Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Умело используйте паронимы



2015-11-07 1341 Обсуждений (0)
Умело используйте паронимы 0.00 из 5.00 0 оценок




Точность речи может быть нарушена вследствие незнания о существовании в языке паронимов.

Паронимы (от греч. para — возле + onyma, onoma — имя) — слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Например: освоить — усвоить, существо — сущность, значение — значимость, проблемный — проблематичный, факт — фактор.

Паронимы могут быть однокоренными и разнокоренными. Причина появления разнокоренных омонимов — случайное сближение слов в звучании, что чаще наблюдается у заимствованных слов: индеец — индиец, экскаватор — эскалатор. Однокоренные паронимы — явление в языке не случайное. Они появляются в результате словообразовательных процессов. В силу этого у них наблюдается сходство не только в звучании, но и в значении. Однокоренные паронимы могут различаться: а) значением или оттенком значения: абонемент — «право пользоваться чем-либо в течение определенного срока», абонент — «обладатель абонемента»; б) лексической сочетаемостью: драматический театр — драматичный эпизод; в) синтаксической сочетаемостью: оплатить проезд — заплатить за проезд; г) лексико-синтаксической сочетаемостью: надеть пальто — одеть ребенка; д) стилистической окраской: мальчиковый (спец.) — мальчишеский (разг.).

Умелое использование паронимов позволяет правильно и точно выразить мысль. Именно паронимы раскрывают широкие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков. Например: «Вспомнил ли Сабуров об Ане в эти дни?

Нет, не вспомнил — он помнил о ней, и боль не проходила» (Симонов) [32, с. 276]. В данном примере употребление паронимов становится средством уточнения мысли.

Наличие в языке слов-паронимов создает определенные трудности в их употреблении, так как в результате звукового, а в некоторых случаях и смыслового сближения происходит смешение их в речи, что приводит к речевым ошибкам.

Неверный выбор одного из паронимов приводит к нарушению точности речи. Таковы, например, слова: предоставить документ (оставить для сохранения) — представить (предъявить и затем забрать); опробовать (подвергнуть испытанию до применения) — апробировать (дать официальное одобрение чему-либо); дипломник (студент, выполняющий дипломную работу) — дипломант (лицо, награжденное дипломом за успешное выступление на конкурсе, а также за высокое качество экспонатов на выставке).

7.7. Ясность речи и понимание речи

Коммуникативное намерение оратора, произносящего публичную речь, только тогда окажется по-настоящему осуществленным, когда аудиторией будет достигнуто понимание. А это значит, что высказыванию должна быть присуща ясность.

Если критерием точности речи является ее соответствие мыслям говорящего (или пишущего), то критерий ясности речи — ее понимание слушающим (или читающим).

Ясность — одно из важнейших коммуникативных качеств речи. Для оратора ясность речи — это возможность наиболее полно выразить в словах свои мысли, ассоциации и быть адекватно понятым.

«Муки слова» в художественной, да и просто в коммуникации — это еще и муки мысли, не находящей идентичного словесного кода и восприятия.

Сущность языка — в обобщении. Предметов и явлений значительно больше, чем слов, обозначающих их. Но даже и на один предмет каждый смотрит по-своему. Языковые знаки не могут быть столь же индивидуальными, как многообразие предметов в их восприятии каждым человеком. В то же время одно слово может «распадаться» у множества воспринимающих, образуя у каждого индивидуальный спектр ассоциаций. Если они максимально схожи с теми, которые были у говорящего — значит, речь усвоена, понимание состоялось. Иными словами, понимание — умение посмотреть на предмет «другими глазами».

Цель оратора — воздействие на каждую личность, цель слушателя — понять, что обращаются именно к нему.

Ясность речи человека — всегда представленность его «я» в слове.

Эмпатия и логичность. Оратору следует помнить, что понимание речи слушателями произойдет тогда, когда воспринимающий будет убежден, что слышит свое собственное осмысление проблемы. Восприятия не произойдет, если текст не будет соответствовать ожиданию. Чтобы оказаться ясной, речь оратора должна отражать круг представлений, которые вписываются в тот контекст, тот опыт, который уже сложился у слушателей. Единство говорящего и воспринимающего получило название эмпатии — способности как бы переноситься во внутренний мир другого человека, способности целостно-эмоционального сопереживания. Оратор стремится именно к такому восприятию текста; его ближайшая цель — сделать речь абсолютно понятной, то есть воздействующей на эмоциональные первоосновы личности собеседника.

Главное условие ясности речи — возможность развернуть ее в диалог, потому что знание собеседника всегда приближает к его внутреннему миру, дает возможность подобрать именно такие слова, с которыми оно заведомо связывает передаваемые оратором ассоциации.

Условием ясности речи является также ее логичность. Высказывание, изобилующее логическими ошибками, непонятно всегда.

Ясности речи препятствуют речевые ошибки самых разных языковых уровней. В фонетике и орфоэпии это неясность артикуляции, дикционные дефекты, неоправданная редукция. Лексическое нарушение ясности обусловливается неверным выбором слова, неумением подобрать синонимы или различить паронимы, злоупотреблением омонимами. На грамматическом уровне это ошибки при выборе формы слова, при включении его в контекст, согласовании с другими в словосочетаниях и предложениях.



2015-11-07 1341 Обсуждений (0)
Умело используйте паронимы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Умело используйте паронимы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)