Развитие базилики из здания римского суда (архива).
Основные части плана базилики:
открытый дворик-атриум с фонтаном для ритуального омовения;
продольный коридор основного помещения — неф (корабль) и его символика как Ноева Ковчега;
появление боковых продольных нефов и поперечного нефа (трансепта) в связи с увеличением числа молящихся;
завершение нефов полукруглым помещением — апсидой с полукупольным перекрытием (конха);
символика креста и человеческой фигуры в плане базилики.
Проблема освещения центра базилики и решение ее с помощью увеличения высоты центрального нефа по сравнению с боковыми нефами.
Центрический византийский храм (круглый или восьмиугольный, перекрытый куполом) как архитектурное наследие римской культуры.
Первые шаги крестово-купольного храма в Византии. Его план: нефы в виде равновеликого (греческого) креста, башенка или купол над средокрестием.
Увеличение пространства крестово-купольного храма за счет столпов, поддерживающих свод. Храмы бесстолпные, двухстолпные и четырехстолпные.
Скальные и пещерные храмы для монахов отшельников и особо строгих монастырей.
Задания:
Как вы думаете, почему основным языком Византийской империи был греческий язык?
К какому храму ближе базилика по своей структуре и назначению — к греческому или египетскому? Почему?
Человек — мера греческого ордера. Но человек и мера пространства христианского храма. Какова разница в отношении к человеку в Древней Греции и в Византии и как это отношение воплотилось в архитектуре храмов?
Почему древним грекам не пришло в голову строить трансепты в своих храмах?
Как мог бы выглядеть христианский храм, если бы его заставили строить древнегреческого архитектора?
Тема урока: 10.3. Иконоборчество и теория иконописи — 2 урока.
Политические причины иконоборчества во второй половине VIII - начале IX века в Византии.
Рождение в борьбе за икону и против нее стройной теории иконописи.
Иоанн Дамаскин. Его жизнь и основной принцип творчества — компилятивность.
Главные доводы противников икон:
“Бог есть дух и его никто никогда не видел”;
заповедь Моисея: “Не делай себе кумира и никакого изображения...”.
Споры вокруг возможности изображения Христа как богочеловека.
Четкое различение изображения (“отражения видимого”) и образа (“показание скрытого”) в теории И. Дамаскина.
Создание образов духовных сущностей так, как их видели достойные люди, находясь в состоянии “умной молитвы”.
Назначение иконы в православной культуре:
икона дает созерцающему информацию, “заменяя неграмотным книги”;
икона — есть напоминание об изначальной духовной чистоте и красоте человека;
икона является лишь поводом для размышления о духовном мире, но не конечной целью созерцания;
икона, как и другие предметы православного культа, наполнена “Божественной благодатью” (понимание “благодати” как особой духовной энергии);
икона служит поклонным образом, помогая смирить гордыню человека.
ракурс фигур на иконе, в зависимости от их духовного наполнения (наиболее важные фигуры располагаются фронтально, отрицательные персонажи — в профиль, остальные вполоборота);
величина фигур в зависимости от их духовного уровня;
треугольная композиция иконы;
обратная перспектива как способ передачи особого духовного пространства, которое все время раскрывается и позволяет видеть вещи со всех сторон одновременно;
одновременный показ событий прошлого, настоящего и будущего как передача не времени, но вечности на иконе;
условное изображение архитектуры, интерьеров, пейзажа;
особая система света на иконе, иконные источники света (золотой фон, нимбы над головами святых и лики святых).
Условная система цвета в иконе:
пурпур — цвет божественного и императорского достоинства;
красный — цвет карающего и очищающего пламени и цвет крови;
белый — символ божественного света, чистоты;
черный — символ адской пещеры, смерти;
зеленый — цвет земли, юности и цветения;
синий — символ духовного мира.
Икона как предмет ритуала, молитвы, но не любования. Участие иконы в стройной синтетической системе православного храмового действа, вместе с пением хора, речитацией священника, светом свечей и запахом ладана.
Задания:
Применяется ли сейчас передача информации в рисунках? Почему такие произведения нельзя назвать иконами?
Во все времена люди пытались тем или иным способом получать духовную энергию. Всегда ли это было получением Благодати?
Как наша современная культура относится к гордыне? Есть ли для нее сегодня другие названия? Почему именно для христианства так важна борьба с этим качеством человека?
Используем ли мы в обыденной жизни особенности своего внутреннего, духовного видения пространства? В каких ситуациях?
В каких формах культуры сегодня встречается передача одновременного существования прошлого, настоящего и будущего?
Сохранилась ли сегодня христианская (иконная) символика цвета? Где она встречается?