Тема 9. Монополистическая конкуренция
Тема 1. Введение в предмет. Экономическая теория: объект и методы исследования. Экономические ресурсы: природные, капитальные, трудовые, информационные. Относительная ограниченность экономических ресурсов. Собственность: сущность и формы. Структура прав собственности, передача прав. Экономические интересы, соотношение экономических интересов, целей и средств. Экономические блага и их классификация. Общественное воспроизводство и его фазы: производство, распределение, обмен и потребление. Рыночная экономика и её характерные черты. Условия её функционирования. Конкуренция и ее виды. Рынок: сущность, объекты, субъекты, структура. Рыночный механизм. Преимущества и ограниченность рыночного механизма. Внешние эффекты (экстерналии). Экономическая теория и микроэкономика. Методы микроэкономики. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. История экономической мысли: экономическая мысль дорыночной экономики, меркантилизм, классическая политическая экономия, маржинализм, институционализм, кейнсианство, монетаризм, современные экономические теории. Тема 2. Основы теории спроса и предложения. Понятие спроса и предложения, величины спроса и величины предложения. Законы спроса и предложения. Результаты взаимодействия спроса и предложения. Равновесная цена. Дефицит. Перепроизводство. Причины и факторы изменчивости спроса и предложения. Индивидуальный и совокупный рыночный спрос. Особенности спроса и предложения на товары-субституты и комплиментарные товары. Координация спроса и предложения в процессе их изменения. Излишки потребителя и производителя. Виды микроэкономических цен. Понятие, виды и показатели эластичности. Эластичность спроса по цене и по доходу, перекрестная эластичность, эластичность предложения по цене. Точечная и дуговая эластичность. Взаимосвязь эластичности и общей выручки. Тема 3. Поведение потребителя и потребительский выбор. Причины и факторы, обусловливающие поведение потребителя. Полезность экономического блага, общая и предельная полезность. Максимизация полезности как целевая функция потребления. Бюджетные ограничения и бюджетная линия. Кривые безразличия. Свойства кривой безразличия. Предельная норма замещения. Кривые «доход-потребление», «цена-потребление». Оптимальный потребительский выбор и равновесие потребителя. Эффекты индивидуального спроса и потребительские риски. Эффекты дохода и замещения. Эффект Гиффена. Эффект Веблена. Проблемы и способы оценки состояния потребительских рынков в России. Тема 4. Фирма: теоретические основы внутренней организации и рыночной деятельности. Понятие фирмы как организационной формы предпринимательства и участника микроэкономических рынков. Классификация фирм. Внутренняя и внешняя среда предприятия. Микроэкономическая мотивация поведения фирмы. Фирмы как организаторы. Плюсы и минусы масштабов деятельности фирмы. Неопределенность внешней и внутренней среды фирмы. Виды отраслевых и межотраслевых объединений предприятий. Концентрация, диверсификация и централизация производства. Санация и банкротство предприятий. Тема 5. Издержки производства фирмы. Производство, производственная функция. Особенности производственной функции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Издержки производства. Понятие альтернативных издержек. Виды издержек. Явные и неявные издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Амортизация. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые предельных и средних издержек. Минимизация издержек. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба производства: снижающаяся, повышающаяся, неизменная. Метод изокост-изоквант. Тема 6. Результаты производства и равновесие фирмы. Продукт производственной деятельности фирмы. Характер образования и изменения предельного, среднего и общего продуктов. Взаимосвязь кривых общего, предельного и среднего продуктов. Доходы фирмы. Взаимосвязь и различия продукта и дохода фирмы. Валовые и чистые доходы (выручка). Понятие прибыли: бухгалтерская и экономическая прибыль. Способы максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Методы максимизации прибыли. Доходы фирмы и эффективность ее деятельности. Равновесие производителя: сущность и способы установления. Показатели эффективности деятельности фирмы. Способы оценки предпринимательских рисков. Тема 7. Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Рыночные структуры: сущность, виды, критерии разграничения. Основные элементы теории совершенной конкуренции. Причины образования несовершенных рынков и конкурентов. Фирма как совершенный конкурент. Спрос, предложение, цена, доход и прибыль в условиях чистой конкуренции. Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном и в долгосрочном периодах. Специфика экономической эффективности в условиях совершенной конкуренции. Тема 8. Монополия. Понятие монополии, характерные черты монополии, виды монополии: простая, чистая и естественная монополия. Издержки, цены, доход, предложение и спрос в условиях чистой монополии. Правила максимизации прибыли и минимизации убытков чистым монополистом. Ценовая дискриминация. Общественные издержки монопольной власти. Х-неэффективность. Индекс монопольной власти А.П.Лернера. Индекс Герфиндаля - Хиршмана. Виды монополии в российской экономике. Проблемы формирования конкурентной рыночной среды. Специфика российского антимонопольного законодательства и проблемы его совершенствования. Специфика экономической эффективности в условиях монополии.
Тема 9. Монополистическая конкуренция. Сущность и элементы монополистической конкуренции. Издержки, цены, предложение и спрос в условиях монополистической конкуренции. Особенности равновесия в долгосрочном периоде для монополистической конкуренции.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |