Выделяют три критических периода в развитии речевой функции
Тема 6-7. Этиология речевых нарушений Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах (этио — причина, логос — наука, учение). На протяжении всего процесса становления логопедии как науки, начиная с античных времен, ученые пытались классифицировать причины возникновения речевых нарушений. На данный момент существует несколько подходов, которые могут пересекаться и дополнять друг друга. С некоторыми мы познакомимся, одну рассмотрим подробно и будем использовать на протяжении всего курса обучения как основную. Причины выделяют органические и функциональные: Органические — это такие причины, в результате действия которых происходят серьезные нарушения строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов. К функциональным причинам относятся такие, в результате действия которых нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры. Органические речевые нарушения, в свою очередь, в зависимости от локализации поражения, можно подразделить на: а) органические речевые нарушения центрального происхождения и б) органические речевые нарушения периферического происхождения. К первым относятся такие нарушения, которые возникают в результате органического нарушения центральных участков речевых механизмов, расположенных в коре головного мозга. К функциональным речевым нарушениям относятся заикание и косноязычие. И еще один подход: биологические причины и социальные. • биологические причины: физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, ММД (скомпенсированная ПЭП), ТЗРР, избирательное нарушение фонематического слуха. • Социальные причины: ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, культивация родителями детского произношения. Причины разделяют в зависимости от времени воздействия вредоносных факторов (до рождения, в момент рождения, после рождения) - влияние неблагоприятных экзогенных (внешних) факторов в перинатальный период - воздействие на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. а). Пренатальные 7. Травмы женщины во время беременности. 8. Интоксикации /лекарственные или химические. 9. Радиация. 10. Краснуха, гепатит, паротит, ветрянка, оспа, ангина, сифилис. 11. Несовместимость крови по резус-фактору. 12. Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. 13. Гипоксия – недостаток кислорода. 14. Вредные привычки у женщины во время беременности. 15. Наследственные заболевания нервной системы. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения. Наиболее тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности, а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности. Воздействия на поздних стадиях беременности обычно не вызывают тяжелых пороков развития, а ведут к задержке созревания нервной системы, к нарушению миелинизации ее структур. Термин - Дизэмбрио-генетические стигмы (признаки внутриутробного поражения) в виде асимметрии черепа, аномалии нёба (высокое «готическое» нёбо, уплощенное нёбо, раздвоенная губа), дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия и др. Б). Натальные (во время родов). 1. Асфиксия 2. Черепно-мозговые травмы. 3. узкий таз 4. преждевременное отхождение вод, 5. обвитие пуповиной 6. Кровоизлияния в мозг ребёнка (кесарево сечение, стремительные роды). 7. Преждевременные роды. 8. Неправильное предлежание плода. 9. Стремительные, затяжные роды 10. Акушерская патология (механическая или химическая стимуляция) Наиболее опасными считаются асфиксия и родовая травма. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости их сосудистых стенок. Причины, действующие в перинатальный период вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга (дети с минимальной мозговой дисфункцией — ММД). Для них характерны недо-статочность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства. В). Постнатальные 1. Гемолитическая болезнь новорожденных 2. Нейроинфекции: менингит, менингоэнцефалит, полиомиелит. 3. Опухоли головного мозга. 4. Нарушения мозгового кровообращения. 5. ЧМТ При дислалии эти периоды развития проходят благополучно д) ранний возраст (с 0- 3) • эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым). • Недостаточные условия для развития речи: глухонемые родители или родители с дефектами речи, подражание неправильной речи родителей • длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом • неправильное воспитание: пеленают ребенка после года, не дают в руки предметы, оберегают от хождения – препятствует развитию речи Выделяют три критических периода в развитии речевой функции. Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка. е) дошкольный период (с 3 до 7) Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Третий критический период (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания. Во взрослом возрасте: инсульт, ЧМТ, опухоли ГМ, нейроинфекции – афазия, дизартрия Выводы: • Логопед должен быть осведомлен о причинах и проявлениях • Чаще всего действует комплекс причин различного генеза. • Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьируется в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2038)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |