Реализация функций социального обеспечения происходит путем предоставления лицам, пострадавшим от социальных рисков, пенсий, пособий и услуг. Это означает, что отношения по социальному обеспечению имеют имущественную природу.
До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права.
Идею о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права обосновал В.С.Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Он предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим признакам: а) одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим – государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; б) отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство; в) посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение. Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения(Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. Курс лекций. М.,1969.- С.26.).
Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением – к административному праву.
Думается, что названные признаки сохраняют свою научную ценность. С учетом современных социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления социальных рисков, отсутствовавших в советский период, и других факторов, они по-прежнему могут и должны служить ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.
Субъектом отношений по социальному обеспечению может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом (например, в связи с назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане РФ, иностранцы – при наличии международных соглашений, лица без гражданства, беженцы.
Вторым субъектом данных отношений являются государственные органы (учреждения) и иные лица, действующие от имени или по поручению государства (публичные агенты) (Филиппова М.В. .(ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: «Юристъ», 2006. С.86-87.). К их числу относятся: органы министерства здравоохранения и социального развития, органы министерств обороны и внутренних дел, учреждения здравоохранения и социального обслуживания, территориальные отделения Пенсионного фонда РФ (ПФР) и других государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, негосударственные пенсионные фонды, частные медицинские клиники и др.
В связи с этим рассматриваемые отношения сохраняют преимущественнопубличный характер.
За профсоюзами в настоящее время сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, оплатой путевок на санаторно-курортное лечение и в детские спортивные лагеря.
Вторым критерием В.С.Андреев назвал «алиментарный» характер указанных отношений. Необходимо отметить, что среди специалистов в области права социального обеспечения существовали значительные разногласия в трактовке понятия «социальной алиментации». На наш взгляд, наиболее полно раскрыла его содержание Р.И.Иванова. Этим понятием она обозначала способ предоставления «государством или по его поручению...всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития...общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения» (Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект). Автореф.дис.д.ю.н. М.,1987. С.35-36.).
В связи с изменением механизмов финансирования, введением единого социального налога (ЕСН), возможностью добровольного участия в обязательном пенсионном и социальном страховании, переходом к исчислению страховой и накопительной частей трудовых пенсий в зависимости от суммы расчетного пенсионного капитала и суммы пенсионных накоплений, отношения по социальному обеспечению уже нельзя характеризовать исключительно как алиментарные.
Однако высказываются и иные точки зрения. В частности, В.С.Аракчеев предлагает сохранить понятие «алиментарность» в качестве доктринальной категории в научных и учебных целях. Он утверждает, что «в социальном обеспечении речь идет не об индивидуальной (договор пожизненной ренты) или групповой (семейно-правовой) алиментации, а именно социальной, то есть общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению» (Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2003. С.44-47.).
М.В.Лушникова характеризует предмет права социального обеспечения как «социально-алиментарные отношения по распределению государственных средств (госбюджета и обязательных внебюджетных социально-страховых фондов) в порядке, предусмотренном законом, а также иных юридических и физических лиц – на договорных условиях» (Лушникова М.В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений. Автореф.д.ю.н. М., 1997. С.35.).
Исходя из естественно-правовой концепции прав человека, российское государство признает за человеком право на существование и предоставляет ему средства для удовлетворения основных потребностей. Это право гарантируется государством независимо от реализации человеком своих способностей к труду, уплаты ЕСН и страховых взносов. Поэтому отношения, складывающиеся в связи с оказанием малоимущим членам общества помощи в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, сохраняют алиментарнуюприроду.
Работающие лица, подлежащие обязательному пенсионному страхованию или уплачивающие взносы в добровольном порядке, приобретают право на трудовые пенсии, социально-страховые пособия, медицинские услуги только при условии уплаты ЕСН и страховых взносов. С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут складываться из трех частей: базовой, страховой и накопительной, а трудовой пенсии по случаю потери кормильца – из двух частей – базовой и страховой. Размер страховой части зависит от объема приобретенных к началу реформы пенсионных прав и суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном счете застрахованного в ПФР. Размер накопительной части будет рассчитываться исходя из суммы взносов и доходов от их инвестирования, т.е. из суммы пенсионных накоплений.
По своей экономической сути отношения, возникающие по поводу выплаты всех видов трудовых пенсий, являются возмездными. Частично они сохранили неэквивалентный характер (базовая часть пенсии), а частично стали для получателей полностью эквивалентными (страховая и накопительная части).
Отношения по материальному обеспечению государственных служащих, участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан являются возмездными для государства, поскольку источником финансирования служат бюджеты различных уровней. Для получателей, которые прямо не участвуют в создании финансовой базы для их выплаты, они остаются безвозмездными.
Однако экономическая природа пенсий, выплачиваемых за счет бюджетных средств, различна. Так, государственные служащие получают пенсии за выслугу лет с учетом периода службы, лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф,– пенсии по старости с учетом продолжительности общего трудового стажа, а нетрудоспособные граждане – социальные пенсии независимо от участия в трудовой деятельности.
Таким образом, в современных условиях в пенсионном обеспечении фактически сложились две группы отношений – одна в рамках системы обязательного пенсионного страхования, другая – в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.
[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1995. — С. 220.
[2] Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Галаганов. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с.
[3] Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи».
[4] Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»под ред. Р.А. Курбанова, К.К. Гасанова, С.И. Озоженко Юнити-Дана 2014 г. 439 страниц.