Определение потребности в материальных ресурсах
Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную. При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов. Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения. Определение потребности в материальных ресурсах на основное производство можно осуществить тремя методами: 1) Детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода: где N, - годовой выпуск /-ой продукции, шт; Hi} - норма расхода/го материала на /-е изделие, кг; m - количество наименований изделий. 2) Стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды: где N.- фактического расхода за соответствуюпщй прошлый период; J - индекс изменения программы производства; Jh - индекс изменения норм расхода материалов. 3) Оценочным — на основе опытно-статистической оценки. Используется общедс>ступный инструментарий Excel («Поиск решения», «Мастер диаграмм с добавлением «линии тренда»). После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов и установления источников их покрытия составляется баланс. Выбор метода определения потребности материальных ресурсов зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов. Общая стратегия планирования закупок материальных ресурсов на предприятии складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации производства и общей логистической стратегии предприятия является задачей закупочной логистики. В зависимости от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок. В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок. - оптовые закупки - поставка товаров большой партией за один раз. Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала; - регулярные закупки мелкими партиями - покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода времени. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, экономия складских помещений; - закупки по мере необходимости - выполнение каждого заказа согласовывается поставщиком с покупателем, оплачивается только поставленное количество товаров. Преимущества: ускорение оборота капитала, отсутствие обязательств по покупке определенного количества. Помимо названных методов, возможны различные их комбинации: регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям, закупка товара с немедленной сдачей и др. Более детальную классификацию методов закупок можно представить следующим образом: • прямые закупки - закупки материальных ресурсов непосредственно у производителей; встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями; - лизинг - аренда, например, складского оборудования; - новая закупка - покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований; - обычная повторная закупка; - измененная повторная закупка - предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований; - комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решении. Наиболее распространенные методы управления закупками могут быть сгруппированы следующим образом: метод увеличения объемов закупок, метод уменьшения объемов закупок, метод прямого расчета объемов закупки. Метод увеличения объемов закупок сводится к следующему: - учитывается спрос на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках; - анализируется спрос в течение по меньшей мере 12 мес. для учета всех возможных видов сезонных колебаний; - определяется достаточный объем спроса на протяжении 12 мес. для создания запасов конкретного вида продукции; - решения о создании запасов принимаются в зависимости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданной продукции. Метод уменьшения объемов закупок сводится к следующему: - ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции, не пользующейся спросом; ~ на основании статистики сбыта определяются те виды продукции, объем запасов которых следует сократить; - вырабатываются критерии, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции; - сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции. Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса). При этом: - определяется период времени, для которого осуществляется расчет; - на основании статистики продаж за выбранный период времени определяется общее количество проданной продукции; - определяется средняя величина запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде; - для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю; - по мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются; - полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень постоянно пересчитываются.
Выбор поставщика Поставщик - это юридическое или физическое лицо, поставляющее продукцию в установленном порядке. При выборе поставщика, прежде всего перед предприятием стоит задача в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии. Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями, в результате чего сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.
Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если: - потребность в комплектующем изделии невелика; - отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности; - отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: - потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика; - комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании. Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства. Выбор поставщика осуществляется двумя способами. Первый способ - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы Второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта. Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации. Обычные источники информации - это каталоги (в печатном или электронном виде), торговые журналы, различного рода рекламные объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др. Торговые директории или регистры - это источники, в которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Они также содержат списки названий товаров на рынке с указанием их производителей и списки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара. Торговые представительства являются одним из наиболее ценных, имеющихся в наличии средств информации об источниках снабжения, видах продукции и общей ситуации на рынке закупок Особое внимание в качестве средства информации об источниках снабжения отводится Интернету. В последние годы Интернет в Республике Беларусь активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и для снабжения. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия. Существует два направления выбора поставщика: 1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний. 2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым предприятие уже работает, или совершенно нового рынка. Для повышения объективности оценки потенциального поставщика предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функции которых является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др. Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора согласно требованиям закупочной логистики являются следующие: - надежность снабжения; - качество поставляемой продукции; - приемлемая цена; - удаленность генератора материальных потоков от потребляющей логистической системы; - сроки выполнения текущих и экстренных заказов; - способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования; - психологический климат в трудовом коллективе поставщика; - организация управления качеством продукции у поставщика; - кредитоспособность и финансовое положение поставщика; - репутация и роль в своей отрасли; - имидж; оформление товара (упаковка); - наличие резервных мощностей у источника поставки. Обобщение рассмотренных подходов позволяет выделить главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика: 1 Качество продукции. Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того, соответствует ли она спецификации. 2. Надежность поставщика (честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной организацией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т.д.). 3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т.е. транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. 4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений предприятия и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т.д. 5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения. Как показывает практика, системе установленных критериев может соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2961)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |