ГЛАВА 1. Введение в организационно-управленческую деятельность: понятие и основные предметные области
Березкина Т.Е., Петров А.А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ
Москва 2014
АННОТАЦИЯ
Учебник знакомит читателей с основными понятия теории организации и теории управления, особенностями деятельности юриста как организатора, руководителя и управляющего. Включены вопросы о содержании и условиях формирования и развития организационно-управленческих компетенций у выпускников юридических вузов. Показаны конкретные направления реализации данных компетенций как инструментов работы во внутренней и внешней среде организации. Каждая глава содержит компетенции и практикум, состоящий из контрольных вопросов, заданий и тестов. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практических работников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………………… 5 ГЛАВА 1. Введение в организационно-управленческую деятельность……………… 8
1.1. Понятие организационно-управленческой деятельности ……………………….. . 8 1.2. Управление …………………………………………………………………………… 11 1.2.1. Управление как процесс принятия решений ……………………………… 17 1.2.2. Управление как процесс коммуникаций ………………………………….. 21 1.3. Организация…………………………………………………………………………… 24 1.3.1. Организация как форма жизни коллектива ……………………………….. 27 1.4. Руководство …………………………………………………………………………... 29 1.4.1. Руководство и власть …………………………………………………….… 37 1.5. Особенности организационно-управленческой деятельности ……………………. 42 1.5.1. Пример организационно-управленческой деятельности в современной юридической практике ……………………………………………………… 46 1.6. Формирование организационно-управленческих компетенций в высшем юридическом образовании …………………………………………………………… 49 1.6.1.Содержание организационно-управленческих компетенций …………… 58 Практикум …………………………………………………………………………………... 61 Литература ………………………………………………………………………………… . 66
ГЛАВА 2. Технологии планирования в юридической практике…………………………... 67 2.1. Планирование и его особенности в сфере юридических услуг ……………………. 67 2.2. Требования к стратегическому плану ……………………………………………….. 71 2.3. Управление планированием …………………………………………………………. 78 2.3.1 Формулирование видения, миссии, целей и задач компании ……………… 80 2.3.2. Пример: Миссия юридической компании «Элеста»…................................. 84 2.4.Система показателей плана …………………………………………………………… 87 2.5. Стратегическое планирование и SWOT-анализ …………………………………….. 91 2.6. Стратегическое планирование и GAP-анализ ………………………………………. 95 2.7. Планирование и управление временем …………………………………………… … 101 Практикум ………………………………………………………………………………… 109 Литература ………………………………………………………………………………… 111 ГЛАВА 3. Управление персоналом в юридической практике………………………. 112 3.1. Особенности современной системы управления персоналом …………………… 113 3.2. Системные условия для формирования эффективного коллектива ………………. 115 3.2.1. Роль организационной культуры ………………………………………………. 116 3.2.2. Значение корпоративной культуры ……………………………………………. 120 3.2.3. Значение профессиональная культура юриста …………………………………128 3.3. Профессиональное поведение юриста ………………………………………………. 131 3.3.1. Независимость и самостоятельность ………………………………………….. 135 3.3.2. Профессиональный долг юриста ……………………………………………… 136 3.4. Профессиональная деформация юриста …………………………………………….. 136 3.4.1. Коррупционная деформация профессиональной деятельности юриста …….. 142 3.4.2. Предупреждение профессиональной деформации юриста …………………… 143 3.5. Актуальные проблемы кадровой политики юридической организации ………………………………………………………………………… 146 3.5.1. Адаптация (социализация) персонала в организации ………………………… 155 3.5.2. Текучесть кадров …………………………………………………………………. 158
Практикум ………………………………………………………………………………… 163 Литература ……………………………………………………………………………….. 168
ГЛАВА 4. Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте)
4.1. Система управления знаниями и ее ключевые элементы …………………………….171 4.1.1. Особенности знания как объекта управления ……………………………….172 4.1.2. Структура и классификация знаний …………………………………………. 177 4.1.3. Управление знаниями как функция организационно-управленческой деятельности …………………………………………………………………… 181 4.2. Документооборот как функция управления знаниями ……………………………... 187 4.2.1. Понятие документооборота ………………………………………………….. 187 4.2.2.Практика оптимизации документооборота …………………………………. 189 4.2.3. Регламентация организационно-управленческих процессов …………………. 194 4.3.Система корпоративного повышения профессиональной квалификации ………….. 197 4.3.1. Понятие и принципы корпоративного обучения …………………………. 197 4.3.2. Основные формы и методы корпоративного обучения …………………… 210 4.3.3. Организация программ корпоративного обучения и их эффективность… 216 Практикум ………………………………………………………………………………… 222 Литература ………………………………………………………………………………… 223
ГЛАВА 5. Организационно-управленческие компетенции профессиональной деятельности юриста…………………………………………………………………. 224 5.1. Общие положения о профессиональной деятельности юриста …………………… 224 5.1.1. Понятие юридической профессии …………………………………………… 225 5.1.2. Личностные и квалификационные требования к профессии юриста ………… 227 5.2. Профессионально важные качества (ПВК) в деятельности юриста ……………… 232 5.3. Профессионализм и профессиональная пригодность …………………………… 250 5.3.1. Причины профессиональной непригодности …………………………… 252 5.4. Профессиограмма и ее назначение ………………………………………………… 256 5.5. Место организационно-управленческих компетенций в профессиональной карьере … 265
Практикум ………………………………………………………………………………… 276 Литература ………………………………………………………………………………… 278
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………… 279
Предисловие
Актуальность появления настоящего учебника обусловлена задачей подготовки компетентных юристов, обладающих как профессиональными знаниями и умениями, так способностью к организационно-управленческой деятельности. Организационная и управленческая деятельность объективно дополняют профессиональную компетентность юриста, так как обладают своеобразными метапрофессиональыми функциями, нацеленными на возможность реализации дополнительных компетенций личности, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме таких конкретных частных видов деятельностей, как планирование и совместная работа в команде, приятие и реализация управленческих решений, налаживание и поддержание внутренних и внешних коммуникаций, оценивание и развитие профессионального и карьерного продвижения. Воспитание готовности выпускника юридического вуза к организационно-управленческой деятельности с учетом своей профессиональной специализации происходит в течение всего процесса обучения, однако требует конкретизации теоретических знаний и практических навыков, получивших свое определение в современном образовательном стандарте как организационно-управленческие компетенции. В частности, требует соответствующего объяснения, что это за вид деятельности, из каких элементов она состоит, какие средства, инструменты использует, с какими объектами работает. Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по организационно-управленческой деятельности юристов за исключением ведомственной педагогической литературы специального характера для юридических вузов МВД России. Структура учебника обусловлена авторским пониманием предмета организационно- управленческой деятельности юриста как комплексной дисциплины, в результате изучения которой студент должен: Знать ü основные понятия теории организации; ü основные понятия теории управления; ü особенности деятельности организатора, руководителя и управляющего; ü обязанности и ответственность юриста с учетом сферы организационно-управленческой деятельности; ü понятие и назначение профессиограммы, иметь представление о ее содержании и порядке составления для юриста с учетом разной специализации; Уметь ü применять в практике инструменты и методы решения организационно-управленческих задач; ü проводить оценку, анализ и управление ситуацией при принятии решений, учитывать и просчитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений; ü применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой; ü использовать организационно-управленческие навыки мобилизации коллектива, мотивации и стимулирования деятельности сотрудников, развития их профессиональных навыков и продвижения по карьерной лестнице; владеть (способностями): ü оценивать роль и значение конкретных организационно-управленческих функций в практике эффективного достижения целевого результата работы коллектива; ü работать в группе, коллективе, рационально осуществлять взаимодействие с участниками совместной деятельности при решении задач по достижению поставленной цели; ü использовать организационно-управленческие навыки планирования, координирования и контроля деятельности коллектива, группы, отдельных работников; ü самоорганизации и самооценки при взаимодействии в рабочей группе; ü непрерывного самообучения и самосовершенствования знаний, построения профессиональной карьеры. Учебник состоит из пяти глав, каждая из которых знакомит студентов с конкретными объектами организационно-управленческой деятельности. В первой главе изложены общетеоретические вопросы концепции организационно-управленческой деятельности и основные положения теорий организации, управления и руководства. Вниманию студентов предлагается понятие и особенности компетентностного высшего профессионального образования и содержание основных организационно-управленческих компетенций при подготовке будущих юристов. Вторая глава раскрывает понятие и основные технологии планирования в юридической практике. Особое место уделяется использованию стратегического планирования, которое до последнего времени не было широко распространено в сфере услуг. Третья глава отражает особенности современной системы управления персоналом и построения кадровой политики с учетом специфики профессиональной деятельности юриста. Четвертая глава дает представление об одной из наиболее комплексных сфер применения организационно-управленческих компетенций – управление знаниями, включая учебный материал не только теоретического характера, но и практического применения в таких аспектах как позиционирование и продвижение юридических услуг, система управления клиентскими поручениями, корпоративные начала повышения квалификации персонала организации. Пятая глава конкретизирует понятие и направления реализации организационно-управленческих компетенции в деятельности юриста, включая рассмотрение профессиограммы и этапов карьерного роста. Цель настоящего учебника – содействие повышению качества и практической результативности юридического образования на основе развития и централизации межпредметных знаний и уточнения содержания формируемых на их основе оргаизационно-управлеческих компетенций. Следует обратить внимание читателей на то, что учебник интегрирует материал из ряда самостоятельный научных и учебных направлений, акцентирует внимание на ключевых и значимых для деятельности юриста моментах, т.е является своеобразным компасом в направлении дальнейшего самостоятельного освоения задач достижения профессионализма и успешности.
ГЛАВА 1. Введение в организационно-управленческую деятельность: понятие и основные предметные области Развиваемые компетенции: Знать
Уметь · свободно оперировать понятиями и категориями предметной области изучения: «организация», «управление», «управленческое решение», «коммуникации в организации», «руководство», «компетенция», «компетентность»; · формулировать цели и задачи использования организационно-управленческих компетенций в решении профессиональной деятельности юриста; · выделять и описывать задачи по развитию организационно-управленческих навыков в профессиональной деятельности юриста; Владеть
Базовые понятия Организационно-управленческая деятельность Организация Руководство Управление Управленческое решение Власть Баланс власти Компетенция Компетентность
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1945)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |