Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем



2015-11-06 1646 Обсуждений (0)
Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем 0.00 из 5.00 0 оценок




Все организмы на Земле существуют в определенных условиях. Та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует, называется среда обитания.
Специфика среды обитания людей

Человек, являясь существом биосоциальным, в отличие от других представителей животного мира не только пользуется природными ресурсами, но и оказывает активное влияние на окружающий мир, приспосабливая его к своим потребностям.

В силу широкого распространения по планете человек действует практически на всю биосферу, повсеместно создавая антропоэкологические системы, которые постепенно вытесняют естественные экосистемы.

Окружающая человека среда состоит из четырех неразрывно связанных компонентов:

а) собственно природной среды;

б) среды, порожденной агротехникой;

в) искусственной среды;

г) социальной среды.

Природная среда имеет естественное или природно-антропогенное происхождение и она способна к самоподдержанию без постоянного корректирующего воздействия человека. Факторы этой среды (абиотические и биотические) прямо или косвенно влияют на человека и его коллективы.

Среда, порожденная агротехникой (вторая природа, или квазиприродная среда, от лат. «квази» – наподобие, как бы) – это все модификации природной среды, искусственно преобразованные людьми и характеризующейся отсутствием системного самопожертвования. Такая среда разрушается без регулирующего воздействия со стороны человека. Это пахотные угодья, грунтовые дороги, зеленые насаждения (газоны, бульвары, сады и т.д.) и другие культурные ландшафты. Сюда можно отнести домашних животных, в том числе и комнатных, и домашнее растениеводство.

Искусственная среда (третья природа) – это весь искусственный мир, созданный человеком. Он не имеет аналогов в естественной природе и системно чужды ей. Сюда относятся: асфальт и бетон городов и поселков, человеческое жилье и производственные помещения, технологическое оборудование, транспорт и т.д. Современного человека окружает преимущественно эта среда, а не природная.

Социальная среда (или социокультурная) определяется организованной совокупностью взаимоотношений и взаимосвязей в человеческом обществе. Благодаря этим связям обеспечиваются социальные, культурные, экономические и другие потребности людей.

Одним из важнейших компонентов социальной среды является культурно-психологический климат, создаваемый самими людьми для отдельных личностей, социальных групп и человечества в целом. Этот климат слагается из:

· непосредственного влияния людей друг на друга в коллективах;

· средств материального, энергетического и информационного воздействия на человека, что находит свое выражение в экономической обеспеченности людей в соответствии с выработанным обществом эталоном;

· в гражданской свободе;

· степени уверенности в завтрашнем дне;

· в моральных нормах общения;

· в возможности пользоваться культурными ценностями;

· в комфорте среды услуг и многом другом.

Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и искусственной в общую совокупность антропоэкологической среды, окружающей человека.

 

Анабио́з (лат. anabiosis — оживление, от др.-греч. ἀναβίωσις «возвращение к жизни, воскресение») — состояние живого организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. Термин предложен в 1873 году немецким ученым Вильгельмом Прейером (?)[что?] в его сводке по исследованию феномена временного прекращения жизнедеятельности.

Анабиоз наблюдается при резком ухудшении условий существования (низкая температура, отсутствие влаги и др.). При наступлении благоприятных условий жизни происходит восстановление нормального уровня жизненных процессов. Наиболее устойчивы к высушиванию, нагреванию, охлаждению спорообразующие бактерии, грибы, простейшие (образующие цисту). У многоклеточных организмов угнетение жизнедеятельности и её почти полная остановка вошли в нормальный цикл развития — семена, споры.

 

Абиотические и биотические факторы среды

К числу абиотических факторов относятся любые воздействующие на организм физически поля (свет, электрические и магнитные поля, гравитация, ионизирующая радиация), климатические факторы (температура и влажность воздуха, ветер, атмосферное давление, осадки), свойства воды и почвы (например рН, соленость).
Биотические факторы – это воздействие всего живого, окружающего организм, в том числе и особей своего же вида. Влияние биотических факторов мы рассмотрим в следующих разделах. Здесь только подчеркнем, что влияние абиотических и биотических факторов может быть взаимосвязано. Известно, например, что количество укрытий всегда ограничено. Если все лучшие укрытия уже заняты особями своего или других видов (биотические факторы), то особь вынуждена довольствоваться худшим укрытием, где она более подвержена воздействию абиотических факторов.

 

Абиотические факторы играют громадную роль в жизни насекомых благодаря малым размерам последних. Действие любого фактора зависит не только от его уровня, но также от физиологического состояния организма и сочетания прочих абиотических и биотических факторов.

 

 

Антропогенные факторы

Антропогенные факторы – это проявления деятельности человеческого общества, изменяющие среду обитания для разнообразных организмов.

Антропогенные факторы, как правило, действуют косвенно, посредством изменения действия абиотических и биотических факторов. Например, при рубках ухода в хвойно-широколиственных лесах создаются благоприятные условия для большинства мелких воробьиных птиц, но вырубка дуплистых деревьев снижает численностьдуплогнездников (голубя–клинтуха, сов, мухоловок).

В то же время, велико и прямое воздействие антропогенных факторов: вырубка лесов, браконьерская охота и рыбная ловля, изъятие из природы редких и ценных видов (например, с целью коллекционирования или продажи).

Выделяется несколько типов антропогенных воздействий:

– Точечные воздействия – например, отдельные источники загрязнений.

– Линейные воздействия – например, дороги, нефтепроводы, линии электропередач.

– Воздействия на обширных территориях – например, распашка степей, вырубка лесов.

– Глобальные воздействия – например, изменение содержания углекислого газа в атмосфере.

 

109. 127. Концепция биогеоценоза: экотоп, биоценоз, цепи питания.

Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема).

Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

ЭКОТОП (от эко ... и греч. topos — место) , 1) термин, близкий к биотопу в случае, если вид обитает всю жизнь в одном и том же месте.

 

Цепи питания

Живые организмы в экосистеме, мертвые их остатки и их отбросы являются пищей для других организмов. Питательные вещества1 таким образом переходят из одного организма в другой, образуя непрерывные пищевые цепи.

Начало пищевым цепям дают продуценты. Они усваивают из окружающей среды воду, неорганические(минеральные) соли, углекислый газ, кислород и с помощью фотосинтеза строят свое тело.
Следующие звенья цепи питания составляют консументы, которые поедают как продуцентов, так и себе подобных.
Консументы, которые питаются продуцентами, называются консументами I порядка - травоядные или растительноядные животные.
Консументы, которые поедают травоядных I порядка, называются консументами II порядка- плотоядные животные (хищники).
Хищников, питающихся вторичными консументами, называют консументами III порядка и т.д.
Организмы, употребляющие один тип пищи, принадлежат к одному трофическому уровню2.
Продуценты относятся к первому трофическому уровню, консументы I порядка - ко второму, консументы II порядка - к третьему уровню и т.д.
Дополнительные звенья в пищевой цепи составляют дедритофаги, которые питаясь отходами и трупами, могут стать добычей хищников (напр., муравьед питается муравьями). И так органическое вещество возвращается в органический круговорот3.
В конце пищевой цепи находятся редуценты(деструкторы), которые превращают отмершее органическое вещество в неорганические соединения.
Простые и сложные пищевые цепи связаны между собой, образуя обширную сеть. Она так и называется пищевая сеть.

110. 128. Предмет экологии человека. Ее разделы. Человек как творческий экологический фактор.

Экология человека (или антропоэкология) – это комплексная наука, изучающая взаимодействие человека с окружающей средой. В системе «человек-окружающая среда» человек рассматривается как на организменном, так и популяционном уровнях, а само понятие «окружающая среда» охватывает природную, техногенную и социокультурную среды. Такую среду называют антропоэкологической. В ней, в отличие от природных экосистем, роль центрального субъекта играет человеческое население. При этом каждый индивид рассматривается как биосоциум, т.е. существо биологическое и одновременно социальное.

 

Как и в общей экологии, в антропоэкологии выделяют: аутэкологию, или экологию индивидов, синэкологию, или экологию популяций, и, кроме того, - социоэкологию, или экологию человеческого общества.

Социальная экология – это раздел экологии, который интегрирует естественные, философские, общественные науки. Предметом исследования при этом является совокупность взаимозависимости и взаимодействия общества и природной среды.

Социальная экология изучает и объясняет сущность и основные закономерности взаимозависимости и взаимного воздействия общества и окружающего мира и разрабатывает пути такого существования человеческих популяции и окружающей природы, при котором будет наблюдаться развитие общества в гармонической взаимосвязи с природой. При этом сформируется социоэкологическая модель развития, где сохранение динамического равновесия биосферы станет основным условием любой экономической, хозяйственной и общественной деятельности человеческого общества.

Основными вопросами, которые изучает антропоэкология, являются:

- комплекс вопросов, связанных с проблемами взаимодействия человека и популяцией людей с окружающей средой (экологических, медицинских, психологических, социальных и т.д.);

- условия возникновения, существования и структуру антропологических экосистем;

- потребности человека как субъекта антропоэкологической системы;

- адаптивные возможности человека на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях;

- особенности популяций людей, проживающих на территориях с различными экологическими условиями;

- динамику здоровья населения и социально-трудового потенциала людей в аспекте природно-исторического и социально-экономического развития и др.

В решении этих задач важная роль принадлежит антропологическому мониторингу – системе наблюдений за изменением состояния среды, вызванного антропогенными причинами и влияющему на качество среды, здоровье населения и распространение заболеваний.

 



2015-11-06 1646 Обсуждений (0)
Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)