Природа и источники конкурентного преимущества
Тема: Концепция конкурентного преимущества Вопросы 1. Природа и источники конкурентного преимущества 2. Наступательные стратегий для сохранения конкурентного преимущества 3. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества 4. Преимущества и недостатки для первопроходца
Природа и источники конкурентного преимущества Как известно компания может заработать норму прибыли, превышающую стоимость капитала двумя способами(Грант): Ø либо функционируя в привлекательной области, Ø либо добившись конкурентного преимущества над соперниками. Из этих двух источников максимальной прибыльности большее значение имеет конкурентное преимущество. Поскольку конкуренция усиливается почти во всех отраслях, лишь единичные отрасли могут обеспечить гарантированное получение дохода. Поэтому основная цель стратегии состоит в том, чтобы закрепить конкурентное преимущество компании. Японский консультант в области стратегического управления Кенихи Охмэ идёт ещё дальше и определяет стратегию компании как процесс поиска конкурентного преимущества.(стратегия как способ устранения невежества ?) Чтобы понять, как именно появляется конкурентное преимущество необходимо разобраться, что из себя представляет конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество можно распознать, только увидев его: Ø компания Dell Computer имеет конкурентное преимущество в поставке персональных компьютеров, Ø Wal -Mart- в дисконтной розничной продаже, Ø Toyota – в создании автомобилей.
Дать определение конкурентному преимуществу довольно сложно. Если конкурентное преимущество идентифицировать по показателю прибыльности, то его можно определить следующим образом: если две или более компаний конкурируют на одном и том же рынке, одна компания получает конкурентное преимущество перед остальными соперниками, когда она стабильно получает (или может поучить) более высокий показатель прибыли. (Часто понятие устойчивого конкурентного преимущества путают с понятием «сильные стороны компании». Но эти два понятия имеют принципиальное отличие между собой. Сильные стороны — это такие характеристики продукта, по которым Вы превосходите своих конкурентов. Товары конкурентов тоже имеют эти характеристики, но на более слабом уровне. А устойчивое конкурентное преимущество — уникальная характеристика, которой обладаете только Вы и никто на рынке.)
Однако проблема такого определения состоит в том, что компания может отказаться от получения прибыли в текущий момент, ради инвестиций в долю рынка, технологий, лояльности клиентов или дополнительных выплат служащим. ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ИЗМЕНЕНИЙ
Различия в прибыльности между конкурирующими фирмами — это проявление отсутствия равновесия, следовательно, конкурентное преимущество возникает в условиях, когда происходят изменения. По отношению к отрасли источники изменений могут быть внешними или внутренними. На рис. 1 показано несколько таких источников. Чтобы внешнее изменение создавало конкурентное преимущество, оно должно неодинаково воздействовать на фирмы вследствие существующих между ними различий в ресурсах, способностях или стратегическом позиционировании.
Рис. 1. Источники появления конкурентного преимущества То, насколько внешние изменения способны создавать конкурентное преимущество или вредить, зависит от масштабов этих изменений и того, насколько сильно различаются стратегии фирм. Чем сильнее выражена неустойчивость окружающей среды отрасли, тем больше источников изменений, и чем сильнее различаются ресурсы и способности фирм, тем больше разброс (дисперсия) показателей прибыльности в пределах одной отрасли. В мировой табачной индустрии внешняя среда сравнительно устойчива и ведущие фирмы придерживаются схожих стратегий, используя аналогичные ресурсы и способности. В результате конкурентные преимущества, выражающиеся в различии прибыли между фирмами, как правило, малы. С другой стороны, индустрия игрушек испытывает быстрые и непредсказуемые изменения спроса, технологии и моды. Ведущие компании используют различные стратегии и обладают различными ресурсами и способностями. В конечном счете различия в прибыльности существенны и меняются с течением времени.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО НА ОСНОВЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ
Влияние внешних изменений на конкурентное преимущество также зависит от способности фирмы реагировать на изменение. Любое внешнее изменение создает возможности для извлечения прибыли. Умение выявлять открывающуюся возможность и реагировать на нее — ключевая способность к управлению, то, что называется предпринимательством.2 Если внешние возможности мимолетны и сулят преимущества первопроходцам, то для использования возможностей решающее значение имеет быстрота реакции. Неожиданный ливень создает повышенный спрос на зонтики. И те уличные продавцы, которые быстрее всех окажутся за пределами железнодорожной станции, получат самую большую прибыль. Поскольку рынки становятся все более и более неустойчивыми, умение реагировать на внешние изменения становится все более важным источником конкурентного преимущества.
• Способность Wal-Mart постоянно опережать по результатам Kmart и других розничных продавцов-дисконтеров базируется на системе бизнеса, быстро и эффективно реагирующей на изменения спроса. Система закупок и дистрибуции Wal-Mart основана на небольших материально-товарных запасах, редких случаях дефицита товаров и редких вынужденных продажах по сниженным ценам. Однако ядром способности Wal-Mart к быстрой реакции являются поощрение и вознаграждение инициативы на всех уровнях компании.3
Способность реагировать также включает в себя умение прогнозировать изменения, лежащие в основании конкурентного преимущества. Поскольку отрасль проходит через определенный жизненный цикл по мере изменения потребительских предпочтений и моделей конкуренции, то компании вынуждены адаптировать свои стратегии и способности с учетом изменений ключевых факторов успеха. Реагирование на возможности, открывающиеся благодаря внешним изменениям, требует одного главного ресурса — информации — и одной главной способности- гибкости. Информация необходима для идентификации и прогнозирования внешних изменений. Она требует постоянного сканирования внешней среды. Поскольку скорость изменений непрерывно растет, фирмы стали меньше зависеть от обычного экономического и рыночного анализа и больше полагаются на "систему раннего оповещения», базирующуюся на прямых контактах с клиентами, поставщиками и конкурентами. Чем быстрее в режиме реального времени компания может ответить на меняющуюся на рынке ситуацию, тем меньше она нуждается в предсказании будущего. Короткие временные циклы — это основное требование, обусловливающее способность быстро реагировать на изменения.
Dell Computer является непревзойденным мастером по скорости и маневренности. Заказ клиента, сделанный в понедельник в 9:00 утра, может быть отправлен уже в 9:00 вечера во вторник. Это позволяет Dell собирать каждый компьютер в соответствии с требованиями индивидуального покупателя и выполнять заказ менее чем за 10 дней, что не только сокращает затраты, но и способствует быстрой адаптации к рыночному спросу и потребностям в модернизации продуктов, а также извлечению преимущества из технического опережения. Скоординированная надлежащим образом цепь поставок Dell позволяет некоторые компоненты и аксессуары отгружать непосредственно клиентам, минуя Dell. Служба доставки UPS получает компьютеры на заводе Dell в Остине, а мониторы — с завода Sony в Мексике, а затем доставляет то и другое покупателю.6
То, что скорость имеет решающе значение для конкурентного преимущества, известно давно. В 1988 г. Джордж Сток из Bostong Consulting Group утверждал, что скорость, достигаемая за счет своевременного производства, продаж, дистрибуции и инноваций, является главным конкурентным преимуществом многих ведущих японских компаний. В автомобильной индустрии быстрота разработки нового изделия является главным преимуществом японских компаний (табл..1). Однако только с появлением Интернета, электронного обмена данными в режиме реального времени и перестройки бизнес-процессов компании смогли сократить время производственного цикла, главным образом за счет радикальных изменений в деятельности, стратегии и организации.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИИ
Изменения, создающие конкурентное преимущество, могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренние изменения порождаются инновациями. Инновации не только создают конкурентное преимущество, они обеспечивают основу, позволяющую уничтожить конкурентное преимущество других фирм. Шумпетер рассматривает процесс конкуренции как «бурю созидательного разрушения»; это подразумевает, что лидерство на рынке может быть разрушено инновацией, а не имитацией. Обычно инновацию рассматривают в техническом смысле, как новые продукты или процессы, воплощающие в себе новые идеи и новое знание. В бизнесе, однако, инновации включают в себя новые подходы к ведению бизнеса и являются стратегическими инновациями, которые (в том числе разработка новых концепций бизнеса) имеют большее значение, чем инновации в области товаров, так как они обеспечивают поразительно высокую эффективность бизнеса . Какова же природа этих новаторских концепций бизнеса? Одни подразумевают создание ценности для потребителей на основе нового опыта,товаров, их доставки или упаковки. Конкуренция в секторе розничной торговли ориентирована на постоянный поиск новых концепций и форматов:
· в книжных магазинах «Barnes» и «Noble» создана обстановка, способствующая использованию Интернета, отдыху и общению. В этих магазинах много свободного места, широкий выбор книг, есть кафе «Starbucks»;'
Другие новые бизнес - модели базируются на модифицированных процессах и новых схемах организационной структуры;
• Southwest Airlines с ее беспересадочными полетами, упрощенным обслуживанием, использованием одного-единственного типа самолетов и системой гибкого графика работы служащих, не состоящих в профсоюзе, стала единственной устойчиво-прибыльной авиалинией в Северной Америке и примером для государственных авиалиний во всем мире;
ВСТАВКА 1. Гарри Хэмэл в поисках новых моделей бизнеса В книге «Во главе революции» Гарри Хэмэл, председатель консалтинговой фирмы Strategos и профессор Лондонской школы бизнеса, утверждает, что время постепенной эволюции подошло к концу и мы вступили в эпоху революций, когда ценность занимаемой позиции ничтожна, а победителями станут те компании, которые пойдут по пути постоянных изменений. Революционеры победят с помощью инновационных концентраций бизнеса, воплощенных в новых моделях бизнеса. В условиях новой экономики единицей рассмотрения инноваций становится не товар или технология, а концепция бизнеса. Концепция бизнеса и модель бизнеса состоят из одних и тех же элементов: модель бизнеса — это всего лишь реализованная на практике концепция бизнеса. Инновационная концепция бизнеса — это способность представить себе совершенно иные концепции бизнеса или совершенно иные пути дифференциации существующих концепций бизнеса. Инновационная концепция бизнеса становится ключом к созданию нового богатства. Конкуренция в пределах любой широкой области, будь то финансовые услуги, коммуникации, развлечения, издательская деятельность, образование, энергетика или любая другая область, происходит не между товарами и компаниями, а между моделями бизнеса.
(продолжение) * компания Nike построила свой крупный и успешный бизнес на системе, коренным образом реформировавшей цепочку создания ценности в традиционной обувной промышленности. Начнем с того, что Nike не производит обувь, т. е. производит, но в очень малых количествах. Фирма разрабатывает дизайн, осуществляет маркетинг и сбыт обуви, однако ее основной деятельностью является координация обширной и сложной глобальной сети, включающей в себя дизайн моделей и исследование рынка (прежде всего в США), производство (на условиях подряда) компонентов (в Корее и Тайване) и окончательную сборку обуви подрядчиками (в Китае, на Филиппинах, в Индии, Таиланде и других странах с низкой заработной платой);
* е-Вау и Amazon.com, самые успешные в мире новые компании, занимающиеся электронной торговлей, вошли в число 100 самых дорогостоящих компаний в мире (с точки зрения капитализации рынка) благодаря созданию совершенно нового типа бизнеса.
Как компании приходят к формулированию инновационных стратегий? Являются ли новые подходы к конкуренции и доставке максимальной ценности результатом чистого творчества или они поддаются анализу и обдумыванию, которые могут указать нам правильное направление? Специалисты по менеджменту предлагают несколько подходов: Так, например, консалтинговая компания McKinsey and Со. утверждает, что инновационные концепции бизнеса (то, что она называет стратегиями «Новая игра») обычно требуют реконфигурации отраслевой цепочки создания ценности. Реконструируя и перестраивая эту цепочку, компания может изменить «правила игры» таким образом, чтобы создать капитал на своем уникальном опыте и компетенции, избавиться от конкурентов и сформировать барьеры для защиты полученного преимущества. McKinsey ссылается на компанию Savin на североамериканском рынке копировальной техники для обычной бумаги как на пример того, как стратегии «Новая игра» позволили бросить вызов компании Xerox, которая занимала, как казалось, неприступное для конкурентов положение (см. вставку 1?). Другие считают, что стратегические инновации зачастую обеспечивают клиентам беспрецедентный уровень удовлетворения потребностей. благодаря комбинированию разнообразных параметров деятельности, которые ранее считались противоречивыми. Например, «низкозатратная система производства» компании Toyota сочетает в себе низкую цену, высокое качество и инновационную специализацию товаров.
Или рассмотрим электронную коммерцию. Это осуществление сделок с помощью электронных средств коммуникации, Она открывает специфические возможности для изменения конфигурации цепочек ценности и создания новых комбинаций и характеристик. Основное влияние Интернета на традиционную цепочку создания ценности проявилось в устранении посредников — оптовых торговцев, розничных продавцов и издателей. Прямое резервирование и продажа билетов на самолеты через собственные веб-сайты авиалиний сэкономили миллионы долларов на комиссионных от продаж. То, что музыканты могут продавать цифровые звукозаписи непосредственно через свои веб-сайты, бросает серьезный вызов существующим компаниям грамзаписи. Тот же Гарри Хэмэл утверждает, что стратегическая инновация не является разовым событием. Если компаниям нужно выработать надлежащую устойчивость на неустойчивых рынках, они вынуждены непрерывно обновлять свои модели бизнеса. Для этого нужно, чтобы высшее руководство компаний ценило и культивировало разнообразие, выделяло ресурсы для новых стратегических инициатив, использовало неожиданные ситуации и создавало системы, способные откликаться и непосредственно реагировать на изменяющиеся обстоятельства." Является ли такая непрерывная революция оправданной или желаемой — вопрос спорный.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2903)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |