Период, предложение. Одночастная и двухчастная формы
Мы уже знаем, что музыка и речь имеют очень много общего. Подобно человеческой речи, музыкальная тоже имеет свою форму высказывания. Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении. Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского «двигаю»). Так называется наиболее яркий запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного-двух звуков до целого такта. Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким. Фразы объединяются в предложения.Предложения завершаются кадансом(от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Он завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Из предложений составляется период. Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма.Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и неповторного строения. Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, Такой раздел называется – дополнение. Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Иногда второй период построен на материале первого, но есть произведения, в которых периоды различны. Как форма самостоятельного произведения простая двухчастная форма встречается намного чаще, чем одночастная. Это небольшие инструментальные пьесы Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. Чайковского С. Рахманинова, А. Скрябина и др.; романсы и очень часто песни, в которых 1 период – куплет, а 2 период – припев; части или разделы крупных форм – сонаты, квартета, симфонии. Задания: 1. С каким понятием в литературе можно сравнить период? Почему? 2. Найдите период в произведении из репертуара по специальности. Определите его строение. 3. Вспомните и запишите не менее 5 примеров песен, имеющих припев и куплет.
Урок 2 Трехчастная форма.
Повторность – простейший принцип для создания музыкальной формы. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами: - во-первых, повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в нее, оценить незамеченные ранее художественные детали; - во-вторых, повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части; - в-третьих, повторение музыкального материала после изложения нового придает форме законченность, утверждая главенство первоначального образа. Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма (ABA), состоящая из трех периодов, где А - представляет собой изложение музыкальной темы; В -развитие темы А или новый контрастный материал; А -реприза, точное или измененное повторение части А. Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец». Трехчастная форма бывает простая и сложная. В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например: А В А A b a b Часто известная нам двухчастная форма получает дополнительное название репризная (АВа), если А – изложение музыкальной темы; В – 1-е предложение развивает тему А или представляет новый контрастный материал, а 2-е предложение а –является повторением первого предложения части А. Принцип репризности (повторности) тесно связан со многими жизненными явлениями. Дождливой ненастной осенью вдруг выдастся солнечный денек – с тем, чтобы снова смениться пасмурной и сырой погодой. Ночь сменит день, чтобы вновь утром уступить ему место. Близок репризности и принцип симметричности в архитектуре: слева и справа нечто аналогичное, а в центре - иное. В живописи симметричность может быть выражена как в композиции одной картины, так и сочетании трех картин, которые называются триптихом. Широко пользуется повторностью и танец. А, если мы внимательно вглядимся в зеркало, то увидим, что принцип репризности свойственен и нам самим, ведь глаза, руки и ноги расположены у людей симметрично. Трехчастна форма – один из самых популярных принципов построения музыкального произведения, отражающий существенную жизненную закономерность. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта, от начинающего малыша до знаменитого артиста. Это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных произведений. Задания:
1. Пользуясь диаграммой, определите даты жизни и смерти Э. Грига. 2. Какова роль контраста в простой трехчастной форме? Найдите в своем репертуаре пьесу, написанную в простой трехчастной форме. Определите, какова роль второй части, третьей части? 3. Нарисуйте или подберите картинку, на которой предметы будут расположены симметрично. Урок 3 Форма рондо Мы уже знаем, что повторность является важнейшим принципом построения музыкальной формы. Но есть еще один не менее важный принцип – контраст. Форма, с которой мы теперь познакомимся, на равных основаниях строится на принципах контраста и повторности (репризности). Называется она – рондо, что в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня». В старину по кругу водили народные песни-хороводы. В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо. Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен.Рефрен (по-французски – припев) должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.
А В А С А рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен
Форма рондо широко применяется в инструментальной и вокальной музыке. Инструментальные пьесы, романсы, хоры, оперные арии, последние части крупных форм – сонат и симфоний – пишутся в форме рондо.
Задания: 1. Вспомните сказки, в которых можно найти черты рондо. 2. Прочитайте стихотворение Ю. Тувим, есть ли в нем черты рондо. Овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе, Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! И суп овощной оказался не плох! 3. Сделайте творческую работу в «форме рондо», на выбор: рисунок, сказка, стихотворение. Урок 4 Вариации.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (15533)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |