Принципылогопедической работы — это общие положения, которыми руководствуется логопед в процессе коррекции нарушений речи.
Таблица № 2
Специальные принципы
1. Принцип системности
Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим коррекция речевых нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
2. Принцип комплексности
Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Заикание представляет сложное нарушение, при котором наблюдаются как моторные симптомы, так и психические. Это и определяет комплексный подход к устранению заикания, включающий лечебно-оздоровительную работу, психотерапию, работу над речью, воздействие на социальное окружение и др.
3. Принцип развития
Предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
4. Принцип деятельностного подхода
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
5. Онтогенетический принцип
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.
6. Принцип дифференцированного подхода
Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
7. Принцип поэтапности логопедического воздействия
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
8. Этиопатогенетический принцип
Необходимо устанавливать в каждом отдельном случае этиологию, механизм, симптоматику нарушения, выделять ведущее расстройство, соотносить речевую и неречевую симптоматику в структуре дефекта. В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функциональном характере основное внимание уделяется нормализации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной симптоматики. При органическом характере воздействие направлено в большей степени на нормализацию моторных симптомов.
9. Принцип обходного пути
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем формируется новая функциональная система в обход пострадавшего звена. Например, восстановление звукоразличения при сенсорной афазии осуществляется как бы в обход пораженного акустического компонента дифференциации звуков, с опорой на зрительную (оральный образ звука) и кинестетическую афферентацию (ощущения).
10. Принцип учета личности ребенка
У заикающихся детей наблюдается дисгармоничное развитие личности, неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений. Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.
11. Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
Общедидактические принципы
12. Принцип наглядности
13. Принцип доступности
14. Принцип сознательности и активности
15. Принцип систематичности и последовательности
16. Принцип научности
17. Принцип воспитывающего характера обучения
18. Принцип индивидуального подхода
Логопедическое воздействие - педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания.
Воспитание –это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.
Обучение – это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.
Коррекция – это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
Компенсация –сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Адаптация –приспособление организма к условиям существования.