Виды нормативных документов
Нормативный документ (НД) –это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. В соответствии с [3], к НД по стандартизации в РФ относятся: - национальные стандарты (ГОСТ Р); - международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; - стандарты организаций (СТО); - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК); - правила (ПР), нормы (Н) и рекомендации (Р) по стандартизации. Технические условия (ТУ) отнесены к техническим, а не нормативным документам. Но ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. Стандарт- это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, методам испытаний, упаковке, маркировке или этикетке и правилам их нанесения. Добровольное применение стандартов означает, что вы его добровольно выбираете. Такую добровольность можно сравнить со вступлением в политическую партию – если вы добровольно вступили, то обязаны соблюдать устав, программу и т.д. В каких случаях национальный стандарт становится обязательным к применению? Ниже дается ответ на этот вопрос [14]. 1. Изготовитель на добровольных началах применяет знак соответствия национальному стандарту или заявляет об этом соответствии в рекламной или сопроводительной документации. 2. Поставщик и потребитель по договоренности сделали ссылку на стандарт добровольного применения в контракте на поставку продукции. 3. Продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта добровольного применения, поставляется для государственных нужд (по контракту с правительством). 4. Изготовитель по собственной инициативе сертифицировал свою продукцию в той или иной системе добровольной сертификации на соответствие требованиям национального стандарта. 5. Национальный (региональный) стандарт применяется в составе доказательной базы технического регламента, осуществляя презумпцию соответствия (практика стран Европейского Союза). 6. Проектировщик, производитель применяет национальный стандарт на добровольной основе, так как в нем сосредоточен богатый прошлый опыт, включены самые новые технологии. Сделаешь, как записано в стандарте – получишь с гарантией эффект. Не последуешь его требованиям – будешь находиться в условиях неопределенности, в зоне повышенного риска. Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организации определены в третьей главе Федерального закона № 184-ФЗ [3]. Выделим несколько основных характеристик стандарта, который представляет собой документ: - утвержденный признанным и компетентным органом; - направленный на достижение оптимальной упорядоченности в определенной области; - разработанный на основе сотрудничества и консенсуса, доступный для общественности; - разработанный для пользы общества с целью технического прогресса и утвержденный всеми заинтересованными сторонами; - для многократного или постоянного применения; - для добровольного использования. Основныеотличия стандарта от технического регламента: - стандарт носит добровольный характер для использования, а технический регламент является обязательным для применения документом; - стандарт должен устанавливать гармонизированные с техническими регламентами требования на продукцию или услугу, а технический регламент устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования; - на услуги и работы технические регламенты разрабатываться не будут - стандарт представляет собой результат сотрудничества всех заинтересованных сторон и рассмотрения его общественностью, а технический регламент, хотя и разрабатывается с участием всех заинтересованных сторон (производителей и потребителей), в исключительных случаях может приниматься Указом Президента без обязательного согласия всех сторон. Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, утвержденный Национальным органом РФ по стандартизации (ФАТР). Международный (региональный) стандарт –стандарт, утвержденный международной (региональной) организацией по стандартизации. Стандарты организаций (СТО) разрабатываются (и утверждаются) организациями самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг. СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, работы, услуги, предназначенные для внутреннего и внешнего рынка. Общероссийские классификаторытехнико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) - это организационно-методические документы, устанавливающие содержание, порядок и методы проведения работ или отдельных их этапов. Они могут касаться организации работ по проведению сертификации различных видов продукции, контроля и надзора за соблюдением требований стандартов и за сертифицированной продукцией, правил применения знака соответствия и др. Правила и рекомендации разрабатываются институтами и организациями Национального органа РФ по стандартизации (ФАТР).
3.3.2. Виды и содержание стандартов
Как и в мировой практике, в РФ действует несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации. В соответствии с [4], различают следующие виды стандартов: - стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические); - стандарты на продукцию, услуги; - стандарты на работы (процессы); - стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают: - - цели, задачи, классификационные структуры объектов стандартизации различного назначения, общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области деятельности и др; 3. - порядок (правила) разработки, утверждения и внедрения нормативных документов, технических (конструкторских, технологических, проектных, программных) документов. Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: 4. - условные обозначения (наименования, коды, метки, символы и т.д.) для различных объектов стандартизации, их цифровые, буквенно-цифровые обозначения, в т.ч. обозначения параметров физических величин (русскими, латинскими, греческими буквами), их размерность, заменяющие надписи, символы и т.п.; 5. - требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (нормативной, конструкторской, проектной, технологической, программной и др.); 6. - общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического, в том числе метрологического обеспечения производственных процессов. На продукцию, услуги разрабатывают: - - стандарты общих технических условий, которыедолжны содержать общие требования к группам однородной продукции, услуг; - - стандарты технических условий, которые должны содержать требования к конкретной продукции, услуге. В стандартах на продукцию, услуги устанавливают: - - всесторонние требования к разработке и производству продукции; - - типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и взаимозаменяемость продукции; - - условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортировании и обращении. Состав, содержание и наименование разделов стандарта определяют в соответствии с особенностями стандартизуемой продукции и характером предъявляемых к ней требований. Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции (услуг), обеспечивающие их техническое единство и оптимальность. Стандарт на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды при проведении технологических операций, а также, при необходимости, требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту и вспомогательным материалам. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг). Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы (способы, приемы, методики) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству продукции (услуг). Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений. Несмотря на многообразие методик, приемов и способов контроля, можно выделить общие положения, подлежащие стандартизации. К ним относятся: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов контроля; допустимая погрешность испытания. Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, в стандартах даются рекомендации относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, правилами, определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов. Возможны и смешанные стандарты, например, в стандартах на продукцию (услуги) оговариваются и методы контроля.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5490)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |