Привлекательной ее делает то, что
Ее фундаментальные принципы столь просты, что
Могут быть записаны лишь на одном листе бумаги
И так, что каждый может понять их.
И тем не менее их понимают немногие”.
Милтон Фридмэн,
Особое место в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин занимает ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана экономикой и требует от каждого из нас овладения экономической культурой. Знание законов и принципов экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальное хозяйственное решение.
Для нашей страны проблемы экономики ныне стали ключевыми, вокруг них кипит политическая борьба и идут споры в семьях и товарищеских компаниях. Эти проблемы переполняют страницы газет и выплескиваются с экранов телевизоров. От экономики сегодня и еще долгое время в России и в странах СНГ будет не укрыться и не отгородиться.
Предлагаемый альбом наглядных пособий по дисциплине “Экономическая теория”, конечно, не сделает вас экономистами и не заменит серьезных учебников. Но мы надеемся, что он даст вам возможность представить изученный материал в сконцентрированном виде, окажет помощь в период подготовки к зачетам и экзаменам.
Добиваясь поставленных целей, автор попытался изложить в сжатой, наглядной и доступной форме основные темы, категории и понятия в соответствии с программой дисциплины “Экономическая теория”, составленной с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ
|
ЭКОНОМИКА –система жизнеобеспечения страны, решающая задача производства, распределения и потребления различных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и государства
|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА – отрасль знаний, посвященная изучению правил, позволяющих осуществить выбор рациональной линии поведения человека, фирмы или государства при решении ими своих экономических проблем
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
|
КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
|
МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
|
ФИЗИОКРАТЫ,
РЫНОЧНАЯ ШКОЛА
|
На всех этапах развития экономической теории передовая научная мысль пытается способствовать разрешению основного экономического противоречия, суть которого заключается в том, что наблюдается:
|
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
|
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ–
ПОИСК ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГРАНИЧЕННЫХ (РЕДКИХ) РЕСУРСОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ
|
С ОДНОЙ СТОРОНЫ
НЕУКЛОННЫЙ РОСТ
ПОТРЕБНОСТЕЙ
ОБЩЕСТВА
|
«Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»
Бернард Шоу
|
«Человек, который систематически не изучал
экономическую теорию, подобен глухому,
пытающемуся дать свою оценку
музыкальному произведению».
П. Самуэльсон,
|
ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
|
- НАБЛЮДЕНИЕ И СБОР ИНФОРМАЦИИ
- ЭКСПЕРИМЕНТ
- МОДЕЛИРОВАНИЕ
- МЕТОД НАУЧНЫХ АБСТРАКЦИЙ
- АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
- ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ
- СОЧЕТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО
- ГРАФИЧЕСКИЙ
|
С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на макро- и микроэкономику, которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с ОТДЕЛЬНЫМИ элементами (частями) этих систем.
Макроэкономика исследует хозяйственные системы в ЦЕЛОМ, или так называемые агрегаты, т.е. совокупность экономических единиц (экономика страны, региона, Земли…).
|
Обобщенная характеристика основных направлений
развития экономической теории
Теоретические
школы
| Период
развития
|
Основные идеи
|
Меркантилисты
|
XVIXVIII вв.
| ¨ Главное богатство общества – деньги (золото и серебро)
¨ Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот)
¨ Государство должно активно вмешиваться в экономику
|
Классическая
политэкономия
| школа
физиократов
|
XVIII в.
| ¨ Источник богатства общества – производство
¨ Предпочтение развитию сельского хозяйства
¨ Промышленность – это «бесплодная сфера»
|
рыночная
школа
| XVII-XIX вв.
| Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика
|
Марксистская
(пролетарская)
политическая экономия
| середина
XIX в.
|
Капиталистическое производство несостоятельно; трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм (с его частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и построить социализм с общей собственностью и государственным руководством экономикой во благо всего общества
|
Линия экономикс
| общий
замысел
| конец
XIX в.
| Курс на деидеологизацию экономической науки: уход от конфронтационных классово-политических оценок и рекомендаций, исследование «чистой экономики»
|
неоклассическое
направление
| конец
XIX в.
| Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию; государство же должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования
|
кейнсианское
направление
| с 30-х годов
XX в.
| Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу
|
| | | | | |