Графическое изображение полей допусков и расчет параметров посадок гладких цилиндрических соединений
По метрологии, стандартизация и сертификации
Выполнил: студент 3309 группы Свиридонов И.С Проверила: Возженникова Т. В.
Новосибирск 2013
Оглавление ЗАДАНИЕ 1. Графическое изображение полей допусков и расчет параметров посадок гладких цилиндрических соединений 3 ЗАДАНИЕ 2. Расчёт и выбор посадок с зазором 8 ЗАДАНИЕ 3. Расчёт и выбор неподвижной посадки 10 ЗАДАНИЕ 4. Расчёт исполнительных размеров гладких предельных калибров 12 ЗАДАНИЕ 5. Расчёт и выбор посадок для подшипников качения 14 ЗАДАНИЕ 6. Определение допусков и предельных размеров резьбового соединения 17 ЗАДАНИЕ 7. Определение допусков и предельных размеров для шпоночного соединения 20 ЗАДАНИЕ 8. Расчёт точности размеров входящих в размерные цепи 21
Литература24 Графическое изображение полей допусков и расчет параметров посадок гладких цилиндрических соединений
Определяю предельные отклонения, размеры, допуски, зазоры, натяги и строю поля допусков. Исходные данные: Dн = dн = 60 мм – номинальный диаметр. Н10– основная посадка в системе основного отверстия. h6– основная посадка в системе вала.
В системе отверстий (CA) выбираем посадки для основного отверстия Н10: и предельные отклонения вала
Посадка с зазором
Посадка с натягом
В системе вала (CB) выбираем посадку для основного вала и предельные отклонения. Посадка с зазором
Посадка переходная
Посадка с натягом
Таблица 1.1 Посадки в СА для соединения Ø 60мм в десятом квалитете
Таблица1.2. Посадки в СВ для соединения Ø 60мм в шестом квалитете
Расчётные формулы: Параметры посадок, образующих соединения в системе отверстие и системе вала, рассчитывают по зависимостям. Предельные значения определяются; для вала - dmax = dн + es; dmin = dн + ei; (1.1; 1.2) для отверстие - Dmax = Dн + ES Dmin = Dн + EI; (1.3; 1.4) где dн, Dн – номинальные размеры вала и отверстия; es, ES – верхние отклонение вала и отверстия; ei, EI – нижнее отклонение вала и отверстия. В эти формулы отклонения поставляют со своими знаками специальной справочной литературы [1, ч.1, с.90 и 125]. Величины допусков определяют; для вала - Td = dmax - dmin = es – ei; (1.5) для отверстие - TD = Dmax - Dmin = ES – EI. (1.6)
Для посадок с натягом величины натяга определяют: Nmax= dmax- Dmin= es- EI; (1.7) Nmin= dmin- Dmax= ei- ES (1.8) Средний натяг есть среднее арифметическое между наибольшим и наименьшим натягами: Ncр = (Nmax+Nmin)/2 (1.9) Для посадок с зазором величины зазоров определяют: Smax= Dmax- dmin = ES- ei; (1.10) Smin= Dmin- dmax = EI- es (1.11) Средний зазор есть среднее арифметическое между наибольшим и наименьшим зазором: Sср= (Smax+Smin)/2 (1.12) Для переходных посадок наибольшие значения натяга и зазора определяют: Nmax= dmax- Dmin= es- EI; (1.13) Smax= Dmax- dmin = ES- ei (1.14) Средний натяг в переходных посадках рассчитывают по формулам: Ncр = (Nmax+Nmin)/2 = (Nmax+ Smax)/2 (1.15) где Nmin=- Smax= ei- ES (результат среднего натяга со знаком минус будет означать, что среднее значение для посадки соответствует зазору). Допуск посадки определяются: допуск натяга TN = Nmax – Nmin= Td+ TD; (1.16) допуск зазора TS = Smax – Smin= Td+ TD; (1.17) допуск переходной посадки (допуск натяга или допуск зазора) TN= TS= Nmax – Nmin= Smax – Smin= Td+ TD; (1.18) Допуск посадки в общем случае TN= TS= Td+ TD. (1.19)
Рисунок 1. Схема расположения полей допусков в СА
0 EI=0 ei=0,053
ei=-0,264
Рисунок 2. Схема расположения полей допусков в СВ
ES=0,130
EI=0.100
0 es=0
ei=0.019 EI= -0.039 ES=-0.087 EI=-0.133 ЗАДАНИЕ 2 Расчёт и выбор посадки с зазором Исходные данные: D = 30 мм – номинальный диаметр подшипника L = 50 мм –длина подшипника n = 2800 об/мин – частота вращения вала Р = 600 H – нагрузка на цапфу Инд. 30 – масло для смазки – η=0,026 ω=π*n/30=3,14*2800/30=293,06 рад/с 2.1 Определяем среднее удельное давление в подшипнике: (2.1) 2.2 Определяем значение произведения: (2.2) 2.3 Наивыгоднейший тепловой режим работы подшипника при наименьшем коэффициенте трения наступает при установившемся движении, когда h = 0,25*S. Подставляя значение h в формулу (2.2) получим наивыгоднейший зазор: (2.3) 2.4 Расчётный зазор, по которому выбираем посадку, определяем по формуле: (2.4) где RZ1 =3,2 мкм и RZ2 = 6,3мкм – шероховатость поверхностей вала и отверстия по ГОСТ 2789-73. 2.5 Чтобы большая часть подвижных соединений при сборке имела зазор, близкий к расчётному при выборе стандартных посадок необходимо выполнение условия: Sср.станд. = Sрасч. (2.5)
Smax=233 мкм Smin=65 мкм Smax+Smin/2=159
2.6 Выбираем посадки в соответствии с ГОСТ 25347-82 в системе Отверстия в первую очередь предпочтительные. Для выбранной посадки построим схему расположения полей допусков. (рис 3) 2.7 Выбранную посадку необходимо проверить на наименьшую толщину маслянистой пленки hmin, при которой обеспечивается жидкостное трение: (2.6) Для обеспечения жидкостного трения нужно соблюдать условие:
0.033*10-3 ≥ 3,2*10-6+6,3*10-6 верно.
ES=+0,084 0EI=0
ei=-0,049 ЗАДАНИЕ 3 Расчёт и выбор неподвижной посадки Исходные данные D = 85 мм d1 = 0 мм d2 =160 мм L = 120 мм Мкр =5*103 Нм Сталь 45 ƒ=0,15 3.1 Определяем удельного давления на сопрягаемых поверхностях неподвижного соединения определяем в зависимости от вида нагрузки: - при действии крутящего момента Мкр, Нм (3.1) 3.2 Наименьший натяг в соединении определяем на основании зависимостей, известных из решения задачи Лемы для толстостенных цилиндров: (3.2) где E1 и E2 - модуль упругости. E = 2,1*10¹¹ н/м² (для стали) С1 и С2 – коэффициенты, определяем по формулам: (3.3) где μ1, μ2 - коэффициенты Пуассона для материала вала и отверстия μ1 = 0,3 = μ2 (для стали). 3.3 Расчётный натяг, по которому выбираем посадку, определяем по формуле: (3.4) 3.4 Выбор стандартной посадки производим из условия относительной неподвижности соединяемых деталей: Nmin станд ≥ N расч (3.5) 49*10-6 мкм≥ 34,25*10-6 мкм 3.5 Удельное давление, возникающее при наибольшем натяге выбранной посадки, определяем из формулы: (3.6)
4 Возникающие при этом напряжение в охватывающей (отверстие) и охватываемой (вал) детали будут соответственно равны: (3.7) (3.8) 7. Если σ1 и σ2 меньше предела текучести материала деталей соединения, т.е. σ1 < σT1, и σ2 < σT2, то посадка выбрана правильно. σ1 < σT1, σ2 < σT2 684,4*105 < 36*107 Н/м² 1368,8*105 < 36*107 Н/м²
Посадка выбрана правильно.
es=0,086
ei=0,071 ES=0,022
0 EI=0
Рисунок 4. Схема расположения полей допусков для посадки
ЗАДАНИЕ 4 Расчёт исполнительных размеров гладких предельных калибров Исполнительными размерами калибров называются размеры, которые проставляются на рабочих чертежах калибров, т.e. размеры, по которым должны изготавливаться новые калибры. 4.1 Определяем предельные отклонения и предельные размеры деталей для заданной посадки:
D max = 30,084 мм; dmax = 29,935 мм; D min =30 мм; dmin = 29,883 мм. 4.2 Схема расположения полей допусков калибров-пробок, для контроля отверстия: Z = 9 мкм, 0,009 мм; Y = 0 мкм; α = 0 мкм; H = 4 мкм, 0,004 мм; 4.3 Определяем предельные размеры калибров-пробок по следующим формулам: P – ПРmax = D min + Z + H/2 = 30+0,009+0,004/2=30,011 мм; (4.1) P – ПРmin = D min + Z – H/2 =30+0,009-0,004/2=30,007 мм; (4.2) P – ПРизн = D min –Y = 30-0=30 мм; (4.3) Р – HEmax = D max + H/2 = 30,084+0,004/2=30,086 мм; (4.5) P – HEmin = D max – H/2 = 30-0,004/2=29,998 мм; (4.6) 4.4 Схема расположения полей допусков калибров скоб, для контроля вала: Z1 = 3 мкм, 0,003 мм; Y1 = 3=0,003 мкм; d1 = 0 мкм; H1 = 4 мкм, 0,004 мм; HР = 1,5 мкм, 0,0015 мм. 4.5 Определяем предельные размеры калибров скоб по следующим формулам: P – ПРmax = d max – Z1 + H1/2 =29,935-0,003+0,004/2=29,934 мм; (4.7) Р – ПРmin = d max – Z1 – H1/2 = 29,935-0,003-0,004/2=29,930 мм; (4.8) P – ПРизн = d max + Y1 = 29,935+0,004/2=29,937 мм; (4.9) Р – HEmax =d min + H1/2 = 29,935+0,004/2=29,937 мм; (4.10) P – HEmin = d min – H1/2 =29,935-0,004/2=29,933 мм; (4.11) 4.6 Определяем контрольные калибры для контроля скоб по следующим формулам: К – ПР = d max – Z1 + Hp/2 = 29,935-0,003+0,0015/2=29,93876 мм ; (4.12) K – HE = d min + Hp/2 = 29,883+0,00015/2=29,88375 мм; (4.13) K – ПРиз = d max +Y1 + Hp/2 = 29,935+0,003+0,0015/2=29,93875 мм. (4.14)
Рисунок 5. Схема полей допусков калибров-пробок для контроля отверстия.
H=0.088 0
Рисунок 6. Схема полей допусков калибров скоб для контроля вала.
ЗАДАНИЕ 5 Расчёт и выбор посадок для подшипников качения
Исходные данные: номер подшипника № 228 класс точности 0: нагрузка PH = 6000 Н 5.1 По номеру подшипника устанавливаем габаритные размеры подшипника. D = 250 мм – наружный диаметр d = 140 мм – внутренний диаметр В = 42 мм – ширина кольца r = 4,0мм – радиус фаски Установочные размеры сопрягаемых с подшипником деталей D2 max = 236 мм – диаметр заплечика корпуса; d2 min = 153 мм – диаметр заплечика вала;
5.2 По характеру нагрузки подшипника определяем интенсивность радиальной нагрузки на посадочной поверхности циркуляционного нагруженного кольца при условии, что вращается вал. PR =FR / b * K1* K2* K3 ; (5.1)
b = B – 2r = 42-2*4=34=0,034 м –рабочая ширина посадочного места
K1 – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки K1 = 1 (при умеренных толчках и вибрации) K2 - коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе K2 = 1 (при сплошном вале) K3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки FR K3 =1 (для радиальных и радиально упорных подшипников с одним нагруженным кольцом)
PR = (6000/0,034)*1*1*1=176,5 кH/м2
5.3 По величине определяем посадку для циркулярнно-нагруженного кольца подшипника на вал или в корпус:
Ø140
5.4 Nmax = es - EI =0,0125-(-0,025) = 0,0375 мм = 37,5 мкм (5.2)
es=+0,0125
0 ES=0
ei=-0,0125 EI=-0,025
Рисунок 7. Схема расположения полей допусков соединения внутреннего кольца подшипника и вала (СА).
5.5 Определяем посадку для местно нагруженного кольца подшипника: Ø250 Рисунок 8. Схема расположения полей допусков соединения наружного кольца подшипника с корпусом (СВ).
5.6 Определяем Smax и Smin значения радиального зазора для подшипников нормального ряда и определяем среднее значение начального зазора.
Smax = 53 мкм, Smin = 18 мкм, S1= Sср = (Smax – Smin)/2 =(53+18)/2=35,5 мкм. (5.3)
5.7 Определяем значение приведённого среднего диаметра беговой дорожки внутреннего кольца. d0 = d+(D-d)/4 = 140+(250-140)/4 = 167,5 мм. (5.4)
5.8 Определяем величину диаметральной деформации беговой дорожки внутреннего кольца подшипника.
∆d1max =Nэф *d0/d= 31,87*(167,5/140)=38,1 мкм; (5.5) где Nэф –эффективный натяг
Nэф = 0,85*Nmax = 0,85*37,5= 31,87 мкм; (5.6)
5.9 Определяем посадочный зазор S подшипника при посадки его на вал.
S2 = S1 - ∆d1max = 35,5 –38,2 =-2,7 мкм. (5.7) 7 ряд Smax = 91 мкм, Smin = 46мкм, S1= Sср = (Smax – Smin)/2 =(91+46)/2=68,5 мкм
d0 = d+(D-d)/4 = 140+(250-140)/4 = 167,5 мм.
S2 = S1 - ∆d1max =68,5–38,2 =30,3 мкм
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |