Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории о происхождении государства



2015-11-07 793 Обсуждений (0)
Теории о происхождении государства 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 340.1(075.8)

ББК 67

О-75

Рецензенты:

Е. Б. Лупарев – д-р юр. наук, профессор (КубГУ);

А. В. Дашин– д-р юр. наук, профессор (КубГАУ);

Э. А. Гряда – канд. юр. наук,доцент (КубГАУ)

Коллектив авторов:

Л. И. Гущина, Н. Ю. Ембулаева, Е. В. Епифанова,
О. В. Лепешкина, А. А. Михайлик, Ю. В. Недилько,
Т. Е. Павлисова

 

О-75 Основы права: учебник / Л. И. Гущина [и др.]. – Краснодар : КубГАУ, 2015. – 292 с.

ISBN 978-5-94672-851-5

В учебнике рассматриваются основные понятия, характеризующие государство и право. Раскрывается содержание отдельных отраслей права: конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, налогового, экологического. Материал учебника позволяет овладеть основами знаний в области государства и права.

Издание предназначено для студентов неюридических факультетов.

 

УДК 340.1(075.8)

ББК 67

 

 

ISBN 978-5-94672-851-5 © ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2015

 


Тема 1. ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие и признаки государства

Государство – это особая, исторически сформировавшаяся форма организации суверенной власти в обществе, осуществляемая компетентными органами, распространяющаяся на население, проживающее на определенной территории, осуществляемая при помощи права, реализация которого обеспечивается с помощью специального аппарата принуждения.

На первобытном этапе развития человечества государства не существовало. Общественные отношения регулировались обычаями, исполнение которых обеспечивалось авторитетом вождей и старейшин, а также силой общественного принуждения.

Образование государства происходит на определенной стадии развития общества, характеризующейся усложнением общественных отношений, изменениями в экономике и социальной структуре человеческого общества.

Черты государства не постоянны и зависят от конкретной исторической эпохи. Так, существует большая разница между рабовладельческим, феодальным, буржуазным, социалистическим государствами. Тем не менее, некоторые общие черты присущи любому государству, поэтому их называют признаками государства. Именно они позволяют отличить государство не только от родоплеменного общества, но и от других общностей, таких, как политические партии, общественные организации и др.

К признакам государства относятся:

1. Наличие государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Они образуют государственный аппарат, в который входит аппарат управления и аппарат принуждения. Под аппаратом управления понимаются соответствующие органы законодательной, исполнительной, судебной власти, посредством которых и осуществляется управление государством. К ним могут относиться: глава государства, правительство, парламент и т. п.

В аппарат принуждения входят органы, управомоченные применять имеющиеся в их распоряжении силы и средства для реализации государственно-властных предписаний. В их число могут входить: суды, прокуратура, полиция, армия и т. п.

2. Обязательным признаком любого государства является наличие у него территории, т. е. пространства, на которое распространяется государственная власть. Данное пространство очерчено государственными границами.

3. Государственная власть распространяется на население, проживающее на конкретной территории. Таким образом, государство является особым объединением людей, проживающих на единой территории. Они вступают с государством в определенные правовые отношения, именуемые гражданством (в республиках) или подданством (в монархиях). Устойчивая правовая связь человека с конкретным государством влечет за собой наличие у него совокупности определенных прав, которыми не обладают либо ограничены неграждане (неподданные) конкретного государства. К таким правам можно отнести: право на занятие должности президента и других государственных должностей, право избирать других лиц на выборные должности и др.

4. Неотъемлемым признаком любого государства является государственный суверенитет, который заключается в единстве трех элементов:

- верховенство государственной власти;

- независимость государства во внутренних делах;

- независимость государства на международной арене.

5. Наличие права как регулятора общественных отношений. Этот признак означает, что государство может издавать законы и иные юридически властные веления, обязательные для исполнения всеми лицами, находящимися на его территории.

6. В любом государстве осуществляется взимание с населения налогов и других обязательных сборов. Они используются в качестве средств на содержание госаппарата, строительство дорог, обеспечение школ, больниц и для других общественных нужд.

7. Государство имеет свои собственные символы, к которым относятся герб, флаг, гимн, столица.

Таким образом, указанные признаки позволяют сформировать понятие государства любой исторической эпохи и уровня развития, поскольку дают наглядное представление о государстве.

Теории о происхождении государства

С древнейших времен человечество пыталось понять, что такое государство, как и по чьей воле оно зарождается, а также обосновать принадлежность государственной власти конкретному лицу либо группе лиц. Это стремление повлекло за собой формирование различных теорий о происхождении государства. Охарактеризуем наиболее известные из них.

1. Одной из старейших является теологическая теория о происхождении государства. Ее основоположниками являются Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Сущность этой теории сводится к тому, что государство зарождается и функционирует в соответствии с волей Бога.

Приверженность этой теории можно найти в теократических государствах, обожествляющих власть монархов, что наблюдается еще в таких древнейших государствах, как Древний Египет и Древний Вавилон. В Древнем Китае император также считался «сыном Неба», т. е. имеющим божественное происхождение – потомок Бога на земле.

Государство, по мнению сторонников теологической теории, выражает стремление Бога внести порядок и организованность в человеческое общество. Посредством государства, руками монархов, осуществляется божественное руководство миром. Но при этом сами монархи, хоть и наделены правом управлять людьми, должны быть подчинены церкви, поскольку их власть от бога.

Подобный вывод следует из существа теории «двух мечей», наиболее распространены две ее интерпретации:

1. Бог дал по одному мечу папе римскому и королю, следовательно, их властные полномочия равноправны, но в любом случае производны от Бога.

2. Бог дал оба меча церкви. Один она вложила в ножны и оставила при себе, поскольку ей не надлежит применять насилие. Другой меч церковь отдала монарху с тем, чтобы он мог вершить земные дела. Данная интерпретация теории говорит о производности светской власти от церковной и, следовательно, о верховенстве церкви над государством.

При том, что данная теория позволяет поднимать престиж государственной власти, рационально она не обоснована, поскольку апеллирует к религиозным постулатам, что не позволяет ни доказывать, ни опровергать ее положения.

2. Другой, тоже очень древней, является патриархальная теория о происхождении государства. Ее основоположниками традиционно считаются древнекитайский мыслитель Конфуций и древнегреческий философ Аристотель.

Данная теория проводит аналогию государства с семьей. Считается, что именно от последней произошло государство, и именно поэтому отношения в нем также должны строиться по принципу семейных: власть монарха, поскольку происходит от отцовской власти, должна быть подобна ей, подданные же, подобно детям, должны этой власти подчиняться. Должны – поскольку отцовская власть имеет божественное происхождение.

Несмотря на то, что данная теория, как и теологическая, формировала основы авторитета государственной власти и уважения к ней, она является несостоятельной, поскольку семья как общественный институт не возникает раньше государства, а параллельно с ним, и, следовательно, не может служить основой для его появления. Кроме этого, государство и семья выполняют различные роли в обществе.

3. Договорная теория происхождения государства. Ее основоположниками являются Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Согласно ее постулатам, государство возникло на основе общественного договора, заключенного между людьми с целью обеспечения их общей пользы и общественных интересов.

Однако мнения сторонников этой теории отличаются относительно состояния, в котором находились люди перед заключением общественного договора. Так, Т. Гоббс считал, что люди пребывали в состоянии войны «всех против всех», обусловленной их стремлениями к выгоде и славе. Данное состояние характеризовалось отсутствием законов, а, следовательно, и справедливости. Но разумом они познали естественный закон, согласно которому во имя мира отказались от части своих прав в пользу монарха и объединились в государство. Монарх, в свою очередь, должен был направлять людей к общему благу.

Совсем иной взгляд на предгосударственное состояние был у Ж.-Ж. Руссо. Он считал этот период «золотым» для человечества, поскольку отсутствует частная собственность. Государство же, по его мнению, является следствием стремления человека к совершенствованию, а следовательно, и появления частной собственности, поскольку безнравственные члены общества захватили общественное имущество (землю). После этого они убедили людей объединиться на основе договора в государство и принять общие правила поведения.

Договорная теория происхождения государства обосновывала право народа на власть и на свержение недемократической власти. Однако данных, обосновывающих реальность существования этого договора, нет. Кроме этого, вызывает сомнение то обстоятельств, что различные слои общества, имея противоречия друг с другом, могли достигнуть такого соглашения.

4. Сторонники историко-материалистической теории (К. Маркс, Ф. Энгельс) считают, что появлению государства предшествовал длительный путь общественно-исторического развития. При этом выделяются исторические, социальные и политические предпосылки возникновения государств.

Экономические предпосылки:

1) переход от присваивающей экономики к производящей, т. е. от охоты и собирательства к самостоятельному производству человеком продуктов потребления;

2) разделение труда: отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия. Далее появляется обмен и торговля продуктами производства;

3) рост производительных сил, т. е. производство человеком большего количества продукции, чем он смог бы потреблять самостоятельно;

4) появляется экономическая выгода в использовании труда военнопленных путем превращения их в рабов. Затем начинает использоваться и наемный труд менее имущих сородичей;

5) появление частной собственности и товарно-денеж­ных отношений, вследствие чего:

- усложняются отношения в сфере производства,

- усиливается глубина противоречий между членами общества.

Социальные предпосылки появления государства видели:

1) в социальном расслоении общества, его разделении на богатых и бедных;

2) в замене матриархата на патриархат;

3) в стремлении мужчины обеспечить передачу своего иму­щества детям, что привело к появлению моногамной семьи;

4) моногамная семья способствовала еще большему социальному расслоению: одни богатели, а другие – беднели, так как имущество, передаваемое по наследству, могло как преумножаться, так и растрачиваться потомками;

5) в усложнении социальной организации общества, чему способствовало дальнейшее развитие семейных и производственных связей.

Среди политических предпосылок рассматриваемая теория называет:

1) появление института публичной власти, которое происходит вследствие выделения родоплеменной знати – вождей, жрецов, военачальников, которые присваивали себе лучшие земли, добычу, рабов;

2) постепенно их власть становится наследственной и используется не в интересах рода, а с целью удержания в повиновении его членов, для чего становится необходимым появление аппарата подавления, являющегося прототипом карательных государственных органов.

Вследствие совокупности всех указанных предпосылок, согласно историко-материалистической теории, государство постепенно сменило родоплеменную организацию общества.

5. Теория насилия, сторонниками которой являются Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский, говорит о том, что государство появляется в результате проявления насилия (т. е. завоевания, порабощения) слабых племен более сильными, либо насилия одной части общества над другой. Не отрицая вероятности подобного формирования государств, следует все же признать, что насилие зачастую бывало не главной причиной появления государства, а обстоятельством, ускоряющим этот процесс.

6. Автор органической теории – Г. Спенсер – считал, что государство, поскольку является производным природы, тождественно человеческому организму, который рождается, живет, затем стареет и умирает. По этой причине его сущность и функции подлежат объяснению аналогично анатомии и физиологии человеческого организма (функции правителя можно определить по аналогии с деятельностью мозга, духовенство выступает в роли «души» такого организма и т. д.). Развитие и «рост» государства, как и человеческого организма, зависит от состояния «почвы», «жизненного пространства», а его свойства обуславливаются качествами территории и проживающего на ней населения. В свою очередь, путь развития – «исторический пейзаж» – отражается на личности жителя государства.

При всем интересе к данной теории, не следует полностью отождествлять государство с человеческим организмом, поскольку и первый, и второй имеют свои особенности и закономерности развития.

7. Психологическая теория происхождения государства представлена такими учеными, как Л. Петражицкий, Г. Тард. Согласно положениям этой теории, государство является продуктом человеческой психики: одни люди испытывают потребность командовать, а другие – подчиняться.

Существование в любом обществе агрессивно настроенных людей, не согласных с действующей властью, обуславливает необходимость существования силы, что и является причинами появления государства, согласно психологической теории.

Однако данную теорию тоже не следует абсолютизировать, поскольку не только государство формируется под влиянием человеческой психики, но и, напротив, на нее влияют внешние обстоятельства, в том числе и политические.

Кроме рассмотренных, существуют и иные теории о происхождении государства. Но как представляется ни одна из них не в состоянии выявить абсолютно все причины появления государства, поскольку оно формируется под влиянием множества самых разнородных обстоятельств.



2015-11-07 793 Обсуждений (0)
Теории о происхождении государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории о происхождении государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)