Методы педагогического исследования
Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук (например, психологии, социологии). Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает: - опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; - активное воздействие исследователя на педагогическое явление; - измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия; - неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов. Выделяют 4 этапа эксперимента: - теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; - методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов; - собственный эксперимент– проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций «испытуемых»); - аналитический– количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. По условиям организации различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный(создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий(развивающий, формирующий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения. Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений. Вопросы и задания для самопроверки 1. Раскройте сущность понятия методологии педагогической науки. 2. Каковы функции методологии педагогики? 3. Каково методологическое обеспечение инновационных процессов в педагогике? 4. Назовите и охарактеризуйте основные методологические принципы в педагогике. 5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования. 6. Какие методы используются для анализа педагогического опыта? 7. Каковы особенности проведения педагогического эксперимента? Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |