Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Определение потребности в материальных ресурсах





Потребность в материальных ресурсах складывается из потреб­ности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покры­тия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материа­лов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки по­ставок материалов на предприятие определяются режимом их произ­водственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из по­требности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавер­шенного производства и на образование переходящих запасов. По­требность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остат­ков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности в материальных ресурсах на основное производство можно осуществить тремя методами:

1) Детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода:

где N, - годовой выпуск /-ой продукции, шт; Hi} - норма расхода/го материала на /-е изделие, кг; m - количество наименований изделий. 2) Стохастическим - на основе вероятностного прогноза с уче­том потребностей за прошлые периоды:

где N.- фактического расхода за соответствуюпщй прошлый период; J - индекс изменения программы производства; Jh - индекс измене­ния норм расхода материалов.

3) Оценочным — на основе опытно-статистической оценки. Ис­пользуется общедс>ступный инструментарий Excel («Поиск решения», «Мастер диаграмм с добавлением «линии тренда»).



После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов и установления источников их покрытия составляется ба­ланс.

Выбор метода определения потребности материальных ресурсов зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необхо­димых расчетов.

Общая стратегия планирования закупок материальных ресурсов на предприятии складывается в процессе взаимодействия финансо­вого, операционного и логистического менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации производ­ства и общей логистической стратегии предприятия является зада­чей закупочной логистики.

В зависимости от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок.

В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок.

- оптовые закупки - поставка товаров большой партией за один раз. Преимущества: простота оформления документов, гаран­тия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Не­достатки: большая потребность в складских помещениях, за­медление оборачиваемости капитала;

- регулярные закупки мелкими партиями - покупатель заказы­вает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода времени. Преиму­щества: ускорение оборачиваемости капитала, экономия склад­ских помещений;

- закупки по мере необходимости - выполнение каждого заказа согласовывается поставщиком с покупателем, оплачивается только поставленное количество товаров. Преимущества: уско­рение оборота капитала, отсутствие обязательств по покупке определенного количества.

Помимо названных методов, возможны различные их комбинации: регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки по котировоч­ным ведомостям, закупка товара с немедленной сдачей и др.

Более детальную классификацию методов закупок можно пред­ставить следующим образом:

• прямые закупки - закупки материальных ресурсов непосред­ственно у производителей;

встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;

- лизинг - аренда, например, складского оборудования;

- новая закупка - покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;

- обычная повторная закупка;

- измененная повторная закупка - предприятие-покупатель изме­няет спецификацию заказа, цену, условия поставки или постав­щика продукции, требует проведения небольших исследований;

- комплексная закупка - осуществляется на основе комплексно­го решения и не требует принятия каких-либо отдельных решении.

Наиболее распространенные методы управления закупками мо­гут быть сгруппированы следующим образом: метод увеличения объе­мов закупок, метод уменьшения объемов закупок, метод прямого расчета объемов закупки.

Метод увеличения объемов закупок сводится к следующему:

- учитывается спрос на конкретные виды продукции для приня­тия решения об их закупках;

- анализируется спрос в течение по меньшей мере 12 мес. для учета всех возможных видов сезонных колебаний;

- определяется достаточный объем спроса на протяжении 12 мес. для создания запасов конкретного вида продукции;

- решения о создании запасов принимаются в зависимости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданной продукции.

Метод уменьшения объемов закупок сводится к следующему:

- ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции, не пользующейся спросом;

~ на основании статистики сбыта определяются те виды продук­ции, объем запасов которых следует сократить;

- вырабатываются критерии, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции;

- сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов про­дукции на основе учета показателей объема запасов продукции. Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса). При этом:

- определяется период времени, для которого осуществляется расчет;

- на основании статистики продаж за выбранный период време­ни определяется общее количество проданной продукции;

- определяется средняя величина запасов (в неделях) путем де­ления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде;

- для определения запаса данного вида продукции величина оп­тимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю;

- по мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются;

- полученная в результате расчетов величина изменяется ежене­дельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень постоянно пересчитываются.

 

 

Выбор поставщика

Поставщик - это юридическое или физическое лицо, поставляющее продукцию в установленном порядке.

При выборе поставщика, прежде всего перед предприятием стоит задача в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возмож­но) или же покупать у другого производителя, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом пред­приятии.

Самостоятельное производство комплектующих снижает зави­симость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Пред­приятие может устойчиво функционировать вне зависимости от скла­дывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных преде­лах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комп­лектующих скорее обеспечит производитель, который специализиру­ется на их выпуске.

Закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как пра­вило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относи­тельно небольшими партиями, в результате чего сокращается потреб­ность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Поэтому, отказы­ваясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.

Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих пред­приятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектую­щих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

- потребность в комплектующем изделии невелика;

- отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

- отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

- потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточ­но велика;

- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющем­ся оборудовании.

Важность выбора поставщика объясняется не только функцио­нированием на современном рынке большого количества поставщи­ков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реа­лизации его стратегии организации производства.

Выбор поставщика осуществляется двумя способами. Первый спо­соб - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торго­вый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщи­ка исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы Второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта.

Выявление и изучение источников закупки и поставки не явля­ется разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.

Обычные источники информации - это каталоги (в печатном или электронном виде), торговые журналы, различного рода реклам­ные объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) по­ставщиков и товаров, торговые представительства и др.

Торговые директории или регистры - это источники, в которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Они также содержат списки назва­ний товаров на рынке с указанием их производителей и списки сы­рья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара.

Торговые представительства являются одним из наиболее цен­ных, имеющихся в наличии средств информации об источниках снаб­жения, видах продукции и общей ситуации на рынке закупок

Особое внимание в качестве средства информации об источни­ках снабжения отводится Интернету. В последние годы Интернет в Республике Беларусь активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и для снабжения.

Большое количество и разнообразие потенциальных поставщи­ков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наи­большим эффектом обеспечить успешную производственно-сбыто­вую деятельность предприятия.

Существует два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний.

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым предприятие уже работает, или совершенно нового рынка.

Для повышения объективности оценки потенциального постав­щика предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функции которых является подготовка информа­ции о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др.

Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрас­ли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора согласно требованиям заку­почной логистики являются следующие:

- надежность снабжения;

- качество поставляемой продукции;

- приемлемая цена;

- удаленность генератора материальных потоков от потребляю­щей логистической системы;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

- организация управления качеством продукции у поставщика;

- кредитоспособность и финансовое положение поставщика;

- репутация и роль в своей отрасли;

- имидж; оформление товара (упаковка);

- наличие резервных мощностей у источника поставки.

Обобщение рассмотренных подходов позволяет выделить главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика:

1 Качество продукции. Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того, соответству­ет ли она спецификации.

2. Надежность поставщика (честность, отзывчивость, обязатель­ность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной организацией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ра­нее установленных объемов поставки и сроков поставки и т.д.).

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т.е. транспортировку, админист­ративные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные по­шлины и т.д.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требу­ет сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различ­ных подразделений предприятия и сторонних источников. Необхо­димо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и ус­ловия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т.д.

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. По­ставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие воз­можность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.

Как показывает практика, системе установленных критериев мо­жет соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необхо­димо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных кон­тактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, прини­мающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)