ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РФ
Среди причин, мешающих повышать конкурентоспособность российского машиностроения и промышленности в целом, можно назвать: структурные диспропорции; высокую степень износа основных фондов; низкую восприимчивость к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей; низкую производительность труда; высокую материало- и энергоемкость; отсутствие современного оборудования для выпуска инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; низкую долю продукции с высокой долей добавленной стоимости; недостаточные кадровое обеспечение и финансово-экономические возможности. Сложившаяся ситуация - это результат невмешательства государства в экономику машиностроения. Большинство экспертов высказываются о том, что государству нужно стимулировать развитие машиностроения налоговой политикой, определением перечня новейших технологий двойного назначения, которые должны быть разморожены. По мнению экспертов, государственное регулирование должно затрагивать все стороны экономической жизни предприятий и быть нацеленным на стимулирование развития и потребления новых технологических продуктов. Несмотря на увеличение численности промышленно-производственного персонала, объем производства растет незначительно, а в 2013 г. рост и вовсе остановился. Это свидетельствует о снижении производительности труда, повышении затрат и уменьшении эффективности производства, которое происходит в том числе и по причине неэффективного государственного управления: современная концепция налогообложения отрицает необходимость введения льгот для определенных секторов экономики. Профессор Й. Ланг в проекте Кодекса налоговых законов для государств Центральной и Восточной Европы выражает свою концепцию таким образом: «налоговые привилегии усугубляют налогообложение для тех, кто не попадает в число льготников, активизируют их сопротивление налогам и дают повод к новым привилегиям. А уж коль взошли семена налоговых привилегий, то освободиться от них возможности почти не представляется». Первое направление решения большинства проблем машиностроительного комплекса - развитие внутреннего рынка продукции машиностроения. Объем заказов определяет степень зависимости предприятий машиностроения. Расширение и развитие внутреннего рынка должны сгладить проблемы, вызванные существованием естественных монополий, и повысить конкурентоспособность машиностроительного комплекса. Второе направление решения проблем машиностроения - проведение технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса: внедрение новых технологий, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования; повышение финансовой устойчивости машиностроительных предприятий путем их объединения в крупные корпорации и холдинги; улучшение рентабельности предприятий посредством оптимизации структуры производства благодаря использованию программного управления и роботизированных линий; увеличение темпов обновления и ввод более совершенных основных фондов за счет инвестиций, государственного финансирования и частного капитала; создание федеральных научных центров современных технологий. Третье направление решения проблем - совершенствование финансирования современного машиностроения: льготное кредитование производителя, направляющего инвестиции в развитие и модернизацию производства 80% прибыли и более и 100% амортизационных отчислений; освобождение от налогообложения реинвестированой величины прибыли; стимулирование инвестиционной активности посредством предоставления льгот по налогам на землю, а также таможенных льгот на ввозимое технологически современное оборудование и технику; финансирование инновационной деятельности за счет льгот по НДС, налогу на имущество, а также таможенных льгот на вывозимую за рубеж инновационную продукцию. По оценкам экспертов, существуют два пути развития машиностроительного комплекса: инновационный и энергосырьевой. При условии реализации инновационного сценария развития предполагается разработка и производство продукции с улучшенными параметрами качества с одновременным замещением импортных машин и технологий. По различным оценкам, стоимость производства должна возрасти до 14 805 млрд руб. в 2025 г. Объемы производства машиностроительного комплекса в ценах 2007 г., в рамках инновационного сценария с оценкой «полного» влияния технологической модернизации за период 2010-2025 гг. вырастут в 3,3 раза. Согласно энергосырьевому сценарию должна произойти полная модернизация отрасли. До 2015 г. текущий спрос на продукцию машиностроения будет удовлетворяться за счет технологий предыдущего поколения и импортозамещения, затем - благодаря частичной замене импортных технологий на отечественные. Для энергосырьевого сценария в условиях учета «полного» влияния технологической модернизации объемы производства машиностроительного комплекса прогнозируются в размере 9623 млрд руб. в 2025 г. Таким образом, вероятность достижения поставленных целей в полном объеме с учетом положительных и отрицательных тенденций и при соответствующем финансировании научных разработок в области нового оборудования, по нашему мнению, невелика. Можно сделать вывод о том, что реализация сценария инновационного развития в полной мере не представляется возможной. В то же время в машиностроительном комплексе есть потенциал, который должен быть реализован.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1537)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |