Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальнойРаботы Контрольный эксперимент проводился той же методике "Исследование способности словообразования" [Алексеева М.М., Лямина В.И.], что и констатирующий.
Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня словообразования в экспериментальной группе по сравнению уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента.
Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены результаты, представленные в приложении №2.
В контрольной группе к моменту контрольного эксперимента детей, имеющих очень высокий уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, стало немного больше, однако разделение достаточно условно, т.к. дети набрали от 12 до 15 баллов (порог - 13б).
Большинство детей в экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий (60%) и очень высокий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
В контрольной группе на момент контрольного эксперимента дети имеют высокий (60%) и очень высокий уровень (30%) умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
На момент контрольного эксперимента основная часть детей (50%) в экспериментальной группе имеют высокий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 30% - имеют средний уровень, 20% - имеют очень высокий уровень.
На момент контрольного эксперимента в контрольной группе немного увеличилось количество детей, имеющих очень высокий (60%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Половина детей (50%) в экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% - имеют средний уровень, и 20% - имеют очень высокий.
В контрольной группе на момент контрольного эксперимента дети имеют очень высокий (60%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, высокий и средний уровень составляют по 20%.
В экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента заметно уменьшилась доля детей (40%) с низким уровнем языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний и очень высокий уровень составляют по 30%.
На момент контрольного эксперимента уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования остался неизменным.
На момент контрольного эксперимента количество детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования, значительно уменьшилось и составляет всего 20%.
На момент контрольного эксперимента уровень умения образовывать слова в контрольной группе остался на прежнем уровне.
В экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента, преобладают дети со средним (50%) и высоким (30%) уровнем умения образовывать слова, 20% - составляет высокий уровень.
Выводы к II главе
Итак, нами было установлено, что на этапе контрольного эксперимента различия выборок по всем шести заданиям имеют малый уровень значимости. Иначе говоря, уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом, посредством формирующего эксперимента, основой которого были игры с речевым содержанием, была успешно проведана работа по коррекции нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи, что подтверждает рабочую гипотезу о том, что игра является эффективным средством коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Заключение
В результате проведенной научной работы можно сделать следующие выводы: Словообразование - это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов. Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Старший дошкольный возраст - период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, так как игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей. Опытно-экспериментальное исследование показало, что использование специальных игр позволяет наиболее успешно решать вопросы развития словообразования, включение речевых игр в коррекционно-логопедическую программу позволяет развивать словообразование у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает высказанную в начале работы гипотезу теоретически и статистически, цель работы достигнута. Список литературы 1. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки. [Текст] / Н.Д. Арутюнова // 2004. - N2. 2. Берменд И.Е. Игра как феномен сознания. [Текст] / И.Е. Бременд / - Кемерово, "Альф", 1998. 3. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. / - М.: Просвещение, 2003. c. 10 4. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О.М. Вершинина // Логопед. - 2004. - №1. - С. 34-40. 5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 1998. 6. Волосовец, Т.В. Основы логопедии [Текст] / Т.В. Волосовец. - М., 2002. 7. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. - 2005. - №1. - С.9 -15с 8. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А. Земская. - М., 2000. 9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/ Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 2010. 10. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование [Текст] / Е.С. Кубрякова. - М., 2005. 11. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - М., 2004. 12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб., 2001. 13. Левина, Р.Е. Логопедия [Текст] / Р.Е. Левина. - М., 2006. 14. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 1999. c. 82-83. 15. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов [Текст] // под ред. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. c. 47 16. Руководство играми в дошкольном учреждении [Текст]// под ред. Васильевой. - М.: Просвещение, 1997. c. 18 17. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2002. c. 17,12 18. Тамбовцева, А.Г. О дифференцированном подходе к детскому словотворчеству и словообразованию [Текст]/ А.Г. Тамбовцева // Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. - Пермь, 2012. 19. Туманова, Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.В. Туманова // Дефектология. - 2004. - №5. - С.34-41. 20. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР. [Текст]/ Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. - №6. - С.54-58. 21. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.В. Туманова // Дефектология. - 2001.-№4. - С.69-76. 22. Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР [Текст]/ Т.Б. Уварова // Логопед. - 2000. -№4. - С.48-54. 23. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества / Т.Н. Ушакова // Вопросы психологии. - 1970.-№6. 24. Федеравичене, Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа. [Текст] /Автореферат. -М., 2001. 25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст]/ Т.Б. Филичева. - М., 1996. 26. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Е. Филичева. - М., 1999. 27. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]/ С.Н. Цейтлин. - М., 2000. 28. Чуковский, К.И. От двух до пяти…[Текст] / К.И. Чуковский. - Л., 1998. 29. Шахранович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи [Текст]/ А.М. Шахранович. - М., 1990. 30. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. с. 68, 70,82 31. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке [Текст] / Н.А. Янко-Триницкая. - М.: Индрик, 2001.
Приложение 1.
Таблица №1 Результаты развития словообразования в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента
Таблица №2 Результаты развития словообразования в экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента
Приложение №2
Таблица №3 Результаты развития словообразования в контрольной группе на этапе контрольного эксперимента
Таблица №4 Результаты развития словообразования в экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента.
Таблица №5 Словообразование относительных прилагательных
Приложение №3 Перспективный план формирования словообразовательных процессов Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3059)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |