Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Реализм как социокультурное явление 19 века





Реализм утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Во Франции в 30 – 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак ("Человеческая комедия"), Виктор Гюго (романы "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные"), Гюстав Флобер (романы "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"), Проспер Мериме (новеллы "Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен").

В 30 – 40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс («Домби и сын», "Тяжелые времена", "Большие ожидания"). Его современник Уильям Мейкпис Теккерей в романе "Ярмарка тщеславия", в историческом произведении "История Генри Эсмонда", сборнике сатирических эссе "Книга снобов", цикле пародий "Романы прославленных сочинителей" образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси ("Сага о Форсайтах", "Современная комедия"), Джорджа Бернарда Шоу (создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем, например "Дома вдовца", "Профессия госпожи Уоррен", "Тележка с яблоками") и Герберта Джорджа Уэллса (классик научно-фантастической литературы, проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества; в романах "Машина времени", "Человек-невидимка", "Война миров" Уэллс опирался на новейшие научные концепции).



В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей: Генрика Ибсена ("Кукольный дом" ("Нора"), "Приведения", "Враг народа"), Бьеристьерне Мартиниуса Бьернсона (лауреат Нобелевской премии 1903 г. "Банкротство", "Свыше наших сил"), Кнута Гамсуна ("Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория").

Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди ("Сицилийская вечерня", "Бал-маскарад", "Сила судьбы", "Симон Бокканегра","Риголетто", "Трубадур", "Травиата") посвящены национально-освободительному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок.

Наиболее значительные творения Верди – оперы "Дон Карлос" (по драме Шиллера, 1867) и "Аида" (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцкого канала, 1870). К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма "Отелло" (1886) и комическая опера "Фальстаф" (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием.

Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы постоянно в репертуаре оперных театров мира.

На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление – веризм (итал. verismo от vero – истинный, правдивый). К нему принадлежали Руджеро Леонкавалло, Пьетро Масканьи, Умберто Джордано, Джакомо Пуччини. Эстетика веризма — показать "жизнь как она есть". Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие.

Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе – автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.

Романтические традиции проникли в искусство балета. Известно, что европейский балет зародился в Италии. Этому способствовали традиции античного и средневекового искусства. Во второй половине XIX в. итальянские мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, который в конце столетия был принят танцевальными школами других стран. Танцовщики освоили пальцевую технику вращения и прыжка, достигли большой выразительности танцев. Итальянские артисты балета Э. Чеккетти, К. Брианца, П. Леньяни.

В XIX в. всемирную славу получил русский балет. На сцене Петербургского Большого театра с 1847 г. работал танцовщик, впоследствии знаменитый балетмейстер Мариус Иванович Петипа. В России им поставлено более 60 балетов, среди которых "Дочь фараона", "Царь Кандавл", "Баядерка". Вершиной и итогом творчества Петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами – Петром Ильичом Чайковским и Александром Константиновичем Глазуновым. Непревзойденные примеры поэтичности, обобщенной образности танца достигнуты Петипа и Чайковским в балете "Спящая красавица». В балете "Раймонда" на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П.И. Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф. Милле, создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г.Курбе. Творчество этих художников было заметным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи. Второй империи.

Реалистическое направление в русской живописи особенно ярко выразили передвижники. Это художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. Идейными вождями и вдохновителями передвижников были И.Н.Крамской и критик В.В.Стасов. Порвав с академизмом, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, обличали порядки самодержавия России, пережитки крепостничества, пороки капитализма.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)