I. Основные свойства живого
1. Биология – наука о живой природе (предмет, задачи, методы). 2. Уровни организации и качественные особенности живых систем (свойства живого). Понятие биологической системы. 3. Клеточная теория: история и современное состояние, основные положения и значение для развития науки и медицины. 4. Клетка – основная форма организации живой материи. Основные структурные компоненты эукариотической клетки: наружная мембрана, цитоплазма и органоиды. 5. Прокариоты и эукариоты: характеристика и отличия. 6. Органоиды (специальные и общие) и включения (трофические, секреторные, экскреторные). Современные представления о строении и функции мембран. Сходство и отличия животной и растительной клеток. 7. Цитология: методы исследования. 8. Клетка как открытая система. Потоки информации, веществ, энергии. 9. Ассимиляция и диссимиляция на клеточном уровне. Деление организмов на группы по типу ассимиляции и диссимиляции. 10. Митоз и митотический цикл клетки. Основные фазы митоза и их характеристика, его биологическая роль. 11. Размножение – основное свойство живого. Формы бесполого размножения, их особенности и биологическое значение. 12. Формы полового размножения у одноклеточных (конъюгация и копуляция) и многоклеточных животных. (с оплодотворением и без оплодотворения). Партеногенез. Формы и распространенность в природе. Половой диморфизм: морфофизиологический, различие по вторичным половым признакам. 13. Сперматогенез и овогенез. Периоды и отличия. Цитологическая и цитогенетическая характеристика. Биологическое значение полового размножения. 14. Морфофизиологические особенности строения яйцеклетки и сперматозоида. Типы яйцеклеток у разных животных и человека. 15. Мейоз. Особенности первого и второго деления мейоза, его отличие от митоза и биологическое значение. 16. Оплодотворение, осеменение, регуляция гормонами. Акросомная и кортикальная реакции при оплодотворении. 17. Особенности морфологического и функционального строения хромосом. Гетеро- и эухроматин. 18. Методы изучения хромосом человека. Свойства кариотипа. Характеристика кариотипа человека в норме. II. Генетика 19. Предмет, задачи, методы генетики. 20. Этапы развития генетики. Роль советских ученых (Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, С.С. Четвериков, С.Н. Давиденков) в развитии генетики. 21. Основные понятия современной генетики. 22. Первый и второй законы Менделя. Закон «чистоты» гамет. Менделирующие признаки человека. Примеры. Аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный типы наследования. 23. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы универсальности законов Менделя. 24. Аллельные гены. Определение. Формы взаимодействия (доминирование: полное и неполное, ко-, сверх-; межаллельная комплементация и аллельное исключение). Механизмы возникновения. Примеры признаков у человека. 25. Множественный аллелизм. Механизмы возникновения. Примеры признаков у человека. Наследование групп крови. 26. Неаллельные гены. Полигенное наследование. Формы их взаимодействия (комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия). Примеры. 27. Кариотип и идиограмма человека. Методы изучения хромосом. 28. Хромосомная теория наследственности. Полное и неполное сцепление генов. Понятие о генетических и цитологических картах хромосом. Метод соматической гибридизации клеток и его применение для картирования хромосом человека. 29. Хромосомный механизм наследования пола и половой хроматин. Генетические механизмы определения пола. Переопределение пола. 30. Наследование, сцепленное с полом. Примеры. 31. Сцепленное наследование и группы сцепления. Кроссинговер. 32. Доказательства хранения и передачи генетической информации (трансдукция и трансформация). Генетический код. 33. Строение и функции ДНК и РНК. Механизм авторепродукции ДНК. Биологическое значение. 34. Тонкая структура генов. Особенности строения генов прокариот и эукариот. Экзонно-интронная система генома. 35. Кодовая система ДНК и белка. Генетический код. Кодирование и реализация информации в клетке. Роль ДНК и РНК в передаче наследственной информации. Основные этапы биосинтеза белка: транскрипция, процессинг, трансляция. 36. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках: пенетрантность, экспрессивность, плейотропность, генокопии и т.д. Классификация генов: гены структурного синтеза РНК, регуляторы. Свойства генов (дискретность, стабильность, лабильность, специфичность, плейотропия и др.). 37. Принципы регуляции генной активности на примере прокариот (модель оперона) и эукариот. 38. Модификационная изменчивость. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Адаптивный характер модификации. Роль наследственности и среды в развитии, обучении и воспитании человека. 39. Комбинативная изменчивость, механизмы ее возникновения. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генотипического разнообразия людей. Виды гетерозиса (репродуктивный, соматический и адаптационный). 40. Классификация мутаций по уровню поражения наследственного материала (геномные: поли-, гетеро- и гаплоидия), механизмы их возникновения. 41. Хромосомные мутации или аберрации (инверсия, делеция, дифешенси, дупликация, транслокация), механизмы их возникновения. 42. Генные мутации, молекулярные механизмы возникновения, частота мутаций в природе. 43. Классификация мутаций по нарушению генетического кода, жизнеспособности организма, происхождению, проявлению в гетерозиготе. 44. Факторы мутагенеза. Классификация. Примеры. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Биологические антимутационные механизмы. 45. Основные методы изучения наследственности человека: генеалогический метод. 46. Основные методы изучения наследственности человека: близнецовый и биохимический методы и их значение для медицины. 47. Основные методы изучения наследственности человека. Цитогенетический метод диагностики хромосомных нарушений человека. Популяционно-статистический метод. 48. Дополнительные методы изучения наследственности человека: дерматоглифика и пальмоскопия, генетика соматических клеток (гибридизация, клонирование, селекция, культивирование); обнаружение полового хроматина; пренатальной диагностики. 49. Наследственные болезни человека. Принципы лечения, методы диагностики и профилактика. Примеры. Медико-генетическое консультирование. 50. Предмет, особенности генетики человека. Человек как объект генетики. Критика евгеники. 51. Биотехнология. Генная инженерия: задачи, методы, достижения и перспективы. III. Онтогенез 52. Критика теории преформизма и эпигенеза. 53. Биология развития. Жизненные циклы развития как отражение их эволюции. Онтогенез и его типы, периоды и характерные особенности у животных и человека. 54. Осеменение, оплодотворение, регуляция гормонами. Акросомная и кортикальная реакция. 55. Виды дробления. Типы бластул. 56. Гаструла, ее строение и способы образования. 57. Зародышевые листки (экто-, эндо- и мезодерма) и формирование систем органов в процессе органогенеза. Способы образования мезодермы (телобластический, энтероцельный). Гисто- и органогенез. 58. Критические периоды эмбриогенеза. Аномалии развития. 59. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Понятие о тератогенных факторах. 60. Провизорные органы зародыша. 61. Нарушение эмбрионального развития. 62. Нейрогуморальная регуляция роста и развития. 63. Периоды постнатального онтогенеза. Взаимодействие социального и биологического периодов. 64. Биологические и социальные аспекты старения и смерти. Генетические, молекулярные, клеточные системы и механизмы старения. Теории старения. 65. Проблема долголетия. Понятие о геронтологии и гериатрии. 66. Смерть как заключительный этап онтогенеза. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация. 67. Регенерация как свойство живого к самообновлению и самовосстановлению. Физиологическая и репаративная регенерация. Биологическое значение. 68. Способы регенерации (эпителизация, эпиморфоз, морфаллаксис, эндоморфоз, компенсаторная гипертрофия). Применение в медицине. Теории регенерации. 69. Ауто-, гомо-, гетеро- и изотрансплантация. 70. Методы преодоления тканевой несовместимости. 71. Биологические ритмы. Классификация и характеристика биоритмов. 72. Физиологические ритмы. Значение хронобиологии для медицины.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1115)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |