Тема: МЕЛКОМАСШТАБНЫЕ ПОЧВЕННЫЕ КАРТЫ
Задача. Научиться устанавливать взаимосвязь между факторами почвообразования (почвообразующее породы, климат, растительность) и особенностями почвенного покрова территории, а также формировать агрономическое мышление путем сопряженного изучении содержания почвенной и агроклиматической карт и биологическими особенностями сельскохозяйственных культур. Изучение содержания карт следует наминать с ее ЛЕГЕНДЫ. Под термином «легенда» понимается перечень принятых на почвенной карте условных обозначении, сгруппированных и размещенных по определенной системе. Наиболее употребительная легенда состоит из трех обозначений: A.. Почвы (типы, подтипы, виды, см. приложения 1,2). Б. Комплексы почв (группы почвенных комплексов). B. Гранулометрический (гранулометрический) состав почв и почвообразующие породы. Для сокращенного обозначения почв на карте применяются специальные индексы, которые указаны в легенде (приложение 2). Наиболее приняты буквенно-цифровые индексы, разработанные Почвенным институтом им. В. В. Докучаева, структура которых показана на рисунке: Л. Для обозначения типа почвы используются одна или две преимущественно начальные буквы из названия типа. Например: П — подзолистые почвы; Ч—чернозем; СН — солонцы и т. д. Подтипы и роды почв обозначаются буквами после индекса типа в верхней правой части. Например: Чв — чернозем выщелоченный. Виды почв обозначаются цифрами в нижнем правом углу индекса, например: Пд1 — дерново-слабоподзолистая ночва; Пд3 - дерново-сильноподзолистая почва. Б. Почвенным, комплексом называется участок с частым чередованием мелких контуров различных почв, которые из-за малого размера не могут иметь самостоятельного хозяйственного использования. Для таких комплексов почв агроному приходится намечать единые агрономические и мелиоративные мероприятия. Обозначение комплекса показано в приложении 2. В. Гранулометрический (гранулометрический) состав почв и почвообразующие породы - в этом разделе легенды дается перечень разновидностей почв по гранулометрическому составу. Для почвообразующих пород указываются литологические особенности и генезис (рыхлые, на элювии плотных пород, карбонатные, бескарбонатные). 1-е задание. Дать характеристику факторов почвовобразования региона с координатами: восточная долгота (ВД) от_____ до _____ и северная широта (СШ) от_____ до_____ (студенты выполняют задание звеном по 2 человека) координаты в градусах;
Раздаточный материал: карты в масштабе 1:5000000 а— карта почвообразующих пород; б — климатическая карта; в — карта растительности; г — почвенная карта; д — агроклиматическая карта. При изучении содержания карт (в последовательности от «а» до «д») следует больше внимания уделить следующим сведениям: а — преобладающие породы, их гранулометрический состав и генезис (рыхлые осадочные отложения: лесс, лессовидные суглинки, пески; плотные осадочные отложения: опоки, глинистые сланцы, конгломераты, известняки, карбонатные глины, песчаники, глины; плотные кристаллические породы: кислые, основные и т. д.), а также возможная смена их в широтном направлении: Б — среднегодовая температура воздуха (°С), среднегодовое количество осадков (мм), господствующие ветры, а также изменение этих показателей в широтном или другом, направлении; в — преобладающие представители лесной и травянистой растительности, смена растительных группировок в широтном или другом направлении в пределах изучаемого региона; г — основной почвенный фон (тип, подтип) и смена еro и широтном или другом направлении. Имеется ли приуроченность почвы к определенной почвообразующей породе и группе растительности; д — сумма эффективных температур, продолжительность безморозного периода в днях, продолжительность вегетационного периода. Под вегетационным периодом понимается промежуток времени от начала прорастании семян растений до созревания новых семян. Биологические особенности сельскохозяйственных культур приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1 - Продолжительность вегетационного периода сельскохозяйственных растений в днях
Таблица 2 - Потребность сельскохозяйственных культур в тепле (сумма положительных температур за период с температурой > 10о)
Изучение природных условий завершается докладами-сообщениями у почвенной карты. При этом представитель каждого звена (от первого до шестого) делает обзор изученных материалов с показом своего региона. В сообщении все факторы почвообразования должны быть представлены не в форме констатации, а в форме связи друг с другом: так, например, смена почвообразующих пород и климата сопровождается изменением растительного мира (состав пород, видов травостои, растительных группировок). Обратить внимание, как по мере изменения факторов почвообразования постепенно сменяется почвенный покров региона. Контрольные вопросы: 1. В чем проявляется зональность природных условий? 2. В каком направлении в Европейской части России проявляется зональность факторов почвообразования и почвенного покрова? 3. Какова протяженность природных зон? 4. Укажите примерное расстояние (км) от зоны подзолистых почв до зоны каштановых почв? 5. Чем объяснить нарастание количества осадков по мере удаленности от водных бассейнов с севера и юга? Заслушать сообщение представителей 7-го звена (район Забайкалья). Контрольные вопросы: 1. Чем объяснить близость природных зон (и почвенных)? 2Примерное расстояние от зоны подзолистых до зоны черноземных и каштановых почв? 3. В чем сущность вертикальной зональной почв в природе? Заслушать сообщение представителей звена 8, 9 и 10. Контрольные вопросы: 1. На какой широте сформировались наиболее плодородные (богатые гумусом) почвы? 2. Почему виноград (хлопчатник) не возделывают в Подмосковье? 3. В какой природной и почвенной зоне расположена земледельческая часть Свердловской области? 4. Какие полевые культуры возможны для Свердловской области по природным условиям? 5. Какие овощи открытого грунта возможны на Среднем Урале? 6. Какой площади на местности соответствует 0,5 см2 на карте масштаба 1:1000000. 1:10000000? 7. Можно ли на картах указанных масштабов показать землепользование учхоза «Уралец», общая площадь которого составляет 6,0 тыс. га? 8. На какой категории карт принято изображать знаками сельскохозяйственные угодья? 9. Какие формы рельефа изображены на мелкомасштабной почвенной карте? 10. На каких картах не указывается геодезическая сетка?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1924)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |