Культура второй половины XX вРазвитие науки и техники.Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине XX в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения — автомобилей, холодильников, микроволновых печей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Научные открытия вели к созданию таких новых транспортных средств, как реактивная авиация и космические ракеты. В 70-е гг. XX в. начался новый этап научно-технической революции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой данного этапа стало резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразным символом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий XX в. стал неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни в развитых странах. Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применяться для автоматизации производства. Огромные перемены произошли в средствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копировальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д. Ярчайшие достижения науки второй половины XX в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутника Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др. Новые черты культуры.В 40 — 50-е гг. XX в. главной темой произведений искусства являлась прошедшая война. Событиям войны были посвящены памятники и монументы, литературные произведения, важнейшее место военная тема занимала в кинематографе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б. Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г. Бёлля (роман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведениях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т.Манн, Э.Ремарк). Для всех этих произведений характерен реалистический подход. Это же отличает творчество американских писателей того времени У.Фолкнера, Э.Хемингуэя. Реализм в литературе сохранялся и позже. Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После войны огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60 —70-х гг. XX в. в Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии. Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди американских фильмов также немало таких, которые обращались к актуальной социально-политической тематике. Так, многие выдающиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме («Возвращение домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф.Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров — вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» Дж.Лукаса, «Крестный отец» Ф.Копполы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том числе в критическом плане оценивают состояние американского общества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д.Финчера). Популярными остаются различные модернистские направления. В 40 — 50-е гг. XX в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Камю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требованиями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий. С 50-х гг. XX в. популярными становятся авангардистские течения, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х гг. XX в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др.). Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», в котором авторы помещают своих героев в придуманный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж. Толкиена. Модернистские направления господствовали и в изобразительном искусстве. Здесь начался новый этап, названный постмодернизмом. В отличие от модернизма, который следовал определенным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40 —60-е гг. XX в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства. В 60 —70-е гг. XX в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявляется «фактом искусства». Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господствующее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появление в 60-е гг. XX в. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классиками стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие направления. Возникает огромная индустрия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его звуко- и видеозаписями. В целом для культуры второй половины XX в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.
Вопросы и задания
1. Каковы были основные тенденции развития государств в начале XX в.? 2. С чем связано «пробуждение Азии»? Какие события свидетельствуют об этом? 3. Дайте характеристику уровня развития, внутренней и внешней политики России в начале XX в. 4. Каковы причины и ход революции 1905— 1906 гг. в России? Какие она имела последствия? 5. В чем суть аграрной реформы П.А.Столыпина? Каковы ее ход и результаты? 6. Что такое «серебряный век» русской культуры? Перечислите его основные достижения. 7. Какие события стали предпосылками Первой мировой войны? Каков ее ход и результаты? Как война повлияла на внутреннее состояние воюющих стран, на развитие военной техники? 8. В чем причины падения самодержавия в России. Расскажите об основных событиях февраля —октября 1917 г. 9. Каковы причины Октябрьской революции 1917 г.? Какие первые мероприятия пропели большевики? 10. Раскройте суть новых явлений в жизни стран Европы после Первой мировой поймы. 11. Дайте характеристику развития передовых капиталистических стран между двумя мировыми войнами. 12. Что такое тоталитарные и авторитарные режимы? В чем причины прихода нацистов к власти в Германии? Каковы были главные направления их политики? 13. Расскажите о международных отношениях между двумя мировыми войнами. 14. В чем состояли особенности развития культуры в первой половине XX в.? 15. В чем причины Гражданской войны в России? Какие она имела последствия? Расскажите о политике, которую проводили в те годы большевики? 16. Что такое нэп, каковы его причины и результаты? Расскажите об образовании СССР. 17. С чем связан курс на ускоренную индустриализацию и коллективизацию в СССР? Какие социальные процессы происходили в стране? Проанализируйте итоги развития СССР в 30-е гг. XX в. 18. Каковы достижения советской культуры 20 —30-х гг. XX в.? 19. Как страны Азии боролись за независимость и свободу в 20 — 30-е гг. XX в.? 20. В чем причины Второй мировой войны? 21. Опишите основные военные операции Второй мировой войны. Почему советский фронт был главным в войне? 22. Каковы итоги Второй мировой войны? Как изменилось положение ведущих держав после войны? 23. Назовите причины «холодной войны». В чем выражалось противостояние США и СССР в период «холодной войны»? 24. Охарактеризуйте развитие ведущих капиталистических стран во второй половине XX в. 25. Как происходило восстановление хозяйства в Советском Союзе в первые послевоенные годы? 26. Какие изменения в стране произошли после смерти И.В.Сталина? 27. Какие реформы проводились в СССР в 50 —60-е гг. XX в.? 28. Каковы итоги развития СССР к началу 80-х гг. XX в.? 29. Какие процессы в социальной жизни происходили в СССР в 50 — 70-е гг. XX в.? 30. Перечислите достижения СССР в сфере культуры. 31. Что такое перестройка? Каковы ее направления? К чему она привела? 32. Дайте характеристику развития стран Восточной Европы во второй половине XX в. 33. Расскажите о крушении колониальной системы. Как развивались освободившиеся страны во второй половине XX в.? 34. Охарактеризуйте основные события истории Индии и Китая во второй половине XX в. 35. В чем особенности развития стран Латинской Америки? 36. Какую эволюцию претерпели международные отношения во второй половине XX в.? Перечислите главные события в этой сфере. 37. Какие реформы проводились в России после 1991 г.? Каковы их результаты? 38. Дайте характеристику современного этапа развития России. 39. Назовите главные явления культуры второй половины XX в.
СОДЕРЖАНИЕ
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |