Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ



2015-11-06 2306 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 5.00 из 5.00 4 оценки




И. П. ПОДЛАСЫЙ

ПЕДАГОГИКА

Новый курс

В двух книгах

Книга 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям


гуманитарный/-издательский/


Москва



УДК-*7,0{075.8) ББК

П44


К СТУДЕНТАМ


 


П44

18ВЫ 5-691-00174-4 ШВЫ 5-691-00175-2(1)

Подласый И.П.

Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб, заве­дений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.

18ВМ 5-691-00174-4.

18ВМ 5-691-00175-2(1).

Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории вос­питания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Рассматриваются принципы органи­зации педагогического процесса в школе, задачи, формы и мето­ды деятельности педагога.

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов.

УДК 37.0(075.8) ББК 74.00я73

г- .1БЛИ07ЕКА

Подласый И.П., 2000 Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000 Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000


Мы приступаем к изучению необычной науки. В чем же ее необычность? Во-первых, это наука чрезвычайно сложная, мо­жет быть, самая сложная из всех известных наук. Доказывать очевидное нет особой необходимости: человек есть высшее до­стижение природы, ее венец. Может ли быть простой наука, изучающая человека? Во-вторых, наша наука очень противоре­чивая, неоднозначная, диалектическая. Мало сказать, что каж­дый человек имеет свое мнение о воспитании и может опро­вергнуть чуть ли не любое утверждение, приведя «противопо­ложные» примеры, и будет по-своему прав. И среди великих мыслителей нет единодушия в оценках этой стороны челове­ческой и общественной жизни. Сотни диаметрально противо­положных утверждений встретятся нам в работах философов, педагогов, политиков, государственных деятелей, пожелавших оставить беспристрастной истории свои труды. Кому верить? Почему? В-третьих, наша наука необъятная, что без доказа­тельств вытекает из предыдущего. Эвересты педагогических книг уже написаны, а необходимость изучать проблемы воспи­тания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей развития, с ее не только прозрениями и открытиями, но и дра­мами человеческих судеб, бесчисленными ошибками, тупика­ми, заблуждениями.

В добрый путь, пытливые ученики. Позвольте объяснить вам, как составлен наш учебник, дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу.

Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактичес­ких знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем и действовать. Работа с учебной книгой — первый шаг и нужном направлении. Успешной она будет лишь в том слу­чае, если мы с вами, уважаемый студент, станем единомыш­ленниками, если мы будем понимать друг друга. Основой по­нимания станут проверенные жизнью принципы прогрессив­ной педагогики. Что для этого требуется? С нашей стороны — ясное, научное, доступное и интересное изложение. Удел сту­дента — нелегкий познавательный труд, который нужно поста-


раться сделать максимально продуктивным. Без самостоятель­ного труда ни в одном серьезном деле результата не достичь, и кто боится труда, тот сам себя лишает удовольствия познавать истину.

Обучение строится по испытанной классической схеме из­ложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познава­тельного процесса. Излагаются знания по принципу укрупне­ния дидактических единиц: такая структура помогает усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает умения причинно-следственного мышления.

информационный блок; расширяющий блок; проблемный блок;

Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их ус­ловным обозначениям:

— ситуационный блок;

— блок самоконтроля;

— корректирующий
блок.

Все главы завершаются контрольным тестом и списком ли­тературы для самообразования.

Основные сведения курса изложены в информационных бло­ках (ИБ). Их компактность достигается путем структурирования знаний, вычленения стержневых идей, использования логичес­ких и графических схем, точных и кратких формулировок.

В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. Расширяющие блоки «оживляют» теоретическую ин­формацию, содержат яркие запоминающиеся факты, приме­ры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталки­вать к собственным выводам, для которых уже накоплены не­обходимые знания. Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляй­те, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального разви­тия может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без

Труда ВЫВОДЫ. ;: ;>; ".! ••., . -., \ .:,


«Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталки-^ ваются в жизни», — заключил на склоне лет Шиллер. Вот по­чему так важно поразмыслить и над практическим применени­ем теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной пе­дагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы ни уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдете материал для обратной связи: жизнь — теория; теория — жизнь.

Блоки самоконтроля и коррекции (БС, КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспе­чения прочности усвоения. В них использованы различные способы стимулирования ответов, преимущественно средства безмашинного программирования. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога — профессиональная уверенность.

Работа с учебником строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

БС
СБ
ТЕСТ

ИБ -РБ - ПБ

информация ситуация коррекция контроль

Обратите внимание: блоки не всегда имеют постоянное место в структуре изложения, поэтому приведенная схема от­ражает наиболее типичную последовательность переходов. Каждый студент выбирает подходящую для себя схему обуче­ния в соответствии с поставленной целью и имеющимися воз­можностями. Позвольте лишь напомнить, что полноценное ус­воение педагогической теории без тщательной и желательно многократной проработки всех предложенных блоков невоз­можно.

Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой «Ордана», имеющей аналогичную структуру рас­пределения материала. Работая с программой, вы не только лучше усвоите информацию, но и получите наглядное пред­ставление о применении электронно-вычислительной техники при изучении гуманитарных дисциплин, новейших способах программирования и тестового контроля.

Обратите внимание и на новые для учебной литературы так называемые диагностические индексы, сопровождающие каж-


дую тему. Они выведены путем статистического анализа ре­зультатов изучения материала контрольными группами студен­тов. Первый индекс — показатель минимально необходимого времени (МНВ). МНВ — это время, за которое учебный мате­риал можно прочитать только один раз, показатель усвоения при этом обычно не превышает 25—30%. Второй индекс харак­теризует среднестатистическую трудность изучаемого материа­ла в условных единицах. Сопоставление первого и второго ин­дексов определяет общее время, необходимое для усвоения ма­териала с коэффициентом усвоения не ниже 0,7. Планируйте свое обучение по этим ориентирам. Успеха вам.


Часть



ОБЩИЕ ОСНОВЫ


^ ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ


 


!•


10 Ц1 Педагогика — наука о воспитании

13 1Р Возникновение и развитие педагогики

« . ||^*~'

""""ТП

24 |Р Основные категории педагогики

•ч».»**^

ва^П

32 1Р Педагогическая наука и педагогическая практика
37 Ц1 Система педагогических наук


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ


Минимально необходимое время (в минутах)
изучения материала темы (МНВ).........................



 


Трудность (в условных единицах от 1.00)
изучаемого материала....................................


0,64


Время (в минутах), необходимое для полно­
ценного усвоения знаний................................... 144


] Педагогика — наука о воспитании

Свое название педагогика получила от греческих слов «пай-дос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдаго-гос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции на­зывали раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учи­тельствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возни­кновению особой науки о воспитании детей. Теория очисти­лась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до сере­дины XX в. И только в последние десятилетия возникло пони­мание того, что в квалифицированном педагогическом руко­водстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспита­нии человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в са­мом широком смысле, включая образование, обучение, разви­тие. Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в ми­ровом педагогическом лексиконе все чаще употребляются но­вые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» — чело­век и «аго» — вести).


Во все времена педагоги искали лучших путей помощи лю­дям в использовании данных им природой возможностей, фор­мировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапли­вались необходимые знания, одна за другой создавались, про­верялись и отвергались педагогические системы, пока не оста­лись самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и на­ука о воспитании, главной задачей которой становится накоп­ление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной тео­рии две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория во­оружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогно­зировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитатель­ный процесс в различных условиях, оценивать его эффектив­ность. Новейшие технологии обучения, образования и воспи­тания, эффективные методики также рождаются в педагогичес­ких лабораториях.

При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на опре­деленном этапе исторического развития и есть воспитание, на­правленность и уровень которого объективно отражают достиг­нутый уровень развития общества. Несмотря на то что педаго­гика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкре­тен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учеб­но-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на опера­тивное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практичес­кий опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традици­ях, обычаях людей, народной педагогике; философские, об­ществоведческие, педагогические и психологические труды; те­кущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований;

п


опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.



2015-11-06 2306 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)