VIII. Заполните пропуски
1 Каменский Я А. Великая дидактика // Избр.пед. соч. — М,1982. — Т. 1. — С. 309-311. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Контрольный тест 1. Что такое возрастная периодизация? 2. Что составляет основу возрастной периодизации? 3. Что такое возрастные особенности? 4. Для чего необходимо учитывать возрастные особенности? 5. Что такое акселерация? 6. Какие педагогические проблемы ставит акселерация? 7. Сформулируйте закономерности физического развития. 8. Какая зависимость существует между возрастом и темпами 9. В чем сущность закона неравномерности развития?
10. Какие периоды называются сензитивными? 11. Когда наступает сензитивный период развития навыков ре 12. Охарактеризуйте особенности физического развития младших 13. Какие особенности духовного и социального развития харак 14. Охарактеризуйте особенности физического развития учеников 15. Какие особенности духовного развития характерны для учени- ков среднего школьного возраста? 16. Что такое социализация личности и как она происходит ? 17. В чем причины переживаемых подростками трудностей разви- тия? 18. Охарактеризуйте особенности духовного и социального разви 19. Как формируются нравственные и эстетические качества 20. Что такое индивидуальные особенности и какие взгляды су
Литература для самообразования В мире подростка / Под ред. А.А. Бодапева. — М., 1980. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М., 1988. (он И.О. Психология старшеклассника. — М., 1980. <остюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. — Киев, 1989. Курганов С. Школа диалога культур // Народное образование, 1990—1992. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991. Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, В.С. Круглова. — М., 1988. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986. Формирование личности в переходный период / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1987. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ Цели воспитания Цели воспитания в современной школе Задачи воспитания Современные зарубежные педагогические концепции Цели воспитания в зарубежной педагогике ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ Минимально необходимое время (в минутах)
Трудность (в условных единицах от 1.00) 0,86 Время (в минутах), необходимое для полно г ^ Цели воспитания Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ — всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы — к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться — можно назвать ключевыми. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей. Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других. В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями — от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания. Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое раз-питие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания исегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикры-иаются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса. Не все педагоги согласны отводить воспитанию роль прислужницы идеологии, хотя история человеческих цивилизаций знает немало свидетельств, когда политику направляли умные и достойные деятели, сумевшие обратить воспитание на пользу всему народу. Но в ряде стран, к сожалению, воспитание отражало волюнтаристские устремления политиканов, государственные амбиции, не развивало, а оболванивало целые поколения. Крах антинародных воспитательных систем в бывшем СССР и странах Восточной Европы — один из свежих примеров вечного торжества гуманистических целей воспитания и одновременно еще одно доказательство того, что любой государственный строй стремится прежде всего монополизировать воспитание. Вот почему в последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам — эта цель. История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригод- 5 И. П. Подласый, кн. 1
ных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. История общественного развития подтверждает, что произвольное выведение целей воспитания недопустимо. При выборе, постановке и формулировке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человека. Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора — политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразовать жизнь людей. Но лишенное объективности воспитание не выдерживает напора действительности, удел его заранее предрешен. Потребности общества определяются способом производства — уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений. История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая. При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель — вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повсе- II но иной жизни. Специальных воспитательных учреждений не гни но, школы лишь зарождались. Как видим, способ производ-• та и цель воспитания находятся между собой в согласии. При рабовладельческом строе воспитание стало у.*с особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей ра-Гхжладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других пародов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов включалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уро-исиь развития производительных сил, характер производственных отношений диктуют именно эти, а не иные цели. На примере античного воспитания видим также, что клас-ашый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология. При феодализме основные классы — феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференциро-панными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, а для детей крестьян — трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раз-дноение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства. Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов — буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, обществен- ных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства. На смену раннему (классическому) капитализму идет (пришел) развитый капиталистический строй, называемый посткапиталистическим (рыночным, демократическим и т. п.). Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития производственных и общественных отношений. В русле исторического процесса попытку построения социализма и коммунизма в нашей стране также можно рассматривать как не увенчавшийся успехом способ перехода к более совершенным общественным отношениям. При всем многообразии посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется. Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т. п. Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. | I. Заполните пропуски
Определяющим фактором при по II. Какие общие факторы влияют на постановку цели воспитания? 1. Требования родителей. 2. Потребности общества. 3. Представления и стремления прогрессивно мыслящих людей. 4. Потребности производства. 5. Идеал человеческого воспитания. 6. Экономический уровень развития общества. 7. Требования христианских добродетелей. 8. Требования господствующего класса. 9. Способ производства.
10. Возможности учителей и воспитателей. 11. Физиологические и психологические возможности вос- 12. Уровень цивилизованности общества. 13. Идеология и политика государства. 14. Уровень развития педагогической науки и практики. 15. Возможности учебно-воспитательных заведений.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1589)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |