Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская культура XIX в



2015-11-07 850 Обсуждений (0)
Русская культура XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие науки. Ускоренное развитие промышленности предъяв­ляло запросы к разным областям знаний. Требования новой эпохи в подготовке детей к жизни выразил в своих работах педагог К. Д. Ушинский. Он создал новую образовательную систему.

Большие успехи были сделаны в исторической науке. Tpуд Н. М. Карамзина «История государства Российского» стал первым научно-систематизированным обзором истории России с древ­нейших времен до начала XVII в. Новое направление в историо­графии было представлено

С. М. Соловьевым. Ему принадлежит обширнейшая (в 29 томах) «История России с древнейших вре­мен», в которой проводилась идея закономерности историческо­го процесса и обусловленности его экономическими потребно­стями общества. Крупный вклад в развитие историографии был внесен

В. О. Ключевским. В России сложились школы историков по изучению Средневековья, истории славян, Византии, стран Вос­тока и др.

Значительные успехи были сделаны в медицине, математике, химии, физике. Труды замечательного русского хирурга и педаго­га Н. И. Пирогова нанесли удар по натурфилософским идеалисти­ческим взглядам на природу и жизнь. Ученый указал на опыт как на главный метод научного познания природы и человека.

Материалистическое представление великого русского матема­тика Я. И. Лобачевского о пространстве позволило ему создать не­евклидову геометрию. Он решил проблему, которая была недо­ступна всем математикам мира в течение 2 тыс. лет.

Основы электрохимии и электрометаллургии заложил В. В. Пет­ров, открывший тепловое и световое действие электрического тока. Академик

Б. С.Якоби открыл в 1836 г. новое направление в техни­ке — гальванопластику. Его мастерская изготовила медные баре­льефы для Исаакиевского собора и Эрмитажа в Петербурге и для Большого театра в Москве.

Всемирное значение имели открытия И. М. Сеченова, И. И. Меч­никова, К.А.Тимирязева. И.М.Сеченов — крупнейший естество­испытатель-материалист — явился основоположником отечествен­ной физиологической школы и естественнонаучного направле­ния в психологии. И.И.Мечников был специалистом в области биологии и медицины. Он создал первую в России бактериологи­ческую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. Основоположник русской школы физиологии растений К.А.Ти­мирязев исследовал процесс фотосинтеза, обосновал роль хлоро­филла в этом процессе.

Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-хи­миков Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, Н. И. Зимина и др. Менде­леев открыл закон периодических элементов и составил на осно­ве этого закона специальную периодическую таблицу. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии. Широкое признание во всем мире получили труды ученого-физика А. Г. Столетова в области электричества и магнетизма. Мировую известность ему принесло открытие первого закона фотоэффекта.

Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н. Яблочковым была изобретена дуговая лампа. Русский электротехник А. И.Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. В конце столетия А. С. Попов изобрел радио.

Путешественники и первооткрыватели.В XIX в. русскими путе­шественниками было сделано немало выдающихся географиче­ских открытий. В 1803 г. началась и в 1806 г. завершилась первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф.Лисянского. На кораблях «Надежда» и «Нева» мореплаватели про­шли Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Особенно важ­ные исследования были проведены на Дальнем Востоке, где были нанесены на карту очертания берегов Сахалина, других островов. На основе материалов экспедиции составили «Атлас Южных морей».

В 1819—1821 гг. состоялась вторая русская кругосветная экспе­диция. Ее возглавили Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П.Лазарев. В январе 1820 г. шлюпы (одномачтовые корабли) экспедиции совершили крупнейшее открытие — подошли к неведомому тогда ледяному континенту — Антарктиде. Шлюпы в тяжелейших условиях обо­шли вокруг весь материк, нанеся на карту часть его побережья. Кроме того, моряки Беллинсгаузена и Лазарева открыли ряд островов в южной части Тихого океана.

Выдающимся исследователем Дальнего Востока стал Г. И. Не­вельской. Он возглавил Амурскую экспедицию, изучившую устье реки Амур и многие километры дальневосточного побережья. Не­вельской доказал, что Сахалин — остров, а не полуостров, как полагали ученые. Результатом экспедиции Невельского стало бо­лее активное освоение русскими людьми берегов Амура, а затем и Уссурийского края.

Во второй половине XIX в. все больше внимания уделялось изу­чению Северного Ледовитого океана. Значительных успехов дос­тигли русские географы в глубинных районах Азии. Большое зна­чение имела экспедиция

П. П. Семенова-Тян-Шанского на Тянь-Шань в 1856—1857 гг. Прославленным путешественником стал Н.М.Пржевальский. Он исследовал Уссурийский край, труднодо­ступные районы Монголии и Китая, Средней Азии, побывал в пустыне Гоби, на Тянь-Шане, в Тибете. Среди его достижений — открытие неизвестных науке озер, хребтов, животных (дикая ло­шадь Пржевальского, дикий верблюд, тибетский медведь), расте­ний. Не менее известным путешественником был Н.Н. Миклухо-Маклай. Два с половиной года прожил он среди жителей острова Новая Гвинея. Его описание обычаев, быта, культуры племен Новой Гвинеи до сих пор сохраняют большое научное значение. Русский путешественник стремился защитить местные народы от натиска европейцев.

Печать.Самой популярной в Петербурге в первой половине XIX в. была книжная торговля А.Ф.Смирдина, так какон не только реорганизовал издательство и книготорговлю, увеличив тиражи, удешевил стоимость книг, но и занимался просветительской дея­тельностью. Смирдин был первым, кто ввел плату за литератур­ный труд.

В начале века значительно возросло количество периодиче­ских изданий — в 1809 г. их выходило 77. Больше выпускалось журналов, нежели газет: из 77 изданий только 9 были газеты, а остальные — журналы. Вторая четверть XIX в. отмечена бурным развитием периодической печати. Появляется ряд местных журна­лов, литературные журналы и газеты: «Литературная газета», «Мос­ковский телеграф», «Дамский журнал», «Московский наблюдатель»

и др.

Развитие образования и науки в пореформенные годы создало условия для дальнейшего увеличения выпуска книг, журналов и газет. За последние 30 лет XIX в. возникло более тысячи новых типографий, в том числе и крупных. Издательства И. Д. Сытина, А. С. Суворина, Ф. Ф. Павленкова и др. работали быстро и качественно. Было издано много книг для народа. Главным принципом книго­издателей был выпуск хороших и дешевых книг. Увидели свет книги из серий «Жизнь замечательных людей», «Пушкинская библиотека», «Популярно-научная библиотека», «Новая библиотека» и др. Популярностью пользовались журналы «Современник», «Отече­ственные записки», «Русский архив», «Русская старина», «Вокруг света», «Вестник Европы», «Русский вестник». К концу века в России издавалось 105 ежедневных газет.

Развитие образования.В правление Александра I в России была создана единая система, включавшая начальное, среднее и выс­шее образования. В дальнейшем происходило ее постепенное ста­новление и совершенствование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в развитии образования. Быстро увеличивается сеть начальных школ. Они делились на церковно­приходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища.

Получило дальнейшее распространение высшее образование. К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 — в Одессе и Томске. Увеличилось и число студентов. Университеты объеди­няли крупные научные силы. Наиболее быстрыми темпами рас­пространялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое училище в Москве, политехнические инсти­туты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харь­кове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Зна­чительным достижением было открытие высших женских институ­тов — Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.

Выросло число публичных библиотек, образовывались коми­теты грамотности. Во второй половине XIX в. ученые России доби­лись крупных успехов почти во всех областях знания.

Литература. XIX век — самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, полу­чившие всемирное признание.

Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм. Затем появляются новые направления — сентимента­лизм, романтизм. В 20 —30-е гг. XIX в. господствующие позиции за­нимает критический реализм, прославивший русскую литературу.

В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, И. В. Гоголь. Популярней­шими литераторами середины — второй половины XIX в. были И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов и др. Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоев­ский, А.П.Чехов оставили неизгладимый след не только в отече­ственной, но и в мировой литературе.

Архитектура. В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклас­сицизм XVIII в. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор — сооружение монументальное и вели­чественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д.Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также веду­щий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга и других городов. Черты триумфаль­ной приподнятости, особой мажорности архитектуры — особен­ность стиля позднего русского классицизма.

С 30-х гг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика — смешение разных архитектурных сти­лей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К.А. Тоту — автору храма Христа Спасителя в Москве, Никола­евского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружений.

Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокза­лы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эк­лектики. В 70 —80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национально­го стиля обратились к народному прикладному искусству и па­мятникам русского зодчества XVII в. Наиболее значимыми пост­ройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Се­менов и В.О.Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А.Н.По­меранцев, инженер В.Г.Шухов), храм Спаса на крови в Петербур­ге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др.

Живопись. В живописи в первой половине XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была император­ская Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П.Брюллов и Ф.А.Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Важнейшим событием в живопи­си стало творчество А.А.Иванова, автора эпической картины «Яв­ление Христа народу».

Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Обращение А. Г. Венецианова к изобра­жению крестьян ввело в живопись новое содержание.

Полотна П. А. Федотова написаны в реалистическом стиле. В кар­тинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.

Началом нового этапа развития русской живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г.Перова «Приезд станового на следствие» и «Сель­ский крестный ход на Пасхе».

В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н. Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников.

Высочайших вершин достиг в своем творчестве выдающийся художник И. Е. Репин. Особый успех имела его картина «Бурлаки на Волге». В исторической живописи ведущее место занимали кар­тины В. И. Сурикова. Важнейшие исторические события были изоб­ражены в таких работах художника, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.

В работах художников В.Г.Перова (например, «Тройка»), Н.А.Ярошенко («Кочегар»), Г. Г. Мясоедова («Земство обедает») и других нашли отражение социальные мотивы. Получил дальнейшее развитие и жанр психологического портрета. Глубоким психоло­гизмом отмечены портреты Крамского. Прекрасны портреты, со­зданные Репиным и Перовым. Ко второй половине XIX в. относит­ся расцвет пейзажной живописи. Картины И. И. Шишкина, И. И.Ле­витана, А.И.Куинджи, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.К.Айва­зовского принадлежат к числу шедевров мировой живописи.

Театр. В первой половине XIX в. классицизм и сентиментализм на сцене русского театра также сменились романтизмом. Сцени­ческое истолкование романтической драматургии связано с име­нами трагиков В. А. Каратыгина и П. С. Мочалова.

Выдающимся актером России был М. С. Щепкин, выходец из крепостных. Не надеясь на случайное вдохновение, Щепкин стре­мился найти объективные законы искусства актера, разработав метод сценического творчества, основанный на глубоком обобщении жизненных наблюдений. Свои лучшие роли артист сыграл в пьесах по произведениям русской сатирико-обличительной дра­матургии, стремясь к раскрытию характеров, отражающих сущ­ность той или иной социальной группы.

С середины XIX в. ведущее место в репертуаре театров заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь А. Н. Остров­ского. Главными драматическими театрами были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. Появилось большое число театров и в провинции. Но любимым театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П. М. Са­довский, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский и др.

Музыка. Вначале XIX в. творили талантливые композиторы А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев и др. В их произведениях были сильны романтические мотивы. Во вто­рой четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской му­зыки. Подлинно национальную музыку создал М. И. Глинка, кото­рый написал оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», сим­фоническую пьесу «Камаринская». Младшим современником Глин­ки и продолжателем его традиций был А. С.Даргомыжский. Над оперой «Русалка» композитор работал около 10 лет. В своем твор­честве он утверждал принципы критического реализма.

Традиции Глинки и Даргомыжского во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Члены «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народ­ные песни. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Сюжеты брали в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мусоргского. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве».

В 60 —70-е гг. XIX в. музыка не только достигла своего расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовал близко примыкавший к ним великий русский композитор П. И. Чайков­ский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и другие произведе­ния).

 

 

ТЕМА 12



2015-11-07 850 Обсуждений (0)
Русская культура XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская культура XIX в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (850)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)