Подходы к пониманию термина «глава государства» и его место в системе разделения властей
Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах
Выполнил: -студент группы ЮБ-21 -Елизарова Ольга Юрьевна
-Научный руководитель: к.ю.н.,доцент кафедры государственно - правовых дисциплин -Домрачев Дмитрий Гарриевич
Киров
Оглавление Введение. 3 Глава 1 Глава государства: теоретико-правовой аспект. 5 1.1 Подходы к пониманию термина «глава государства» и его место в системе разделения властей. 5 1.2 Глава государства и формы правления. 9 1.3 Формы главы государства. 15 Глава 2 Элементы конституционно-правового статуса главы государства 20 2.1 Замещение поста и прекращение полномочий главы государства в монархии. Выборы и прекращение полномочий президента республики. 20 2.2 Классификация полномочий главы государства. 26 2. 3 Ответственность главы государства. 31 Заключение. 37 Библиографический список. 39
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что: глава любого зарубежного государства является центральной и важнейшей фигурой в системе высших органов власти вне зависимости от того кто это, монарх, либо президент. Глава государства олицетворяет собой единство нации; является символом государства; представляет страну на международной арене; выполняет высшие государственные функции во внутриполитической жизни страны; служит связующим звеном между высшими органами власти. Главы зарубежных государств играют значимую роль в судьбе не только самого государства, но и в судьбе его народа, а следовательно не только обладают большими властными полномочиями, но и несут огромную ответственность. Таким образом, по мнению автора, такие важные элементы государственного механизма как должность главы государства и его конституционно-правовой статус не должны оставаться без внимания и их следует изучить более подробно. Изучение данных понятий необходимо для более полного понимания статуса главы государства в системе государственных органов и жизни зарубежных стран. Целью исследования является необходимость: изучить конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах. Поставленная цель может быть достигнута посредством решения ряда задач исследования: 1) выявить основные подходы к пониманию термина глава государства, а также определить роль главы государства в системе разделения властей; 2) проанализировать существующие формы глав государства, а также особенности замещения поста и прекращения полномочий главы государства в государствах с разными формами правления; 3) провести классификацию полномочий главы государства; 4) изучить особенности ответственности главы государства;
Объектом исследования : являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления главой государства возложенных на него полномочий в зарубежных странах. Предмет исследования: составляют конституционные нормы, закрепляющие статус главы государства и процесс реализации его полномочий при взаимодействии с органами государственной власти в зарубежных странах. Теоретическая основа исследования: данный вопрос исследовали такие известные учёные как А.А. Мишин, М.А. Крутоголов, И.П. Ильинский, С.А. Егоров, А.Е. Козлов, Ф.М. Решетников, Ю.П. Урьяс, которые высказывали различные мнения о конституционно-правовом статусе главы государства в зарубежных странах. Методами исследования являются метод анализа, сравнения, а также формально-юридический метод. Структура работы предопределяется особенностями ее содержания, и включает в себя: введение, две главы, включающие семь пунктов, заключение, библиографический список.
Глава 1 Глава государства: теоретико-правовой аспект
Подходы к пониманию термина «глава государства» и его место в системе разделения властей Пост главы государства существует при всех формах правления и является неотъемлемой частью любого государства. Данная особенность объясняется тем, что каждое государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Именно эти потребности реализует глава государства. Употребление данного понятия в различных источниках происходит в неодинаковых значениях и смыслах: 1)Исходя, из первого подхода , «глава государства» зачастую может определяется как высшее государственное должностное лицо, считающееся верховным представителем государства» .[1] При этом «глава государства» ставится над существующей триадой (законодательной, исполнительной, судебной) властей и, таким образом, выводится из системы разделения властей, получая особый статус с дополнительными полномочиями .[2] Автор отдаёт большее предпочтение данному подходу так, как считает, что данный подход более полно отражает понятие и роль главы государства в функционировании государственного механизма. 2)Согласно второму подходу, понятие «глава государства» употребляется как синоним понятия «глава исполнительной власти». 3)Третий подход, указывает на то, что «глава государства» определяется как конституционный орган и одновременно как высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, является символом государственности народа.[3] В учебной литературе по государственному праву главой государства называется официальное должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществлявшее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. Профессор А.С. Автономов определяет главу государства, как лицо, которое занимает формально высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляет верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене. При этом глава государства является носителем исполнительной власти, осуществляемой им либо единолично, либо совместно с правительством. [4] В разных странах глава государства в соответствии с их Конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен. В качестве примера можно привести монарха в Великобритании и президента в Индии. Либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства. Например, в таких государствах, как Египет и США. Либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти. Например, как это существует в Германии и Италии. Также глава государства может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем, как в Омане и Саудовской Аравии.[5] Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо. В некоторых странах, например в США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти. Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет.[6] Так, среди 15 государств — членов Европейского Союза только в одной Франции глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа Европейского Совета. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов. Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданно. Здесь необходим конкретный анализ. Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей. Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать.[7] Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует различные подходы к пониманию термина глава государства, но они все свидетельствуют о том, что глава государства это неотъемлемая часть всего государственного механизма. Данное лицо призвано осуществлять высшие государственные функции, служить связующим звеном между высшими органами власти, а также осуществлять интегрирующую и контролирующую функции по отношению к системе разделения властей. Автор, склоняется к мнению о том, что у любого государства должен быть его глава потому, что только в таком единстве государства могут продуктивно развиваться.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |