Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система внутреннего контроля




 

Система внутреннего контроля (СВК) представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством и другими сотрудниками, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, а также соответствия деятельности действующим нормативным правовым актам. Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей (рис.52).

Рис.52

Контрольная средавключает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля клиента, а также понимание значения такой системы для его деятельности (рис.53).

Контрольная среда клиента оказывает влияние на сознательность людей в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.

 

Рис.53

Эффективность средств контроля не может быть обеспечена при отсутствии честности и других этических ценностей у людей, осуществляющих управленческие и контрольные функции. Честность и другие этические ценности являются существенными элементами, оказывающими влияние на эффективность:

- организации средств контроля;

- управления средствами контроля;

- мониторинга средств контроля.

Честность и другие этические ценности определяются этическими и поведенческими стандартами, и тем, как они доводятся до всеобщего сведения и применяются на практике. Это включает:

- действия руководства, направленные на устранение (уменьшение) факторов, которые могли бы побудить персонал к совершению нечестных, незаконных и неэтичных поступков;

- доведение до сознания персонала ценностных и поведенческих стандартов клиента с помощью распоряжений руководства, кодекса поведения, а также личного примера.

Профессионализм – это профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения задач, определяющих суть деятельности конкретного работника. Приверженность профессионализму отражает мнение руководства об уровнях знаний, необходимых для выполнения соответствующих видов работ, и о способах использования этих уровней в качестве квалификационных требований.

Представители собственника в значительной степени оказывают влияние на сознательность сотрудников клиента в отношении контроля (рис.54).

Рис.54

Ответственность представителей собственника устанавливается в регламентах деятельности и инструкциях или рекомендациях, составленных для них. Важной функцией представителей собственника является надзор за эффективностью и работоспособностью СВК клиента, привлечение внимания и принятие необходимых мер в случае обнаружения серьезных недостатков этой системы.

Философия и стиль работы руководителей имеют широкий диапазон характеристик (рис. 55).

Рис.55

Организационная структура клиента представляет собой систему, в рамках которой планируется, осуществляется, контролируется и отслеживается деятельность этого лица для достижения стоящих перед ним целей. Создание надлежащей организационной структуры включает рассмотрение ключевых областей ответственности и полномочий и надлежащую систему внутренней подотчетности.

В ходе осуществления деятельности должны быть разделены ответственности и полномочия сотрудников, и установлена иерархия подотчетности сотрудников (рис.56).

Рис.56

Кадровая политика и практика подразумевают:

- набор;

- адаптацию (инструктаж при приеме на работу);

- подготовку;

- обучение;

- оценку;

- консультирование;

- продвижение по службе;

- вознаграждение сотрудников.

Критерии для набора наиболее квалифицированных работников должны уделять внимание базовому образованию, предшествующему опыту работы, последним достижениям, честности и этичному поведению.

Политика в области обучения должна наглядно отражать ожидаемый уровень качества выполняемой работы и стандарты поведения.

Служебный рост сотрудников, осуществляемый в результате периодической оценки работы, должен демонстрировать приверженность клиента к продвижению по службе квалифицированного персонала на более высокие уровни ответственности.

Процесс оценки рисковклиентом представляет собой процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий (рис.57).

Рис.57

Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения рисков, или может принять решение игнорировать риски из-за дороговизны средств контроля в отношении них или других причин Причины возникновения и изменения рисков показаны в таблице 5.

Таблица 5

Причины возникновения и изменения рисков Пример изменения рисков
изменения в окружении клиента макроэкономические изменения, в т.ч. связанные с изменениями в нормативной среде, приводят к изменениям в конкурентном давлении, и к изменениям рисков
новый персонал новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на СВК или иные приоритеты
внедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем значительные и быстрые изменения в информационных системах могут изменить риски, связанные с СВК
быстрый рост и развитие действующие средства контроля могут не справиться с возросшим объемом операций
новые технологии внедрение новых технологий в производственные процессы или информационные системы может изменить риск, связанный с СВК
новые подходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг освоение новых видов деятельности, продукции и т. п., в отношении которых клиент имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков, связанных с СВК
реструктуризация деятельности реструктуризация деятельности может сопровождаться сокращением численности персонала, изменениями в распределении обязанностей и контрольных функциях, которые могут повлиять на риск, связанный с СВК
расширение операций за рубежом, открытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятия влечет за собой новые необычные риски, которые могут оказать влияние на СВК, например, в результате осуществления операций с иностранной валютой, в связи с особенностями зарубежного хозяйственного или налогового законодательства
новые принципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения учета и подготовки отчетности принятие новых учетных принципов или их изменение может повлиять на риски, связанные подготовкой финансовой отчетности

 

Информационная система, связанная с подготовкой финансовой отчетности, включает систему бухгалтерского учета. Большинство информационных систем активно использует компьютерные средства и информационные технологии (рис.58).

Рис.58

Информационную систему составляют следующие процедуры (рис.59)

Рис.59

Качество информации, генерируемой информационными системами, влияет на способность руководства клиента принимать надлежащие управленческие решения и осуществлять контроль деятельности организации, а также на возможность подготовки достоверной финансовой отчетности. Подготовка достоверной финансовой отчетности возможна, если срабатывают функции учета (рис.60).

 

 

Рис.60

Составной частью информационных систем является система информирования персонала, которая обеспечивает понимание сотрудниками обязанностей и ответственности, связанных с организацией и применением СВК в отношении отчетности (рис.61).

Рис.61

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (рис.62).

Рис. 62

Контрольные процедуры в части обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций, и делятся на две большие группы средств контроля (рис.63).

 

Рис.63

Общие средства контроля информационных систем включают политику и процедуры, которые имеют широкие области применения и предназначены для обеспечения эффективного функционирование прикладных средств контроля, помогая удостовериться в правильном бесперебойном функционировании информационных систем (рис.64).

 

Рис.64

Функции общих средств контроля должны противодействовать рискам, которые создают информационные системы.

Прикладные средства контроля представляют собой процедуры, автоматизированные или осуществляемые вручную, которые используются на уровне обработки хозяйственных операций. Прикладные средства контроля могут быть по своему характеру предупреждающими или обнаруживающими, и предназначены обеспечить верность бухгалтерских записей. Прикладные средства контроля связаны с процедурами, используемыми для инициирования операций, регистрации, обработки и обобщения хозяйственных операций или другой финансовой информации. Они помогают удостовериться, что данные хозяйственные операции действительно имели место, были санкционированы надлежащим образом, а также в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны информационными системами. Примерами могут служить контрольное тестирование компьютером вводимых данных или контроль сквозной нумерации вводимых документов с последующей выдачей персоналу, выполняющему учетные функции, сообщений или справок о выявленных несоответствиях. Персонал при этом мог бы исправлять такие ошибки и несоответствия либо непосредственно в момент ввода, либо впоследствии.

Проверка наличия и состояния объектов включает меры, показанные на рис 65.

Рис.65

Разделение обязанностей подразумевает наделение различных людей полномочиями санкционирования операций (выдачи разрешения на совершение операции), регистрации операций в учете и хранения активов.

Разделение обязанностей имеет целью уменьшить возможность совершения и утаивания ошибки или недобросовестных действий в процессе обычного выполнения персоналом своих обязанностей. Примерами разделения обязанностей является разделение обязанностей по подготовке отчетов, их просмотру, согласованию и их утверждению, а также по утверждению и проверке документов.

Некоторые контрольные действия могут зависеть от применения на более высоком уровне надлежащих процедур, установленных руководством или представителями собственника.

Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени (рис.66). Мониторинг осуществляется с целью обеспечения непрерывной эффективной работы средств контроля.

Рис.66

Руководство осуществляет мониторинг средств контроля путем осуществления непрерывных мероприятий, отдельных оценок или сочетания того и другого. Это часть обычной деятельности по управлению в форме постоянного руководства и надзора.

В мероприятиях по мониторингу часто принимают участие внутренние аудиторы. В своих действиях в области мониторинга средств контроля руководство клиента может использовать информацию, полученную извне, например, жалобы клиентов или комментарии, исходящие от регулирующих органов, указывающие на проблемы, или привлекающие внимание к областям, где требуются улучшения.

 






Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)