ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
Уровень концентрации на товарных рынках определяется с помощью большой системы коэффициентов, среди которых наиболее часто в практической деятельности используются следующие: 1. Коэффициент концентрации 2. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана 3. Коэффициент относительной концентрации Коэффициент концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке. Он определяется как сумма рыночных долей n крупнейших продавцов рынка: где CRk – индекс концентрации k продавцов, %, si - доля продаж i – го продавца в объёме реализации рынка, %, k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчёта коэффициента. СR(3) = 66,3+17,4+8,2 = 89,9 % (36.6,Ваша аптека, АВС) CR(4) = 89,9+ 5,8 = 95,7 % (36.6,Ваша аптека, АВС, Старый Лекарь) CR(5) = 95,7 + 2,1 = 97,8 % 36.6,Ваша аптека, АВС, Старый Лекарь, Ладушка) Обобщающим показателем уровня монополизации, учитывающим численность предприятий, неравенство их положения на рынке, является коэффициент Гефиндаля-Гиршмана. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана – это сумма квадратов рыночных долей конкурентов, действующих на рынке. где si – доля i-ой фирмы на рынке; n – общее число фирм на рынке. Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и слабее рыночная власть отдельных фирм на рынке. В соответствии с различными значениями коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынков по степени концентрации, приведены в таблице 5. Типы товарных рынков по степени концентрации
Таблица 5
HHI = 2,12+8,22+66,32+17,42+5,82=4803,74
Рынок ВЫСОКО КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ Коэффициент относительной концентрации (К). Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара: где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, % α – доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции, %. При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. При К≤1 на рынке наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика. Данный показатель обладает существенными преимуществами, выгодно отличающими его от предыдущего индекса, так как учитываются рыночные доли крупнейших предприятий и число предприятий, работающих на рынке. В тоже время до сих пор нерешённой остаётся проблема определения числа крупнейших предприятий, включаемых в этот индекс. Для большей определённости при расчете данного показателя в расчет надо брать показатели трех крупнейших предприятий. В результате оценки уровня концентрации, необходимо определить, к какому типу рынка относиться исследуемый товарный рынок. КОНЦЕНТРАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ. ВЫВОД: в ходе проведенного исследования, при расчете коэффициента Герфендаля-Гиршмана, выявлено, что в данном случае рынок высококонцентрированный, т.к. 2000< 4803,74<10000.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |