Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Схема изучения контрольно-диагностических моделей




1. Изучение каждого зубного ряда:

- размер апикального базиса

 

- форма зубной дуги

 

- баланс места

 

- смещение средней линии в мм

 

- аномалии положения зубов

 

- межклыковое расстояние на нижней челюсти

 

- межклыковое расстояние на верхней челюсти

 

- глубина окклюзионной линии нижней челюсти

 

2. Изучение межокклюзионных взаимоотношений:

- класс по Энглю в области первых моляров и клыков

 

- соответствие трансверзальных размеров зубных дуг

 

- вертикальное перекрытие и сагиттальная щель в мм

 

- соответствие размеров зубов верхней и нижней челюсти

 

Изучение зубных рядов Размер апикального базиса оценивается как широкий, узкий и нормальный. Он может быть оценен визуально по взаиморасположению корней и коронок боковых зубов.

 

 
 

 

б) в)

 

Визуальная оценка ширины апикального базиса: а) нормальный; б) узкий; в) широкий.


Форма зубной дуги оценивается визуально. В идеале форма верхней зубной дуги - полуэллипс, нижней - парабола. При аномалиях форма зубной дуги может быть изменена: V-образная, П-образная, трапециевидная, седловидная и др.

Методы анализа места в зубном ряду Баланс места вычисляется как разница между местом, имеющимся в зубной дуге, и местом, которое необходимо для установки зубов. Для этого, каждый квадрант челюсти делится на 2 сегмента: фронтальный (от средней линии до дистальной поверхности бокового резца) и боковой (от дистальной поверхности бокового резца до мезиальной поверхности первого постоянного моляра). Измерителем определяют длину этих сегментов, и сравнивают с суммой мезиодистальных размеров постоянных зубов, которые должны располагаться в этих сегментах. При наличии промежутков между зубами (тремы) имеет место положительный баланс места, при скученности - отрицательный. Данные измерения фронтального и бокового сегмента каждого квадранта суммируются. Окончательный баланс места дается для каждого квадранта в отдельности.

 
 



 

Определение баланса места Пример расчета баланса места:

 

Имеющееся место Необходимое место | 20 1 17 | 15 | 21 |23 [15 [ 15 |23 I

 

Окончательный Сумма по сторонам

  баланс      
! -з 1+2 ! 0 1 -2 1 -1 -2

 

 

Если смена зубов в боковом сегменте не закончена, проводят прогноз размеров зубов опорной зоны (участок зубной дуги между дистальной поверхностью бокового резца и мезиальной поверхностью первого постоянного моляра). С этой

целью используют формулу Тапаса (модифицированную Mueller): Сумма 3 4 5 в/ч= СУММА НИЖНИХ РЕЗЦОВ +10,8 (мальчики)

2 +10,2 (девочки)

 

^ / СУММА НИЖНИХ РЕЗЦОВ +10,3 (мальчики)

Сумма 3.4,5 н/ч= --------------------- ------------------ ^ ^ >

Мезиальное смещение боковых зубов верхней челюсти можно определить по положению клыков относительно диагностической линии RPT (Schmuth). Линию RPT проводят через задний край резцового сосочка и основание первой пары поперечных небных складок перпендикулярно небному шву. В норме она должна пересекать коронку клыка. Если она проходит через коронку первого премоляра, это говорит о мезиальном смещении боковой группы зубов.

 

 
 

 

Определение мезиального смещения боковых зубов по линии RPT

 

Смещение средней линии зубов (в мм) отмечается относительно срединного небного шва на верхней челюсти, и относительно проекции срединного небного шва на нижней челюсти.

Аномалии положения отдельных зубов. Описывают положение каждого неправильно стоящего зуба:

- корпусное смещение (небное, вестибулярное, мезиальное, дистальное); - наклоны (протрузия, ретрузия);

- мезиальный, дистальный, ротация, тремы, диастема, транспозиция, инфра супрапозиция.

Межклыковый индекс. Межклыковое расстояние на нижней челюсти (рис.

16) является величиной, которая должна сохраняться постоянной в процессе лечения, так как изменение ее ведет к рецидиву. Для того, чтобы постоянно контролировать размер межклыкового расстояния в процессе лечения, необходимо измерить его и отметить в карте. Межклыковое расстояние измеряется между вершинами бугров постоянных клыков.

Отталкиваясь от известного, что расстояние между клыками нижней челюсти - стабильная величина, на кафедре стоматологии детского возраста и ортодонтии УГМА было измерено расстояние между клыками на верхней и нижней челюсти у 40 человек с ортогнатическим прикусом и определен индекс межклыкового расстояния.

Среднее расстояние между 1.3.-2.3. = 34,2;

Среднее расстояние между 3.3.-4.3.= 26,0.

Определение индекс межклыкового расстояния (L) при ортогнатическом прикусе:

L 1.3. -2.3.

-------------------------- =1.31

L 3.3. - 4.3. ’

Определение расстояния (L) между верхними клыками через индекс:

 

- определяется расстояние между нижними клыками;

 

- вычисляется расстояние между верхними клыками: L 3 . 3 . - 4.3.x 1,31 = L 1.3 - 2.3.

- сравнивается вычисленная величина с фактической.

 

 
 

 

Определение межклыкового расстояния

 

Глубина окклюзионной линии нижней челюсти. Для измерения глубины окклюзионной линии (кривая Spee) линейка или шпатель укладывается на режущий край резцов и бугор последнего моляра. Измерение производят в самом глубоком месте от линейки до вершины бугра премоляра.


 

 

 

 

Измерение глубины окклюзионной линии (кривая Spee) на нижней челюсти.

 

Изучение межокклюзионных взаимоотношений Класс по Энглю в области первых постоянных моляров и клыков. В норме соотношение первых постоянных моляров по 1 классу Энгля:мезиально-щечный бугор верхнего шестого зуба находится в межбугровой фиссуре нижнего шестого. При этом верхний клык находится между нижним клыком и первым премоляром. При дистальном прикусе наблюдается смыкание по II классу Энгля:моляры контактируют одноименными буграми или верхний шестой контактирует с нижним первым моляром и вторым премоляром (нижний зубной ряд смещен дистально относительно верхнего зубного ряда). При этом верхний клык контактирует только с нижним клыком или с клыком и боковым резцом нижней челюсти. При мезиальном прикусе наблюдается смыкание по III классу Энгля:мезиально- щечный бугор верхнего шестого контактирует с дистально-щечным бугром нижнего шестого или со вторым моляром нижней челюсти (нижний зубной ряд смещен мезиально относительно верхнего зубного ряда). При этом верхний клык контактирует с нижним первым премоляром.

 

 
 

 

а) б) в)

 

Определение класса по Энглю: а) класс I; б) класс II; в) класс III


Соответствие трансверзальных размеров зубных дуг. В норме щечные бугры верхних боковых зубов перекрывают одноименные бугры нижних боковых зубов. При наличии патологии смыкания отмечают вестибулярный или лингвальный перекрестный прикус (одно- или двусторонний). Однако при правильном смыкании зубных рядов может наблюдаться несоответствие трансверзальных размеров зубных дуг в конструктивном прикусе. Для оценки ширины верхней и нижней зубной дуги используют методику Пона (Pont). Измеряют расстояние между точками Pont в области премоляров и моляров на верхней и нижней челюсти. В норме расстояние между точками Pont на верхней и нижней челюсти должно быть одинаковым. Кроме того, с помощью данной методики можно вычислить соответствие ширины зубных рядов и размеров зубов. Для этого измеряют мезиодистальный размер 4-х резцов, суммируют и, используя формулу Pont, вычисляют трансверзальный размер зубной дуги между премолярами и молярами, который должен соответствовать данной ширине коронок резцов, а затем сравнивают «идеальные» данные с фактическими.

Для удобства использования существуют специальные таблицы, где даны значения трансверзального размера зубных дуг в зависимости от суммы мезиодистальных размеров 4-х верхних резцов. Точки Pont на в/ч: центр продольной фиссуры первого премоляра; переднее углубление продольной фиссуры первого моляра. Точки Pont на н/ч: дистальная точка первого премоляра, точка контакта со вторым премоляром; вершина дистального щечного бугра первого моляра.

 

Рис. Точки Пона (Pont).

 

Сагиттальная щель и вертикальное перекрытие в мм. Измерение сагиттальной щели и вертикального перекрытия проводят в целях изучения динамики в процессе лечения. В случае наличия обратной сагиттальной щели или вертикальной щели значения отмечают знаком минус.

 

 
 

 

Измерение сагиттальной щели и вертикального перекрытия

 





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)