Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды функций государства



2015-11-07 734 Обсуждений (0)
Понятие и виды функций государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие и конкретизирующие сущность и социальное назначение государства и обусловленные характером исторического развития проживающего на его территории общества.

Выражаются в следующих признаках:

- в них находит свое выражение внутри- и внешнеполитическая деятельность государства;

- через них реализуется его сущность, как общечеловеческая, так и классовая, поскольку исследование функций позволяет определить, как государством поддерживаются и реализовываются национальные, классовые, личные и другие интересы человека;

- в функциях отражаются особенности исторического развития конкретного государства и его населения. Они же, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на характер функций и особенности их реализации.

Функции государства можно подразделить, прежде всего, на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся:

1. Экономическая функция – выражается в реализации государством мер, направленных на развитие и нормальное функционирование экономики. Данная функция осуществляется посредством правотворческой деятельности, создания благоприятных условий для деятельности различных хозяйствующих субъектов. В настоящее время реализация экономической функции российского государства выражается в следующем:

- в поддержке государственных и частных отечественных производителей;

- в поддержке конкурентоспособности российских товаров и услуг на международной арене;

- в разработке и осуществлении мер, направленных на развитие аграрного сектора российской экономики;

- в привлечении в Россию как внутренних, так и внешних инвестиций;

- в снижении темпов инфляции;

- в подготовке квалифицированных, конкурентоспособных кадров и препятствовании их оттоку из страны.

2. Политическая функция – приоритетными направлениями в России для нее являются:

- развитие и поддержка демократии и принципа разделения властей;

- становление России как правового государства;

- поддержка многопартийности;

- реализация прав и свобод граждан;

- обеспечение реально действующих механизмов народовластия;

- подчинение всех государственных институтов праву;

- обеспечение ответственности властных структур и их представителей перед народом.

3. Социальная функция – ее задачи для нашего государства заключаются в следующем:

- в принятии и обеспечении мер по охране здоровья населения;

- в обеспечении достойного уровня жизни российских граждан;

- в установлении гарантированного минимального размера оплаты труда;

- в реализации мер по охране материнства, отцовства и детства;

- в принятии мер по развитию науки, культуры и образования;

- в оказании помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях.

4. Правоохранительная функция проявляется:

- в обеспечении и охране прав и свобод населения РФ;

- в принятии мер по охране правопорядка;

- в охране всех разрешенных Конституцией РФ форм собственности.

5. Особую важность в современный период представляет экологическая функция, направленная на:

- охрану природы;

- рациональное использование природных ресурсов;

- обеспечение экологической безопасности;

- улучшение экологической обстановки государства;

- поддержку экологически чистых производств.

6. Поскольку одним из признаков любого государства является сбор установленных законом налогов и сборов, характерной для каждого из них является, соответственно, функция взимания налогов. Она осуществляется в целях:

- формирования бюджетов различных уровней;

- материального обеспечения социально незащищенных слоев населения, а также лиц, не занимающихся производством продукции, но выполняющих социально значимые функции (работников здравоохранения, образования, науки, правоохранительных органов и т. д.);

- обеспечения деятельности государственных и местных органов;

- регулирующего действия на экономику.

К внешним функциям государства можно отнести:

1. Оборону страны, осуществляемую в целях:

- отражения внешней агрессии;

- защиты территориальной целостности государства;

- защиты граждан.

2. Функция международного сотрудничества направлена на:

- обеспечение экологической безопасности и охрану природы;

- борьбу с международным терроризмом;

- формирование и развитие экономических и социально-культурных связей;

- защиту прав и свобод граждан;

- формирование единого информационного пространства.

3. Одной из наиболее важных в современном мире – функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, которая призвана обеспечить:

- дальнейшее безопасное существование и развитие всего человечества;

- совместное предотвращение и прекращение вооруженных конфликтов;

- формирование системы коллективной безопасности;

- совместную охрану границ;

- недопустимость силового вмешательства во внутренние дела государств.

Кроме разделения функций государства на внутренние и внешние, существуют и другие классификации. Так, по характеру своего воздействия на общественные отношения функции бывают регулятивными и охранительными. В рамках регулятивной функции реализуется деятельность государства по развитию всех существующих на его территории общественных отношений. Охранительная функция направлена на обеспечение их охраны.

Функции государства воплощаются в жизнь путем осуществления его органами и должностными лицами конкретных действий. Внешнее выражение деятельности, посредством которой реализуются функции государства, называется формами осуществления его функций.

Данные формы можно подразделить на правовые и организационные.

Правовые формы осуществления функций государства – это деятельность по совершению юридически значимых действий, выполняемая в строго определенном порядке. К ним можно отнести правотворческую, управленческую, судебную, правоприменительную, правоохранительную контрольно-надзорную деятельность государственных органов.

Организационные формы осуществления функций представляют собой деятельность, не связанную с совершением юридически значимых действий. К таким формам относится организационно-регламентирующая (текущая), организационно-хозяйственная (по материальному обеспечению) деятельность государственных структур, а также организационно-идеологическая (обеспечение выполнения функций) деятельность государства.

§ 4. Понятие формы государства
и ее основные элементы

Формой государства является организация политической власти, включающая в себя три элемента: форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим.

Рассмотрим каждый из этих элементов более подробно.

Форма правления – это элемент формы государства, дающий представление о составе и порядке формирования высших государственных органов, их взаимодействии друг с другом.

Мировой истории известны две основные формы правления: монархия и республика.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой носителем государственной власти является один человек – монарх (царь, король, шах, император, султан и т. п.). Власть передается по наследству и осуществляется пожизненно. Монарх выполняет функции главы государства, а также функции законодательной, а во многом и исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

В современный период сохраняют свое существование такие виды монархий, как абсолютная, дуалистическая и парламентская.

Под абсолютной монархией понимается форма правления, основанная на безраздельной принадлежности всей полноты государственной власти одному человеку, который соединяет в своих руках полномочия главы государства, законодательной, исполнительной, судебной, а иногда и религиозной власти. В современном мире абсолютной монархией является Саудовская Аравия.

Дуалистическая и парламентская монархии основаны на ограничении власти монарха, но между ними имеются некоторые различия (таблица 1).

 

Таблица 1 – Признаки дуалистической и парламентской монархий

Дуалистическая монархия Парламентская монархия
Наличие формально-юридического разделения власти между монархом и парламентом Формальное и фактическое ограничение правового статуса монарха во всех сферах государственной власти
   
Продолжение таблицы 1
Законодательная власть принадлежит парламенту, но в ряде случаев монарх имеет право самостоятельного издания законодательных актов, а также право вето на акты, принятые парламентом Принадлежность всей полноты законодательной власти парламенту
Исполнительная власть принадлежит монарху Исполнительная власть принадлежит правительству
Право формировать правительство и назначать высших должностных лиц принадлежит монарху Право формировать правительство принадлежит победившей партии или их коалиции. Функции монарха в данной сфере – чисто символические
Правительство ответственно перед монархом. Монарх имеет право роспуска парламента Правительство ответственно перед парламентом

 

В настоящее время к числу дуалистических монархий принадлежат Кувейт, Бахрейн и др., а к парламентским – Великобритания, Бельгия, Швеция и т. д.

Противоположностью монархической формы правления является республиканская, и в настоящее время она является наиболее распространенной формой государственности.

Республика – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным органам, формируемым на определенный срок.

Она представлена двумя основными разновидностями – парламентской и президентской республиками. Существуют также смешанные республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентской. К смешанным республикам относится Российская Федерация.

Главное различие между президентской и парламентской республиками состоит в особенностях формирования политической ответственности правительства (совета, кабинета министров). Рассмотрим их более подробно (таблица 2).

 

Таблица 2 – Отличия между президентской и парламентской
республиками

Президентская республика Парламентская республика
Внепарламентский способ избрания президента Президент избирается парламентом или расширенной коллегией, которая состоит из парламентариев и представителей регионов
Внепарламентский способ формирования правительства Правительство формируется партией (или их коалицией), имеющей большинство мест в парламенте
Президент одновременно является главой государства и исполнительной ветви власти Президент имеет чисто формальную роль в реализации законодательной и управленческой функций
Правительство не ответственно перед парламентом Правительство ответственно перед парламентом и действует до тех пор, пока поддерживается им. Парламент может объявить правительству вотум недоверия
Президент не ответственен перед парламентом, хотя последний вправе отрешить президента от должности Любое действие президента как главы государства реализуется при согласии правительства
Отсутствие у президента права роспуска парламента Президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы

К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия и др., а к президентским – США. Сирия, Зимбабве.

Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму.

Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государственности. В этой связи широкое распространение получила практика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию, Россию.

Под формой государственного устройства понимается внутреннее строение государства, его деление на составные части, разделение властных полномочий между центральными и местными органами власти.

Известны три основные разновидности форм государственного устройства, к которым относятся: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство (от лат. unitas – единство) представляет собой наиболее простую форму государственного устройства, которая не имеет в своем составе субъектов, обладающих признаками государственности и для которой характерны единство законодательства, структуры государственного аппарата, судебной, налоговой и денежной систем, а также единое гражданство. Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы.

Подчеркнем следующее: для унитарного государства характерно существование общих высших органов законодательной власти, органов управления (исполнительной власти), единой судебной системы и конституции. Оно обладает также единой финансовой и налоговой системой, единством гражданства, едиными вооруженными (в виде армии) и полицейскими силами, и, наконец, единым и неделимым суверенитетом.

Унитарными государствами являются Великобритания, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Единство территории, населения и власти в пределах унитарного государства предполагает также наличие единой системы права и государственных органов. Характерной чертой законодательных органов унитарного государства является однопалатная структура, поскольку палаты парламентов унитарных государств, в отличие от федераций, не имеют специального представительства от регионов страны. Но из этого правила мoгyт быть исключения: например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIII в., под влиянием незавершенного компромиссного характера английской буржуазной революции XVII в.

Федерация представляет собой такую форму устройства государства, при которой оно состоит из субъектов, обладающих признаками государственности.

Субъекты федерации (государственные образования в ее составе) могут иметь разные наименования: штат, земля, кантон, республика, край, область и др. Каждый из них также имеет свое административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства, наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти, на территории каждого субъекта действуют свои собственные – высшие и местные – властвующие органы. При этом каждый субъект, как и федерация в целом, наделен законодательными полномочиями, но принятые законодательным органом субъекта правовые акты действуют лишь на его территории.

Аналогично обстоит дело с функциями исполнительных, судебных, прокурорских и иных органов субъектов федерации. При этом субъекты федерации подчиняются федеральному центру и федеральному законодательству. Следовательно, главная роль в управлении внутренними и внешними делами государства принадлежит общефедеральным органам власти.

Современная теория государства выделяет следующие виды федераций:

1) территориальные – построенные на основе принципа территориального разделения (США, Германия, Австрия);

2) национальные – в основу построения положен национальный принцип (Бельгия, Эфиопия);

3) национально-территориальные – построены на основе сочетания территориального и национального принципов (Российская Федерация).

Исторический опыт показал, что федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), чем образованные на национальной или национально-территориальной основе, которые впоследствии либо распались (СССР, Чехословакия, Югославия), либо испытывают большие сложности. Вместе с тем, федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). Федеративное устройство в данных случаях призвано способствовать решению национального вопроса и обеспечению децентрализации власти путем разграничения полномочий центра и субъектов.

Законодательный орган федерации традиционно двухпалатный, в одной из которых представлены ее субъекты. Еще один типичный признак федеративных государств – одновременное наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

Федеративные государства также характеризуются тем, что, наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством, в субъектах присутствуют собственные конституции и законы, которые, тем не менее, должны соответствовать федеральной конституции и федеральным законам.

Федерацией по своему государственному устройству является и Россия. В составе РФ в настоящее время насчитывается 85 субъектов. В их число входит: 22 республики, 46 областей, 9 краев, три города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, одна автономная область – Еврейская автономная область и четыре автономных округа.

Несмотря на отличие субъектов Российской Федерации между собой по величине, территории, численности населения, по национальному и этническому составу и другим параметрам,Конституция РФ закрепила принцип равноправия всех субъектов РФ. Это означает, что все субъекты РФ равны между собой во взаимоотношениях с центральными органами государственной власти.

Федеративное устройство России основывается на принципах государственной целостности, единства государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

Менее распространенной в мире по сравнению с унитарным государством и федерацией является конфедерация, которая представляет собой временное целевое объединение (или союз) государств, при котором они полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные государственные органы.

С целью координации совместных действий, государства-члены конфедерации создают совместные органы, функционирующие лишь в определенных сферах и преследующие строго определенные экономические, политические, военные или иные цели.

В качестве признаков конфедерации можно выделить:

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

2. Совместное определение основ внешней политики не исключает самостоятельности действия в этой сфере каждого из государств.

3. Вооруженные силы каждого члена конфедерации самостоятельны, но могут находиться и под общим командованием.

4. Возможно, но не обязательно существование общих законодательных органов и системы управления. При этом в законодательный орган входят представители всех государств, составляющих конфедерацию, с равными полномочиями, а исполнительные органы являются коллегиальными.

5. Факультативным признаком является также существование общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

6. Законодательство конфедерации действует на территории ее конкретного участника только в случае его принятия и опубликования данным государством. При этом каждое из государств имеет право нуллификации – отмены действия конфедеративных актов на своей территории.

7. Наличие суверенитета конфедерации при сохранении суверенитета и международного статуса участников.

8. Право каждого участника на выход из состава конфедерации.

Конфедерация нередко является промежуточным звеном на пути к федерации. Еще раз подчеркнем, что конфедерации обычно создаются для решения строго определенных задач (экономических, политических, военных и иных) и для достижения определенных целей. По достижении этих целей, конфедерация в формально-юридическом плане считается себя исчерпавшей. В историческом прошлом конфедерациями были США, Германия, Швейцария. В настоящее время конфедерацией является Европейский Союз.

Следующим элементом формы государства является государственный (политический) режим,под которым понимается совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Следует отметить, что некоторые авторы разделяют государственный и политический режимы, считая первый частью второго. Политический режимпредставляется им понятием более общим, нежели государственный режим, поскольку включает в себя не только методы и способы осуществления государственной власти, но и способы реализации властных полномочий негосударственных общественно-политических организаций.

Государственный режим рассматривается как реальное проявление государственно-организованной власти, непосредственный процесс ее функционирования. Он является исторически обусловленным явлением, т. е. складывающимся и развивающимся под воздействием ряда объективных и субъективных факторов.

Объективными факторамиздесьявляются характер экономики (централизованная, плановая, децентрализованная, рыночная и др.), уровень развития общества, состояние его общей, политической и правовой культуры, соотношение социально-классовых сил, исторические, национальные, культурные и иные традиции.

К субъективным факторам относятсяличные качества политических лидеров, их мировоззрение, уровень культуры и порядочности.

Теории государства известны несколько вариантов классификации государственных режимов. Традиционно выделяют два вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический.

Рассмотрим их признаки в таблице 3.

 

Таблица 3 – Признаки демократического и авторитарного режимов

Демократический режим Авторитарный режим
Конституционное провозглашение и реальное осуществление личных, социально-экономических и политических прав граждан и организаций Ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан
Существование ряда политических партий, т. е. многопартийность Запрещение оппозиционных партий и других организаций
 
Продолжение таблицы 3
Господство демократических методов осуществления государственной власти Сведение роли парламента и других органов власти до положения сугубо формальных институтов
Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти Сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства
Реальное наличие и осуществление своих функций институтами представительной и непосредственной демократии Ограничение роли выборных государственных органов и усиление роли исполнительных органов
Реальное существование принципа разделения властей Ликвидация принципа разделения властей
Официальное признание принципа законности Усиление роли карательных, принудительных органов государственной власти, которые реально поставлены на защиту интересов лидера или правящей верхушки, а не принципа законности
Многообразие форм собственности Относительная свобода экономических отношений либо тотальный контроль в экономической сфере (тоталитаризм)

 

Следует также отметить, что существует разделение авторитарных режимов на мягкие и жесткие. При мягком авторитарном режиме в обществе существуют демократические институты, действует ряд демократических прав и свобод, однако прослеживается существенное влияние правящей личности, определяющей направления государственного развития.

При жестком авторитарном режиме все полномочия по осуществлению государственной власти сосредоточены в руках правящей элиты либо вождя при полном запрещении оппозиции. Демократические права и свободы могут быть декларированы, но на самом деле не реализуются.

Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный, который характеризуется полным контролем властвующих структур в экономике, политике, идеологии. Он характеризуется следующими чертами:

1) полным контролем государства над всеми сферами жизни общества;

2) существованием одной легальной партии, которая слита с государственным аппаратом;

3) концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного лица (органа);

4) осуществление карательными органами насилия и террора по отношению к населению.

Логическим завершением тоталитарного режима является фашизм, который полностью ликвидировал в 30–40-е гг. в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления.

Отметим, что идеальных демократических государств в мире не существует. Наиболее приближенными к ним являются Великобритания, Швеция, Норвегия.

Среди авторитарных государств следует назвать Китай.

К тоталитарным в современном мире относятся Иран, Саудовская Аравия.

 


Тема 2. ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ ПРАВА

§ 1. Право: понятие, функции, содержание.
Соотношение права и закона

Под правомпонимается система норм, установленных или санкционированных государством с целью регулирования общественных отношений, и охраняемая его принудительной силой.

Как и государство, право является продуктом развития общества, возникающим на определенном этапе его развития.

В первобытном обществе права в современном понимании не существовало, регуляторами общественных отношений были обычаи. В них закреплялись сформированные за многовековой период времени наиболее рациональные, полезные для общества модели поведения в определенных ситуациях. Обычаи передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всего общества.

Их изменение происходило очень медленно, в соответствии с темпами развития первобытного общества. В более позднее время первобытнообщинного строя сформировались тесно связанные с обычаями нормы морали, закреплявшие существовавшие в первобытном обществе представления людей о справедливости, добре, зле, а также нормы религии, в которых выражались представления древних людей об окружающем мире и их месте в нем.

Со временем общественные отношения усложняются и появляются предпосылки для социального неравенства и появления классов. Происходит переход от догосударственных форм организации общества (первобытное стадо, племя, союз племен, родовая община) к принципиально новой форме организации человеческого общества – государству. Существовавшие в первобытном обществе обычаи, традиции, моральные и религиозные нормы уже не справляются с регулированием общественных отношений, поскольку последние усложнились. Поэтому с появлением государства как новой формы организации общества возникает необходимость и в создании принципиально нового механизма регулирования общественных отношений. Так появляется право в качестве нормативной системы, закрепленной государством и охраняемой его принудительной силой и авторитетом.

С этого времени правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного управления обществом.

Таким образом, право появилось одновременно с государством и развивалось вместе с ним, в тесной взаимосвязи, которая проявляется в следующем:

1. Развитие и функционирование права немыслимо без государства, поскольку последнее является политическим механизмом, формирующим право как систему общеобязательных правил поведения. Право является результатом правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т. д.). Нормы поведения тогда становятся общеобязательными юридическими нормами, когда они с одобрения общества будут установлены (либо санкционированы) государством.

2. Государство является гарантом реализации правовых норм и охраняет их от нарушений. Этот признак, вкупе с возможностью государственного принуждения, стоящего за правом, и отличает правовые нормы от других норм, действующих в обществе: моральных, нравственных, религиозных, корпоративных и т. д.

3. Не только право нуждается в государстве, но и государство в праве, поскольку его нормальное и эффективное функционирование немыслимо без опоры. Право и есть тот главный механизм, посредством которого регулируются общественные отношения, что и составляет главное социальное назначение государства. Демократическое правовое государство, функционируя, должно опираться на право, не допуская принятия неправовых документов. Это требование является важным условием режима законности в обществе, исключающее произвол государственных органов.

Сущность права состоит в том, что оно закрепляет, возводит в разряд правовых, общеобязательных общественные отношения, являющиеся основой нормального, стабильного функционирования общества, соответствующие интересам его большинства и выражающие общую волю.

Следует также отметить, что понятие «право» может использоваться как в узком, так и в широком смысле. Ранее приведенное нами определение и выражает понимание права в широком смысле. Предоставление субъекту возможность пользоваться каким-либо социальным благом – это понятие права в узком смысле.

Принципы права – это основополагающие начала, идеи, выражающие сущность права как специфического регулятора социальных отношений, его закономерности, природу и социальное назначение. Они как правило прямо сформулированы в законе, либо проистекают из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют следующие принципы права:

1)общеправовые, т. е. те, которые распространяются на все отрасли права в целом. К ним относятся:

- справедливость;

- равенство граждан перед законом и судом;

- гуманизм;

- демократизм;

- единство прав и обязанностей;

- сочетание убеждения и принуждения

- и т. п.;

2) межотраслевые – характеризующие наиболее общие черты нескольких отраслей права:

- неотвратимость юридической ответственности;

- состязательность;

- гласность судопроизводства;

3) отраслевые– те, которые действуют в рамках только одной отрасли права. Так, для отрасли гражданского права характерны:

- принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

- принцип самостоятельности участников гражданских правоотношений;

- принцип диспозитивного регулирования гражданских правоотношений;

- презумпция добросовестности и добропорядочности сторон;

- и т. д.

Важное значение имеет вопрос о соотношении понятий права и закона. Данные понятия не идентичны.

Если право представляет собой (еще раз повторимся) систему норм, установленных или санкционированных государством с целью регулирования общественных отношений, и охраняемых его принудительной силой, то закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Таким образом, закон является частью права, лишь одной из форм его внешнего выражения, одним из его источников.



2015-11-07 734 Обсуждений (0)
Понятие и виды функций государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды функций государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)