Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Модели и стили общения



2015-11-07 1549 Обсуждений (0)
Тема 3. Модели и стили общения 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 000000

ББК 00000

C00

 

Попова Л.Л.

С00 Современные технологии общения: учебное пособие [электронный ресурс] / Л.Л.Попова – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. –с.

 

 

В пособии рассматривается сущность общения, его происхождение и функции, а также - технологии продуктивного общения - психотехники межличностного взаимодействия, технологии имиджирования, самопрезентации, этикета.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Документационное обеспечение в управлении» всех форм обучения для подготовки и зачету, а также для текущего контроля знаний на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы.

 

УДК 000000

ББК 00000

Рецензенты

Доктор философских наук, профессор ТПУ Иванкина Л.И.

Кандидат философских наук, доцент

Квеско Р.Б.

© Попова Л.Л., 2009

© Томский политехнический университет, 2009

© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2009


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Тема 1. Общение: теория и практика.

Тема 2. Типология общения.

Тема 3. Социальные технологии в менеджменте.

Тема 4. Модели и стили общения

Тема 5. Коммуникативные технологии общения.

Тема 6. Технологии средств общения.

Тема 7. Интерактивные технологии общения.

Тема 8. Перцептивные технологии общения

Тема 9. Современная имиджелогия: теория и практика

Тема 10.Технологии самопрезентации

Тема 11.Этикет как технология делового общения

Тема12.Этикетные модели взаимодействий с деловыми партнерами

 

Примерные темы докладов и рефератов

 

Литература.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Современному менеджеру, обеспечивающему успех и процветание своей организации, приходится выполнять множество функций, для чего необходимо владеть технологиями общения. Они должны хорошо разбираться в межличностных отношениях, которые складываются в профессиональной деятельности с коллегами, поставщиками, клиентами, в различных ситуациях общения.

Для этого менеджер должен иметь достаточно полное представление о процессах общения в целом, о правилах, формах и методах ведения дел, о принципах делового общения.

Цель пособия – познакомить студентов с основами теории общения, его современными технологиями.

 

В пособии рассматривается сущность общения, его происхождение и функции. Особое внимание уделяется взаимосвязи общения с процессами развития и самопознания личности. Рассматриваются технологии продуктивного общения – психотехники межличностного взаимодействия, технологии имиджирования, самопрезентации, этикета.

 

Пособие представляет собой системный курс современного понимания проблем общения. В конце каждой темы предусмотрены практические задания для проверки и самопроверки понимания изученной темы. В конце пособия даны темы рефератов и творческих работ для углубления знаний по предложенному курсу.

При разработке содержания курса были использованы социально - психологические теории и руководства ведущих отечественных и зарубежных психологов, социологов, педагогов, психотерапевтов.

 


Тема 1. Общение: теория и практика

 

1.1. Понятие «общение».

1.2. Содержание и уровни общения.

1.3. Функции общения.

 

Основные понятия темы: общение, содержание общения, уровни общения, функции общения

 

1. Понятие «общение»

 

Выделяют несколько подходов к пониманию общения.

Общефилософская концепция представляет общение как форму жизнедеятельности организмов, наделенных психическим отражением; как механизм развития их отношений, форма существования этих отношений и способ существования отдельного человека, это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания.

А.А. Леонтьев рассматривает общение как социальный феномен, как необходимое условие любой социальной деятельности человека. «Общение в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или в форме речевого общения или даже только мысленно составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе» .

М.С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», который выражает «практическую активность субъекта».

Социологическая концепция исследует общение как способ существования внутренней эволюции или поддержания положения социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое единство личности и общества, внутренней динамики общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества и организации общения как важного механизма социального управления, прежде всего как управленческое общение. В процессе управленческого общения осуществляется взаимодействие руководителя с людьми, происходит обмен информацией в целях согласования и изменения их действий в определенном направлении. Данный вид общения является условием организации производства и достижения целей. Социальный смысл общения состоит в том, что оно является средством передачи форм культуры и общественного опыта в историческом плане.

Психологической подход изучает общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Психология понимает потребность в общении как важнейший фактор взаимодействия личности с социокультурной средой общества, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Социально – психологическое понимание общения ориентирует прежде всего на источник и основу социальной психики, как способ интеграции людей и организации их деятельности. Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта. При этом психологический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, которая возникает между равными партнерами и приводит к возникновению психического контакта. В ходе этой деятельности осуществляется обмен информацией, возможно взаимовлияние, сопереживание и, как результат, осуществляется взаимопонимание.

Психологический контакт основывается на сопереживании, на взаимном обмене эмоциями. Со стороны психического контакта общение выступает как двусторонняя деятельность людей. Субъективный мир одного человека раскрывается для другого; человек самоопределяется и осуществляет самопрезентацию, выражая индивидуальные особенности; Происходит значимое изменение в состоянии, поведении, личностно-смысловых образованиях партнеров по общению.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления, общение выступает как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Общение, его внутренняя динамика и развитее выступают специальным предметом многих исследований. Исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

Существует множество определений общения:

Общение - универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности. Оно выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека. В процессе общения идет социализация личности, ее реализация в конкретно исторических условиях.

В данных и им подобным определениях раскрывается содержание общения, его наиболее важные характеристики. Среди них: цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

 

2. Содержание и уровни общения

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

 

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Раскрывая содержание общения, А.Н. Леонтьев выделяет в нем несколько составляющих компонентов:

Предмет общения – это другой человек, партнер, субъект, с который осуществляется процесс общения.

Потребность в общении – стремление, нужда в познании оценки других людей посредством общения, с конечной целью совершенствования самопознания, самосознания.

Коммуникативные мотивы – то ради чего совершается общение.

Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные).

Задачи общения – это та цель, во благо которой в коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения.

Средства общения – совокупность операций, посредством которых осуществляются действия общения.

Продукт общения – итог общения, в виде материальных или духовных образований.

 

Общение осуществляется на следующих уровнях:

Макроуровень выражается в том, что человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями и обычаями;

Мезоуровень предполагает общение в пределах содержательной темы, конкретного предмета разговора, который может быть единым актом или носить многоцелевой характер

Микроуровень несет элемент содержания и выражается в определенных показателях, которые характерны и для других уровней: вопрос-ответ, рукопожатие, мимика и т.п.

 

Есть и другая классификация. В трудах Э. Бёрна, например, выделяется шесть основных уровней или способов общения:

Нуль-общение (уход в себя; например, в очередях человек замыкается на себя).

Ритуал-общение (общение на основе норм, правил, например, входя, здороваются, благодарят за услуги).

Рабочее общение (общение в процессе работы).

Общение-развлечение (например, разговор по установленной теме в определенной манере).

Общение-игра (это общение на двух уровнях: изображают одно, а на деле имеется в виду другое; любая игра имеет свои ловушки, в которые по слабости попадает партнер).

Общение-близость (высший уровень общения, при котором партнеры выступают открыто, бескорыстно).

 

Общение выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека. В его процессе идет социализация личности, ее реализация в конкретно исторических условиях.

Общение многофункционально, что отражается в его многочисленных определениях и в классификациях его функций. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

3. Функции общения

Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

В учебной литературе чаще всего выделяются следующие функции общения:

Прагматическая функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, делает её принципиально возможной. Одновременно общение является и условием такой деятельности, поскольку позволяет организовать, спланировать деятельность, распределить роли и добиться максимальной эффективности. Здесь имеется в виду, прежде всего, содержательно-информационный контекст общения как вида деятельности. При этом общение выступает одной из важных потребностей человека

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. На разных этапах своей жизни человек попадает в различные ситуации, когда прежний социальный опыт перестает работать, и именно с помощью общения он может “обновить” свой опыт применительно к новым ситуациям: изменение возраста, социального статуса, семейного положения, места жительства, обогащение эмоциональной сферы и т.п.

Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Существуют различные способы такого подтверждения: приветствия, ритуалы знакомства, презентации, оказание различных знаков внимания, дарение подарков.

Функция организации и поддержания межличностных отношений. В процессе общения мы можем продемонстрировать другому человеку свое отношение к нему – от открытой приязни до полного неприятия. Такая демонстрация либо делает общение более комфортным и, в результате, более успешным; либо помогает “свернуть” ненужный процесс общения.

Функция объединения – разъединения. С одной стороны, посредством установления между людьми контактов, общение способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, оно может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в процессе общения.

Внутриличностная функция общения. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Человек сам себя убеждает в чем-либо, обвиняет, оправдывает, приводит доводы.

 

По Г.М.Андреевой выделяются следующие функции: коммуникативная (обеспечивающая передачу информации), интерактивная (способствующая регуляции взаимодействия партнеров в процессе общения), перцептивная (отвечающая за организацию взаимовосприятия, взаимопонимания, взаимооценки и рефлексии в общении).

Разумеется, этими функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

 

Таким образом, общение является специфическим социально-психологическим механизмом, посредством которого осуществляется процесс активного влияния на духовный мир человека, на его психику, на его сознание. Это процесс взаимодействия людей, процесс воздействия на людей; процесс достижения изменений в психике участвующих в общении; это информационный процесс; это отношение между людьми, процесс обмена не только физическими действиями, но мыслями, идеями переживаниями; это процесс взаимовлияния людей друг на друга, это процесс взаимопереживания, взаимопонимания друг друга.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «общение»

2. Какие формы и виды общения вы знаете?

3. Назовите функции, которые проявляются в общении

4. Раскройте содержание классификации функций общения по любому критерию.

5. Что исследует психология общения?

6. В чем разница между философским и социологическим подходом к общению?

7. На каком из уровней общения предпочитаете общаться вы?

 

 

Тема 2. Типология общения

 

2.1. Виды общения

2.2. Особенности делового общения

2.3. Управленческое общение: понятие и функции

Основные понятия темы: деловое общение, управленческое общение, массовое и межличностное, ролевое общение, прямое и опосредованное общение.

 

2.1. Виды общения

 

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по различным основаниям.

Человеческое общение разнообразно по своему внутреннему содержанию и может быть представлено как:

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен знаниями.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Например:

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир,

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

 

Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

При этом под прямым общением понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Это могут быть природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или - культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

 

Различают также межличностное и массовое общение.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникации, опосредованные различными видами средств массовой информации.

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающий – межличностным типом общения.

Участниками межличностного общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние ценности и цели. Их отношение к партнеру формируется в процессе контакта, на основе оценки поведения партнера и полученной информации. Само содержание общения, его формы могут меняться в процессе контакта, приспосабливаясь к ситуации, образу партнера.

В нем участвует небольшое число людей (2-3 человека); это непосредственное взаимодействие – его участники находятся в непосредственной пространственной близости, могут соприкасаться, видеть и слышать друг друга, устанавливать обратную связь.

 

Выделяются три типа межличностного общения:

1) императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Чаще всего императив используется для контроля над внешним поведением человека. К сферам, где оно достаточно эффективно используется, относятся: военные уставные отношения, отношения “начальник - подчиненный”, работа при чрезвычайных обстоятельствах. При этом принуждение партнера не скрывается, в качестве средств влияния используют приказы, указы, постановления, требования и угрозы, следствием невыполнения которых становятся наказания, публичное порицание.

2) манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие от императивного общения заключается в том, что партнер не информируется об истинных целях и мотивах общения

Манипуляция определяется как вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша. К его признакам относятся стремление поставить партнера по общению в определенную зависимость, легко или трудно фиксируемый обман и лицемерие (навязчивость, стремление угодить, ощущение недоговоренности и пр.) и призыв к объединению против кого-то (Дружить против кого-то!). Для этих целей используется интрига и стремление поссорить партнера с третьим лицом.

Сферой “разрешенной манипуляции” является бизнес и деловые отношения вообще. Манипулятор использует слабые места партнера – черты характера, привычки, его достоинства и все остальное, с помощью чего он может управлять партнером. Сила манипуляции – в ее скрытом характере.

В манипуляционную общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных выгодных для манипулятора качеств. Э. Шостром выделяет 8 типов манипуляторов, объединяя их в пары: “диктатор – тряпка”, “вычислитель – прилипала”, “хулиган – славный парень”, “судья – защитник”. По мнению исследователя, человек, будучи манипулятором определенного типа, чувствителен к партнерам противоположного типа. Партнер воспринимается как носитель определенных, нужных манипулятору способностей, свойств и качеств.

При общении с манипулятором рекомендуется придерживаться логико-выжидательной позиции (чтобы выиграть время, выявить манипуляционную стратегию и найти адекватное решение), сохранять самообладание и такт, совершать нестереотипные действия, не соответствующие ожиданиям оппонента, предложить манипулятору совместное решение проблемы и пр. В целом, основным фактором сопротивления внешнему давлению и манипулированию является личностный потенциал, представляющий собой устойчивость к внешнему влиянию и одновременно силу воздействия на людей

3) диалогическое общение является альтернативой первым двум типам. Это равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет перейти от фиксированной установки на себя к установке на партнера и учету его интересов и возможностей.

 

Разграничение межличностного общения по типам используется в весьма специфическом значении, так как все отношения между людьми носят относительно межличностный характер (общаются личности, конкретные люди). Говоря в данном случае о межличностном общении, мы, во-первых, имеем в виду эмоциональный характер общения, а, во-вторых, противопоставляем его ролевому общению.

Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально – социальных контактах. В таких отношениях именно социальная роль, ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер. При этом человек не свободен в выборе стратегии своего поведения и восприятия партнера. Образы, действия, представления о способах исполнения роли и даже чувства задаются ему его социальной ролью. Однако существует приемлемый диапазон ролевого поведения, который зависит от принятых в данном социальном пространстве строгости или либеральности в исполнении социальных ролей. В ролевом общении человек реализует себя как член общества, член определенной социальной группы. Участвуя в таком типе отношений, он тем самым поддерживает и развивает систему социальных связей. Ролевое общение дает человеку некоторые ценности: чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу, позволяя реализовать важнейшие социальные потребности. В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, проявляет себя не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица выполняющая определенные функции.

Ритуальное общение – по своей сути является ролевым. Важная особенность ритуального общения также заключается в его безличности. Не только партнер воспринимается формально, как необходимый элемент ритуала, но и себя человек видит как носителя роли и не более того. В профессиональной деятельности к ритуальной модели общения обращаются тогда, когда необходимо закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию морально – психологического климата в больших и малых группах людей; сохранить ритуальные традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой и миссией, а также создать новые праздники и обряды.

Кроме названных типов общения выделяют: законченное и незаконченное общение; кратковременное и длительное; доверительное и конфликтное; вербальное и невербальное; межличностноое, формальное и неформальное и т.п.

 

2.2. Особенности делового общения

Основу функционирования производственных коллективов, менеджерских связей составляет деловое общение, которое включает в себя отношения, направленные на подготовку, проведение и закрепление деловых связей. Как известно, в деловые связи необходимо уметь не только войти, но и с достоинством выйти, не нарушая отношений, а оставляя возможности для дальнейшего сотрудничества.

Деловое общение – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д.

В деловой коммуникации предметом общения является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Продуктивное сотрудничество, сближение позиций, улучшение партнерских отношений – основные задачи деловой коммуникации.

В отличие от личностно-ориентированного общения, предметом которого выступает характер отношений между его участниками, цель делового взаимодействия лежит за пределами делового общения. Оно подчинено решению конкретных задач, стоящих перед организацией, что накладывает определенные рамки на поведение людей. Специфику делового взаимодействия определяют следующие ключевые характеристики организационной структуры:

Обязательность контактов участников общения, независимо от их симпатий и антипатий, формальные ограничения.

Конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (действия по инструкциям, соблюдение протокола собрания, Соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям организации и пр.).

Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и должностных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета.

За каждым сотрудником в организации закреплен определенный стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей.

Деловое взаимодействие осуществляется в специфической среде, где отношения подчинения, зависимости, неравенства закреплены между подразделениями и сотрудниками в соответствии с иерархичностью построения организации.

Особенности служебно-деловой коммуникации вызывают необходимость письменно фиксировать деловую коммуникацию в строгом соответствии с установленным регламентом,.

Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений

Совместимость и сработанность членов коллектива как условие совместной деятельности, создание команды. В совместной деятельности можно выделить ряд обязательных элементов: единая цель, общность мотивов, побуждающих индивидов к совместной деятельности, взаимосвязанность участников, наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий, необходимость управления ими.

Система деловых отношений имеет свою структуру, которая определяет специфику делового взаимодействия. Существует несколько подходов к предмету осуществления структурирования деловых отношений.

 

2.3. Управленческое общение: понятие и функции

Управленческое общение

Субъектом управления является менеджер.

Его задачи по управлению компанией или фирмой можно свести к умению грамотно сочетать выполнение следующих функций:

- предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения;

- организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;

- распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений.

Как отмечает известный специалист по связям с общественностью Джон Честара, любая деятельность человека требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако «для деятельности обычного рабочего необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми двадцать пять процентов. Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-хау всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на людей, и тем выше должно быть наше умение общаться с ними».

Для того чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл.

Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.

Для производственного управления характерно вертикальное и горизонтальное проявление форм управленческого общения. На уровне управления предприятием по вертикали наиболее представлено субординационное общение. В основе его лежат отношения подчинения, регулируемые административно-правовыми нормами; а по горизонтали используются две другие формы: служебно-товарищеское - общение между руководителями-коллегами, в основе - отношения координации, согласования, регулируемые административно-моральными нормами; дружеское, неформальное - общение между руководителями, м<



2015-11-07 1549 Обсуждений (0)
Тема 3. Модели и стили общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Модели и стили общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)