Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Почвообразовательный процесс



2015-11-07 1355 Обсуждений (0)
Почвообразовательный процесс 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая схема почвообразования. Баланс вещества в почвообразовании. Элементарные почвенные процессы. Особенности почвообразования в различных условиях. Режимы почвообразования: водный, воздушный, тепловой. Плодородие почв: понятие о плодородии, его категории, факторы. Оценка плодородия почв. Методы химической мелиорации почв. Минеральные удобрения. Микроэлементы и микроудобрения. Эрозия почв и меры борьбы с ней.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что принято вкладывать в понятие «почвообразовательный процесс»?

2. Охарактеризуйте почвообразование с позиций представления о биогеохимическом круговороте.

3. От каких факторов зависит плодородие?

4. Как определяется степень плодородия почв?

5. Что такое эрозия? Чем она опасна?

6. Назовите причины эрозии почв и меры борьбы с нею.

 

Почва как компонент биосферы и биогеоценозов

Факторы почвообразования, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Климат. Почвообразующие породы. Рельеф. Биологический фактор. Время. Экологические функции почв.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы почвообразования выделил В.В. Докучаев?

2. Чем объясняется взаимосвязь и взаимообусловленность факторов почвообразования?

3. Как влияют на процесс почвообразования интенсивность солнечной радиации, количество атмосферных осадков, влагообеспеченность?

4. Охарактеризуйте роль горных пород в почвообразовании.

5. В чем проявляется прямая и косвенная роль рельефа в почвообразовательном процессе?

 

Систематика почв

Понятие о систематике почв. Таксономия почв. Таксономические единицы русской и зарубежных школ. Номенклатура почв. Диагностика почв. Принципы диагностики почв. Диагностические признаки почв. Концепция диагностических горизонтов почв.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите разделы систематики почв.

2. Изложите суть понятия о таксономических единицах в почвоведении.

3. Охарактеризуйте принципы русской и зарубежных почвенных школ. Как они соотносятся с международной номенклатурой почв?

4. Изложите суть принципов диагностики почв: профильный метод, комплексный подход, сравнительно-географический анализ, оценка режимов почвообразования.

5. В чем заключается концепция диагностических горизонтов почв?

 

Главнейшие типы почв

Закономерности формирования, распределения типов почв. Почвы различных зон. Почвы арктической зоны. Почвы таежно-лесной зоны. Болотные почвы. Бурые лесные почвы широколиственных лесов. Серые лесные почвы лесостепной зоны. Черноземные почвы лесостепной и степной зон.

Почвы зоны сухих степей. Засоленные почвы и солоди.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как осуществляется почвенно-географическое районирование?

2. Охарактеризуйте условия почвообразования и свойства тундровых почв.

3. Охарактеризуйте генезис, состав и свойства подзолистых почв.

4. В чем сущность подзолообразования?

5. Охарактеризуйте генезис, состав и свойства дерновых почв.

6. Охарактеризуйте генезис, состав и свойства дерново-подзолистых почв.

7. Охарактеризуйте генезис, состав и свойства болотно-подзолистых почв.

8. Охарактеризуйте происхождение, состав и свойства мерзлотно-таежных почв.

9. Каковы природные условия образования черноземов? Охарактеризуйте черноземы лесостепи, степи.

10. Каковы отличительные особенности западно-сибирских черноземов по сравнению с европейскими?

 

Классификация почв

Задачи и методологические основы систематики почв. Различные подходы к классификации почв. Принципы построения почвенных классификаций. Современное состояние классификации почв. Учет и картографирование почв. Бонитировка почв. Понятие об экономической оценке земель.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют общие и прикладные классификации почв?

2. Как проводится учет почв?

3. С какой целью выполняют картографирование почв?

4. Для чего служат почвенные карты разного масштаба?

5. Изложите суть понятия о бонитировке.

6. Разграничьте понятия: «бонитировка почв» и «экономическая оценка земель».

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Основные (актуальные) проблемы развития интегральной экологии почв.

2. Философские и естественнонаучные аспекты проблемы взаимосвязи биосферы, почв, цивилизации.

3. Философское осмысление развития науки о почве.

4. Факторы, определяющие общие закономерности географии почв.

5. Интегральные показатели биодеградации городских почв.

6. Основные задачи мониторинга физического состояния почв.

7. Структуры почвенного покрова.

8. Почвенный покров материков и континентов: основные факторы и особенности его организации.

9. Функциональная ценность и структура исполнения почвенных ресурсов.

10. Состояние почвенных ресурсов и факторы его изменения.

11. Социально-экономические факторы охраны почв и почвоохранная политика в России.

11. Информационные и целостные функции почв.

13. Антропогенные нарушения литосферных функций почв.

14. Почва как фактор биопродуктивности водоёмов и акваторий.

15. Почвы как фактор биологической эволюции.

16. Основные принципы сохранения почв и биосферы.

17. Красная книга почв.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа выполняетсярукописно ! с использованием приведенных в настоящем руководстве литературных источников, а также любой дополнительной литературы, по усмотрению студента. Контрольные задания определяются по варианту, номер которого совпадает с последней цифрой шифра студента (см. номер в зачетной книжке). Ответы на вопросы сопровождаются ссылками на литературный источник. Необходимые пояснения можно сопроводить рисунками, схемами, таблицами. Они выполняются аккуратно, карандашом в соответствии с правилами технического черчения. В тексте должны быть обязательно сделаны ссылки на приводимые графики, схемы, рисунки, таблицы. В конце работы должен быть помещен список литературы.

 

Вариант Номера контрольного задания

0 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110, 120, 130, 140, 149

1 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91, 101, 111, 121, 131, 141

2 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92, 102, 112, 122, 132, 142

3 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93, 103, 113, 123, 133, 143

4 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94, 104, 114, 124, 134, 144

5 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95, 105, 115, 125, 135, 145

6 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96, 106, 116, 126, 136, 146

7 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97, 107, 117, 127, 137, 147

8 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98, 108, 118, 128, 138, 148

9 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 91, 109, 119, 129, 139, 149

 

V. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Какие основные признаки отличают почву от материнской породы?

2. Какие породы называются материнскими, или почвообразующими? Дайте им краткую характеристику.

3.Назовите почвообразующие горные породы, наиболее распространенные в Европейской части России и на Урале.

4. Как соотносятся понятия: почвенный покров, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, биогеоценоз, биокосное вещество, опустынивание? Дайте подробный ответ.

5. Охарактеризуйте значение работ В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, П.А. Костычева, В.Р. Вильямса, Б.Б. Полынова, К.К. Гедройца в становлении науки «Почвоведение».

6. Как соотносятся понятия: почва, экосистема, педосфера, плодородие, гумус, гумификация, редуценты, рекультивация? Дайте подробный ответ.

7. Как соотносятся понятия: почва, итосфера, эдафобионты, земельные ресурсы, гумусообразование, мелиорация, эрозия почв? Дайте подробный ответ.

8. Как соотносятся понятия: факторы почвообразования, среда аэробная, среда анаэробная, плодородие, гумус, рекультивация почв? Дайте подробный ответ.

9. Дайте почве характеристику как средству производства и предмету труда.

10. Дайте почве характеристику как неотъемлемой и незаменимой части биосферы, биогеоценоза.

11. В чем суть экологического кризиса, порождаемого взаимодействием человека и почвы? Дайте мотивированный ответ.

12. В чем сходство и различие между первичными и вторичными минералами? Назовите основные группы первичных минералов. Охарактеризуйте роль первичных минералов в процессах выветривания и почвообразования.

13. Дайте краткую характеристику основным группам вторичных минералов (соли, оксиды, аллофаны, глинистые минералы).

14. Какие факторы влияют на образование и развитие почв?

15. Что такое коллоиды? Каков состав почвенных коллоидов?

16. Какими свойствами обладают почвенные коллоиды?

17. Охарактеризуйте свойства почв, определяемые вторичными минералами: ионообменная способность, липкость, пластичность почвы.

18. Изложите, как зависит состав и свойства почвенного раствора от внешних условий.

19. Дайте характеристику процессов минерализации и гумификации.

20. Охарактеризуйте роль почвенного раствора в жизни растений.

21. Охарактеризуйте основные группы гумусовых веществ: гуминовые кислоты, фульвокислоты, гумин. Каковы их особенности и роль в почвообразовании?

22. Значение гумуса в почвообразовании и плодородии почв.

23. Охарактеризуйте роль зеленых растений и микроорганизмов в почвообразовании.

24. Какое производственное значение имеют гумусовые вещества почв? Дайте обоснованный ответ.

25. Охарактеризуйте географические закономерности гумусообразования.

26. Особенности превращения азота почвенными микроорганизмами в аэробных и анаэробных условиях.

27. Особенности превращения фосфора почвенными микроорганизмами в аэробных и анаэробных условиях.

28. Особенности превращения серы почвенными микроорганизмами в аэробных и анаэробных условиях.

29. Назовите формы воды в почве. Какова их доступность растениям?

30. Перечислите водные свойства почв. Какова их зависимость от механического состава и структуры почв?

31. Что понимается под структурностью и структурой почвы? Каковы формы почвенной структуры и размеры агрегатов?

32. Какие морфологические признаки имеет почва?

33. Каковы факторы структурообразования? Какие агрономические свойства почв зависят от структуры?

34. Что такое почвенный раствор? Какие факторы определяют его состав?

35. Перечислите физико-механические свойства почв, дайте им определения.

36. Какова зависимость физических свойств почв от содержания гумуса, механического состава почв, состава поглощенных катионов?

37. Охарактеризуйте химический состав, кислотность, щелочность, буферные свойства, осмотическое давление почвенного раствора.

38. Как связаны вещественный состав и морфология почвы?

39. Охарактеризуйте состав почвенного воздуха и факторы, которые его формируют.

40. Перечислите формы почвенного воздуха.

41. Охарактеризуйте воздушно-физические свойства почв.

42. Как происходит газообмен почвы с атмосферой?

43. Какое влияние оказывает механический состав, сложение и структура на воздушный режим почв? Какие меры следует принимать для улучшения воздушного режима почв?

44. Что такое тепловой режим почв, каково его значение в жизни растений?

45. Изложите суть понятия «поглотительная способность почв». Какие выделяют виды поглощения и каково их значение?

46. Что называется почвенным поглощающим комплексом? От чего зависит емкость катионного обмена?

47. Какую роль играет поглотительная способность почв в почвообразовании, в формировании плодородия?

48. Охарактеризуйте механическую и физическую поглотительную способность почв.

49. Охарактеризуйте биологическую и химическую поглотительную способность почв.

50. Дайте характеристику обменных катионов и анионов почвы.

51. Охарактеризуйте емкость катионного обмена почв и факторы, которые ее определяют.

52. Как используются параметры ионообменной способности в систематике почв?

53. Как соотносятся понятия: кислотность, щелочность, буферность почв?

54. Что называют актуальной (активной) и потенциальной кислотностью почв?

55. Что называют обменной и гидролитической кислотностью почв?

56. Почему необходимо бороться с кислотностью почв, и какими мерами?

57. Что такое щелочность почв? Каковы причины проявления щелочности?

58. Почему необходимо бороться со щелочностью почв, и какими мерами?

59. Охарактеризуйте буферную способность почвы и ее значение.

60. Какую роль играют окислительно-восстановительные процессы в почвах?

61. Что характеризует окислительно-восстановительный потенциал почвы? Какие факторы его определяют?

62. Перечислите типы окислительно-восстановительной обстановки почв. Какие почвенные процессы они определяют?

63. Назовите и дайте оценку теплофизическим характеристикам почв.

64. Охарактеризуйте влияние температурного режима на почвообразование и плодородие почв.

65. Изложите суть мерзлотных явлений в почве.

66. Охарактеризуйте естественные радиоактивные изотопы в почвах, их распределение и возможную роль в почвообразовательном процессе.

67. Как гранулометрический состав почв влияет на свойства почв и на процесс почвообразования?

68. Состав и свойства гранулометрических элементов. Как их классифицируют по размеру?

69. Дайте характеристику классификации почв по гранулометрическому составу.

70. Что называют структурностью и структурой почвы? Каковы факторы агрегирования почвенной массы?

71. Опишите систематику почвенной структуры и оцените ее диагностическое значение.

72. Охарактеризуйте систематику почвенных новообразований по их морфологии, вещественному составу и генезису.

73. Как происходит образование почвенных горизонтов? Охарактеризуйте их систематику.

74. Охарактеризуйте органогенные горизонты: торфяной, подстилка, гумусовый.

75. Охарактеризуйте органогенные горизонты: перегнойный, дернина, пахотный.

76. Охарактеризуйте элювиальные горизонты: подзолистый, лессированный, осолоделый, элювиально-глеевый, сегрегированный.

77. Охарактеризуйте иллювиальные горизонты: глинисто-иллювиальный, железисто-иллювиальный, гумусово-иллювиальный, солонцовый.

78. Охарактеризуйте метаморфические горизонты: сиаллитно-метаморфический, ферралитно-метаморфический.

79. Охарактеризуйте гидрогенно-аккумулятивные горизонты: солевой, гипсовый, карбонатный, ожелезенный, конкреционный, окремнелый.

80. Охарактеризуйте глеевый горизонт.

81. Оцените сложение и состав горизонтов различных типов.

82. Систематика почвенных профилей по характеру соотношения генетических горизонтов.

83. Как соотносятся понятия: почвенный профиль, гумус, ил, карбонаты, мощность почвы, мощность горизонта? Дайте обоснованный ответ.

84. Охарактеризуйте типы распределения веществ в профиле почв: аккумулятивный, элювиальный.

85. Охарактеризуйте типы распределения веществ в профиле почв: грунтово-аккумулятивный, недифференцированый.

86. Как распределяются гумус, ил, карбонаты в профиле почвы?

87. Опишите общую схему почвообразования.

88. Что включает понятие «почвообразовательный процесс»?

89. Охарактеризуйте баланс вещества в почвообразовании.

90. Охарактеризуйте элементарные почвенные процессы.

91. Каковы природные условия почвообразования в лесостепной зоне? Какова роль человека в образовании и развитии почв этой зоны?

92. Какие признаки характерны для серых лесных почв? Каков профиль этих почв?

93. Как классифицируются серые лесные почвы? Свойства этих почв.

94. Каковы природные условия почвообразования в таежно-лесной зоне? Какой процесс называют подзолообразовательным и в чем его сущность?

95. Как образуются дерново-подзолистые почвы? На какие группы они подразделяются?

96. Каковы морфологические признаки и физико-химические свойства дерново-подзолистых почв?

97. Какие почвы называют дерново-карбонатными? Свойства этих почв.

98. Как классифицируются болотные почвы? Каковы свойства болотных почв низинного типа?

99. Каковы свойства почв верховых болот? Как следует использовать торф этих болот?

100. Каковы особенности почвообразования в различных климатических условиях?

101. Что принято понимать под плодородием почвы? От чего зависит плодородие?

102. Чем объясняется взаимосвязь и взаимообусловленность факторов почвообразования?

103. Как влияют на процесс почвообразования интенсивность солнечной радиации, количество атмосферных осадков, влагообеспеченность?

104. В чем проявляется прямая и косвенная роль рельефа в почвообразовательном процессе?

105. Изложите суть понятия о таксономических единицах в почвоведении.

106. Охарактеризуйте принципы русской и зарубежных почвенных школ. Как они соотносятся с международной номенклатурой почв?

107. Изложите суть принципов диагностики почв: профильный метод, комплексный подход, сравнительно-географический анализ, оценка режимов почвообразования.

108. В чем заключается концепция диагностических горизонтов почв?

109. Каковы закономерности формирования, распределения типов почв.

110. Охарактеризуйте роль горных пород в почвообразовании.

111. Охарактеризуйте почвообразование с позиций представления о биогеохимическом круговороте.

112. Каковы морфологические признаки и физико-химические свойства бурых пустынно-степных почв?

113. Каковы морфологические признаки и физико-химические свойства каштановых почв?

114. Как образовались черноземы? Перечислите их морфологические признаки и физико-химические свойства.

115. Каковы природные условия образования черноземов?

116. По каким признакам классифицируются черноземы? Какие существуют подтипы черноземов?

117. Дайте сравнительную характеристику подтипов черноземов.

118. Охарактеризуйте важнейшие мероприятия по повышению производительности черноземов.

119. Каковы морфологические признаки и физико-химические свойства сероземов?

120. Где распространены солончаки, солонцы и солоди?

121. Каковы морфологические признаки и физико-химические свойства солончаков? Пути улучшения солончаков.

122. Каковы морфологические признаки и физико-химические свойства солонцов? Пути улучшения солонцов.

123. Каковы особенности почвообразования в пойме? Каково влияние облесенности водосборного бассейна реки на почвообразование в пойме?

124. Какие почвы образуются в центральной пойме?

125. Какие почвы образуются в притеррасной пойме?

126. Плодородие почв речных пойм и их сельскохозяйственное значение.

127. Охарактеризуйте генезис, состав и свойства болотно-подзолистых почв.

128. Каковы отличительные особенности западно-сибирских черноземов по сравнению с европейскими?

129. Каковы особенности почвеннообразовательного процесса в тундре? Какие почвы преобладают в тундре?

130. При помощи каких средств возможно окультуривание тундровых и болотных почв?

131. В каких природных условиях образуются красноземы?

132. Морфологические признаки и физико-химические свойства красноземов.

133. Желтоземы, их морфологические признаки и физико-химические свойства.

134. Охарактеризуйте происхождение, состав и свойства мерзлотно-таежных почв.

135. Чем обусловливается вертикальная зональность почв? Какие почвы встречаются в горах?

136. Что называется почвенным типом?

137. Что такое почвенная зона?

138. Под влиянием каких причин происходит эволюция почв в природе?

139. то называется эрозией почв? Какие различают виды эрозии?

140. Какой вред приносит ветровая и водная эрозия почв производственной деятельности человека?

141. Принципы классификации эродированных почв. Какова диагностика степени эродированности почв?

142. Какие существуют меры борьбы с эрозией?

143. Какие существуют общие и прикладные классификации почв?

144. Как проводится учет почв?

145. С какой целью выполняют картографирование почв?

146. Для чего служат почвенные карты разного масштаба?

147. Изложите суть понятия о бонитировке.

148. Разграничьте понятия: «бонитировка почв» и «экономическая оценка земель».

149. Каковы задачи полевого исследования почв?


Почвоведение

учебно-методическое пособие длясамостоятельного изучения дисциплины студентам заочникам направления 35.03.05 (110500) - «Садоводство».- Екатеринбург, УрГАУ, 2015, 21с.

 

Составитель Байкин Ю.Л.

 

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная

Тираж 100 экз.

620219 г.Екатеринбург, ул.К.Либкнехта, 42

Уральский государственный аграрный университет

 

 



2015-11-07 1355 Обсуждений (0)
Почвообразовательный процесс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Почвообразовательный процесс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)