не усвоив предыдущий раздел программы. Это связано с тем, что учебный материал содержит взаимосвязанные и вытекающие один из другого факты, закономерности и т. п. Полезно вести конспект, что способствует лучшему усвоению материала и повторению перед экзаменом. Параллельно с изучением курса необходимо выполнять соответствующие темам контрольные задания, что способствует прочному усвоению и закреплению теоретического материала. Для выполнения контрольной работы следует использовать основную, дополнительную, специальную и нормативную литературу, список содержится в данных указаниях. Ответы на теоретические вопросы и решение задач должны быть лаконичны по форме, но содержать достаточное обоснование. Работа должна быть аккуратно оформлена, что подразумевает: наличие полей для замечаний рецензента; разборчивый почерк; указание номеров и содержания заданий в той последовательности, в которой они приведены в указаниях. В конце работы обязательно нужно привести список использованной литературы с полным описанием информационного источника (автор, название, место и год издания, издательство, число страниц). На работе должны быть указаны дата и номер регистрации. Контрольная работа предоставляется для рецензирования на кафедру агрохимии, земледелия и агроэкологии не позднее, чем за 3 дня до экзамена. Через 2 дня после сдачи на проверку студент должен узнать результат рецензирования. В случае, если работа не зачтена, нужно исправить допущенные ошибки, неточности и другие недостатки в соответствии с указаниями рецензента и вновь представить работу для проверки вместе с незачтенной работой. Исправления, дополнения следует выполнять в конце тетради, а не в рецензированном тексте. Следует внимательно отнестись к выбору варианта контрольной работы: работа должна быть выполнена в соответствии с вариантом (последняя цифра номера зачетной книжки или указанная преподавателем), иначе она не рецензируется и не засчитывается. К сдаче экзамена допускаются только те студенты, которые выполнили лабораторные работы и защитили отчеты по ним, при условии предъявления контрольной работы с положительной рецензией. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Почва в природе и жизни человека Понятие о почве как естественно-историческом теле. Учение В.В. Докучаева. Место и роль почвы в биосфере. Проблема взаимодействия человека и почвы. Место почвоведения в системе естественных наук. Система методов, применяемых в почвоведении. Роль почвоведения в решении экологических проблем и проблем обеспечения населения продовольствием. Вопросы для самопроверки 1. Назовите этапы становления почвоведения как науки. 2. Предмет «Почвоведения» и место среди других наук. 3. Дайте определение понятий: «почва», «плодородие», «биокосное вещество». 4. Как связаны друг с другом педосфера, биосфера, человеческое общество? 5. Охарактеризуйте почву как средство производства и предмет труда.
Состав почв Минеральная часть почв. Первичные минералы. Их роль в процессах выветривания и почвообразования. Вторичные минералы. Свойства почв, определяемые вторичными минералами: ионообменная способность, липкость, пластичность. Органическое вещество почв. Гумус. Его источники. Минерализация и гумификация. Основные группы гумусовых веществ. Статистический характер состава и свойств гумусовых веществ. Географические особенности гумусообразования. Вода в почве. Почвенный раствор. Формы воды в почве. Доступность воды растениям. Почвенный раствор и факторы, определяющие его состав. Химический состав, кислотность, щелочность, буферные свойства, осмотическое давление почвенного раствора. Почвенный воздух. Формы почвенного воздуха. Воздушно-физические свойства почв. Состав почвенного воздуха и факторы, его определяющие. Газообмен почв. Связь вещественного состава почвы с ее морфологией. Вопросы для самопроверки 1. Какие породы называются материнскими, или почвообразующими? 2. В чем сходство и различие между первичными и вторичными минералами? 3. Назовите основные группы первичных минералов. 4. Как связаны ионообменная способность, липкость, пластичность почвы с составом твердой фазы почв? 5. Что такое гумус? Как происходит гумификация? 6. Охарактеризуйте категории (формы) воды в почве. 7. Что такое почвенный раствор? От каких условий зависят его состав и свойства? 8. Охарактеризуйте воздушно-физические свойства почв.
Свойства почв Поглотительная способность почв. Виды ПСП. Почвенный поглощающий комплекс. Емкость катионного обмена. Обменные катионы и анионы. Роль ПСП в почвообразовании, в формировании плодородия. Кислотность и щелочность почв. Активная и потенциальная кислотность. Обменная и гидролитическая кислотность. Щелочность. Буферность. Окислительно-восстановительные процессы в почвах. Окислительно-восстановительный потенциал почвы. ОВ- системы. Факторы, определяющие ОВ-потенциал почв. Типы ОВ-обстановки почв. Почвенные процессы, определяемые ОВР. Тепловые свойства почв. Теплофизические характеристики почв. Теплообмен. Влияние температурного режима на почвообразование и плодородие почв. Тепловой баланс почв. Мерзлотные явления в почвах. Радиоактивность почв. Естественные радиоактивные изотопы в почвах, их распределение. Радиоактивное загрязнение почв.
Вопросы для самопроверки 1. Что понимают под механической поглотительной способностью почв? 2. Охарактеризуйте биологическую поглотительную способность почв. 3. В чем сущность физической поглотительной способности почв? 4. Что понимают под физико-химической поглотительной способностью почв? 5. Как используются параметры ионообменной способности в систематике почв? 6. Чем отличаются активная и потенциальная кислотность почв? 7. Что такое щелочность почв? 8. Что такое буферность почв? 9. Какие окислительно-восстановительные процессы могут протекать в почве? 10. Какое значение имеют тепловые свойства почв? 11. Какие естественные и техногенные радионуклиды могут быть в почвах?
Сложение почв Гранулометрический состав почв. Его влияние на почвообразование и свойства почв. Состав и свойства гранулометрических элементов. Их классификация по размеру. Классификация почв по гранулометрическому составу. Структура почв. Факторы агрегирования почвенной массы. Систематика почвенной структуры и ее диагностическое значение. Новообразования почв. Генезис почвенных новообразований. Их систематика. Почвенные включения.
Вопросы для самопроверки 1. Как гранулометрический состав почв влияет на свойства почв и на процесс почвообразования? 2. Что называют структурностью и структурой почвы? 3. Какие факторы влияют на структурообразование почв? 4. Что такое новообразования?
Почвенный профиль Понятие о почвенном профиле. Типы строения (простое, сложное). Распределение веществ в почвенном профиле.
Вопросы для самопроверки 1. В чем отличие почвенных горизонтов от литологических слоев? 2. Какими индексами принято обозначать почвенные горизонты? 3. Что понимают под мощностью почвы, мощностью горизонта? 4. Перечислите почвенные профили, ранжированные по характеру соотношения генетических горизонтов. 5. Назовите типы строения почвенного профиля. 6. Как распределяются гумус, ил, карбонаты в профиле почвы?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |